Бизнес-зал пошел на вылет

Лишившись аренды помещения аэропорт намерен получить его в собственность

Принадлежащее областному правительству ОАО «Омский аэропорт» через суд понуждает собственника бизнес-зала аэровокзала ЗАО «Омскавиасервис» продать актив за 19,68 млн руб. В аэропорту заявляют, что условие продажи помещения было прописано в досрочно расторгнутом с предприятием два месяца назад договоре аренды. В «Омскавиасервисе» категорически отказываются продавать актив аэропорту, считая цену почти в два раза заниженной, и готовятся заключить сделку по продаже бизнес-зала с «Аэрофлотом».

Вчера арбитражный суд Омской области принял к производству иск ОАО «Омский аэропорт» к ЗАО «Омскавиасервис». Как пояснили „Ъ“ в аэропорту, предприятие понуждает ЗАО продать помещение бизнес-зала пассажирского аэровокзала на Транссибирской улице, 28, площадью 291,3 кв. м и 2/25 доли в земельном участке под зданием. «В рамках договора аренды этих активов, который был досрочно расторгнут 1 июня по инициативе ”Омскавиасервиса”, у ”Омского аэропорта” было право выкупа бизнес-зала. Мы направили в адрес собственника оферту, предложив приобрести помещение и долю участка по рыночной стоимости в 19,68 млн руб. Поскольку был получен отказ, мы инициировали иск», — пояснили в аэропорту. Заявление поступило в суд 16 июля, первое заседание назначено на 6 августа.

ЗАО «Омскавиасервис» в 1996 году построило бизнес-зал омского аэровокзала для обслуживания пассажиров, вылетающих бизнес-классом. В 2010 году ЗАО передало принадлежащие обществу помещения в аренду ОАО «Омский аэропорт». Условия сделки не раскрываются. По данным «Омскавиасервиса», в прошлом году аэропорт получил доход от эксплуатации бизнес-зала свыше 25 млн руб., а ЗАО — 12 млн руб. арендных платежей. Согласно «СПАРК-Интерфакс», 80,6% акций «Омскавиасервиса» принадлежит российским гражданам, 19,4% — ОАО «Омский аэропорт» (85,265% акций аэропорта находятся в региональной собственности).

В начале марта коллектив «Омскавиасервиса» обратился с открытым письмом к губернатору Омской области Виктору Назарову, председателю регионального законодательного собрания Владимиру Варнавскому и тогдашнему председателю совета директоров аэропорта Вадиму Меренкову с просьбой предотвратить «необдуманные и незаконные действия недавно назначенного генерального директора ОАО ”Омский аэропорт” Виктора Титарева» (господин Титарев по решению совета директоров аэропорта возглавил предприятие в декабре прошлого года. — „Ъ“). Коллектив не устроило, что топ-менеджер решил в три раза — с 30 до 10% — урезать доходы «Омскавиасервиса» от эксплуатации бизнес-зала, а остальные 90% отдать аэропорту. В ЗАО подчеркивали, что таким образом предприятие получит порядка 7 млн руб. выпадающих доходов в год, которые восполнить при прибыли в 200 тыс. руб. не удастся.

Коллектив убеждал власти, что господин Титарев «вынуждает предприятие продать бизнес-зал любой российской авиакомпании», что приведет к ежегодной потере аэропортом 25 млн руб. доходов. Однако реакции на обращение сотрудников «Омскавиасервиса» не последовало. А в конце марта аэропорт обратился в омский арбитражный суд с иском к «Омскавиасервису», потребовав пересмотра условий договора аренды бизнес-зала, а именно установить ежемесячную фиксированную плату в 331,2 тыс. руб. вместо ежемесячного платежа, размер которого зависит от количества обслуженных пассажиров. Однако суд в этом иске аэропорту отказал, сейчас решение обжалуется предприятием в апелляционной инстанции. 1 июня «Омскавиасервис» досрочно расторг договор аренды бизнес-зала с омским аэропортом и закрыл помещение для пассажиров. Аэропорт открыл новый бизнес-зал на собственных площадях, на втором этаже аэровокзала.

Руководитель ЗАО «Омскавиасервис» Андрей Похилюк вчера пояснил „Ъ“, что у аэропорта мало шансов вынудить предприятие продать бизнес-зал и долевое право собственности на участок под ним. «Заставить продать актив по цене, которая не устраивает собственника, достаточно проблематично. Мы считаем, что она должна быть существенно выше (порядка 36 млн руб. — „Ъ“), и в доказательство своей правоты заказали независимую оценку помещения бизнес-зала. Также на решение отказать в продаже повлияли многочисленные судебные претензии аэропорта в наш адрес», — пояснил господин Похилюк.

Сейчас «Омскавиасервис» ведет переговоры о продаже помещения бизнес-зала с «Аэрофлотом». «Согласие от ”Аэрофлота” уже получено, сейчас согласовывается технология обслуживания пассажиров, касающаяся работы с аэропортом. Для ”Аэрофлота” сделка будет выгодной — сейчас он платит за каждого пассажира 3009 руб., а мы обозначили цену в 1800 руб. До 1 августа нам должны дать окончательный ответ», — сообщил Андрей Похилюк. В «Аэрофлоте» на запрос „Ъ“ вчера не ответили.

Наблюдатели считают, что вынужденная продажа «Омскавиасервисом» помещения бизнес-зала аэровокзала свидетельствует о неэффективном управлении аэропортом. «”Аэрофлоту” эта сделка достаточно выгодна — убирается монополист по данному виду обслуживания (ОАО «Омский аэропорт». — „Ъ“), и авиакомпания будет экономить как минимум 15—17 млн руб. в год. С приходом нового генерального директора управление аэропортом выглядит малоэффективно», — считает экс-глава омского аэропорта Сергей Круглов.

Анастасия Митьковская

Вся лента