Трамвай пошел по длинному пути

Потенциальные участники транспортного проекта ждут тендера от областных властей

Как стало известно „Ъ“, власти Омской области определили круг потенциальных инвесторов и проектировщиков строительства в городе линии скоростного трамвая стоимостью порядка 10 млрд руб. Ими стали французские компании La Societe du Grand Paris, Systra и столичные ОАО «Трансмашгрупп» и ОАО «Газпромбанк». Инвесторы подтверждают, что готовы подключиться к реализации проекта, однако чиновники до сих пор не определили дату тендера. Наблюдатели считают, что дальнейшие проволочки могут охладить интерес его возможных участников.

Фото: Харламов Вадим/Ъ, Коммерсантъ

О заинтересованности в реализации проекта скоростного трамвая ряда иностранных и российских компаний вчера „Ъ“ сообщил министр развития транспортного комплекса Омской области Олег Илюшин. «Переговоры с правительством Омской области с конца прошлого года ведут ОАО ”Газпромбанк”, ОАО ”Трансмашгрупп”, La Societe du Grand Paris и Systra», — сообщил министр. Переговоры, по словам чиновников ведомства, пока на стадии обсуждения. «Мы с ними постоянно держим связь. Например, Газпромбанк предложил финансирование строительства легкорельсового транспорта, однако заемные средства достаточно дорогие, а возврат будет длительным. Это делает проект менее привлекательным», — пояснили в минтрансе. По данным чиновников, французские компании La Societe du Grand Paris и Systra готовы оказать услуги в области проектирования скоростного трамвая, а ОАО «Трансмашгрупп» может выступить подрядчиком, проектировщиком и поставщиком подвижного состава.

Идея построить в Омской области скоростной трамвай вместо метро-долгостроя появилась у областных властей в конце прошлого года, а в марте чиновники окончательно отказались от возведения метрополитена из-за проблем с федеральным финансированием и скудных доходов региональной казны. В апреле в Омске побывал эксперт по городскому планированию и вопросам транспорта, профессор университета Пенсильвании (США) Вукан Вучик, поддержавший идею переформатирования метро в легкорельсовый транспорт. Инвестиции в его организацию оцениваются властями в 10 млрд руб. против 26 млрд руб. на метро. Идея, как сообщали чиновники, получила одобрение в федеральных ведомствах, и власти следующим шагом обещали пролоббировать включение строительства скоростного трамвая в федеральную программу по подготовке празднования 300-летия Омска для того, чтобы ввести его в эксплуатацию к 2016 году. Но до сих пор соответствующих решений не принято.

Потенциальные инвесторы вчера подтвердили свою заинтересованность в реализации проекта скоростного трамвая. «Планы принять участие в данном проекте у компании есть», — пояснили „Ъ“ в «Трансмашгрупп», отказавшись сообщить, на каких условиях компании было бы интересно войти в проект. Во французской Systra пояснили, что ждут от региональных властей объявления конкурса на разработку проекта трамвая. «Мы готовы участвовать в тендере в качестве проектировщиков. Но подскажите, когда уже состоится конкурс?», — поинтересовались в Systra. В Газпромбанке и La Societe du Grand Paris на запрос „Ъ“ вчера не ответили.

Министр развития транспортного комплекса региона Олег Илюшин вчера не смог пояснить, с чем связаны задержки в организации проведения конкурса на разработку проекта легкорельсового транспорта. Ранее чиновники обещали провести тендер в сентябре. Однако теперь точную дату власти назвать затрудняются без объяснения причин. Несколько дней назад сенатор от Омской области Андрей Голушко объявил о провале программы по подготовке к празднованию 300-летия Омска, куда по-прежнему включено возведение метро, из-за бездействия чиновников. «Мы приглашали экспертов, получился неплохой эскизный проект, который позволяет и средства сэкономить, и решить транспортные проблемы города. Однако решение о том, как довести этот проект до ума, до сих пор не принято», — заявил сенатор. По оценкам экспертов, проектирование трамвая может обойтись областным властям в сумму порядка 500 млн руб.

Директор агентства «Городские проекты» Вадим Гинзбург, участвовавший в обсуждении идеи переформатирования метро в трамвай, считает, что у властей нет объективных препятствий для реализации проекта. «Думаю, что дело тормозит неспособность чиновников областной администрации управлять и достигать результата. Ведь до сих пор не проработана концепция легкорельсового транспорта, не составлены требования к проекту, не проведен опрос общественного мнения среди населения», — заявил господин Гинзбург. По его словам, «поданный в красивой упаковке проект трамвая стал бы хорошим аргументом для федералов». «Пока же есть большие сомнения, что они разрешат перенаправить юбилейные деньги на скоростной трамвай», — сообщил Вадим Гинзбург.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов добавил, что через некоторое время проект скоростного трамвая может подорожать и если отношения между региональными и федеральными властями не изменятся, проявленный интерес со стороны потенциальных инвесторов может угаснуть.

Ольга Данилова

Вся лента