Огурцы помешали Луховицам голосовать в срок

На выборах главы Луховицкого района досрочно проголосовали 14% избирателей

На досрочных выборах главы Луховицкого района победил зампред правительства региона Владимир Барсуков. При этом в муниципалитете прошло одно из первых крупных голосований в стране с возможностью выбрать кандидата досрочно. До дня выборов в районе проголосовали 14% избирателей от общей явки. Глава Мособлизбиркома Ирек Вильданов заявил, что большое количество досрочно проголосовавших связано «с производством огурцов». Напомним, что досрочное голосование было отменено в 2010 году в связи с большим количеством нарушений и возвращено весной текущего года.

Фото: Александр Уткин, Коммерсантъ

Выборы главы Луховицкого района Московской области вчера состоялись досрочно: предыдущий глава Анатолий Михайлов ушел в отставку по состоянию здоровья. Завершились выборы победой самовыдвиженца Владимира Барсукова, зампреда правительства Подмосковья. Явка на выборах превысила 37%, всего проголосовали 16 828 избирателей; 2358 человек, или 14% от общей явки, воспользовались возможностью проголосовать досрочно. Напомним, что досрочное голосование было отменено в 2010 году президентом Дмитрием Медведевым, который пообещал «навести наконец порядок на местных выборах»: оппозиция неоднократно заявляла, что большинство фальсификаций происходит именно на этом этапе. Однако в марте текущего года решением Конституционного суда голосовать досрочно вновь разрешили. Выборы в Луховицах стали одной из первых крупных кампаний с возможностью «досрочки».

По словам Татьяны Волковой, наблюдателя движения «Сонар», досрочно люди голосовали не по своей воле. «В основном это были сотрудники местных предприятий и коммунальных служб: они приезжали прямо в рабочей одежде, многих привозили на “Газелях”. В заявлении, где нужно указать причину досрочного голосования, один из избирателей так и написал — “по распоряжению начальника”,— рассказала она “Ъ”.— Кроме того, члены комиссий не давали наблюдателям расписываться на конвертах с бюллетенями, чтобы защитить их от вскрытия. Никаких гарантий, что их не вскрывали и не меняли бюллетени». Наблюдательница добавила, что результаты досрочного и основного голосования сильно различаются: если 6 июля Барсуков получил 68,5%, то досрочно за него проголосовало около 90% избирателей.

При этом по жалобам конкурентов с выборов были сняты основные конкуренты Владимира Барсукова экс-глава района в 1996–2009 годах Севостьян Тектониди и кандидат от «Родины» Александр Андреев, за которого призвал голосовать господин Тектониди.

Председатель избирательной комиссии Московской области Ирек Вильданов опроверг заявления наблюдателей о нарушениях в ходе досрочного голосования. Он считает, что большое количество проголосовавших досрочно не аномалия: «Луховицкий район — это же столица огурцов! Там все посуточно работают на производстве огурцов, поэтому в воскресенье голосовать не могли. У нас был выбор — либо делать выездные избирательные участки там, где выращивают огурцы, либо разрешить фермерам голосовать досрочно. Мы у всех проверили документы, подтвердили их график работы. А оппозиция может что угодно заявлять — ничего не подтверждается. У нас нет ни одной жалобы с избирательных участков».

Политолог Сергей Поляков считает, что нарушения при досрочном голосовании влияют на то, с каким отрывом победит тот или иной кандидат. «Досрочное голосование используется для вбросов. Бюллетени складывают не в урну, а в конверт, и он две недели хранится в сейфе сначала в территориальной, потом участковой комиссии. За это время председатель комиссии может делать с бюллетенями все, что захочет: ставить галочки, портить. Кроме того, на досрочном голосовании легче проследить, чтобы человек проголосовал так, как надо. Руководители предприятий отправляют сотрудников на досрочное голосование, и там они голосуют под надзором. Все эти методы используются, чтобы протащить нужного кандидата»,— говорит он.

Мария Карпенко

Вся лента