Зона глубокого риска

Сергей Мельников и Никита Аронов — о причинах катастрофы в московском метрополитене

15 июля произошла самая страшная авария в истории московской подземки. Причина, похоже, в человеческом факторе. Но в нем ли одном?

Передний вагон превратился в груду железа и, чтобы вытащить из тоннеля, его пришлось резать автогеном

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

Состав едва отъехал от станции "Парк Победы" в сторону "Славянского бульвара", но уже успел разогнаться примерно до 70 километров, когда три передних вагона сошли с рельсов. Головной, где в итоге оказалось больше всего пострадавших, врезался в межтоннельную стенку, отделяющую основной ход метро от технического ответвления. 12 человек погибли на месте. Еще семь скончались в вестибюле станции, куда их вынесли на руках. На момент подписания номера еще трое умерли в больницах. Счет раненым превысил полторы сотни...

Техногенные аварии в России часто списывают на изношенность инфраструктуры. Но тут совсем другая история: участок новый, построенный только в 2008 году, состав тоже новый, "Русич". Версию теракта тоже отвергли сразу. Зато возникло несколько других.

Энергоснабжение. Поначалу грешили на перепад напряжения. Якобы линию обесточило, что вызвало экстренное торможение, из-за которого состав и сошел с рельсов.

Неудивительно, ведь в прошлом году неисправности электрического хозяйства подземки привели к целому ряду аварий. Кульминацией стал пожар 5 июня между станциями "Охотный ряд" и "Библиотека имени Ленина". Однако на этот раз электричество, похоже, ни при чем, перепадов напряжения в этот момент не зафиксировано. Да и само по себе экстренное торможение без других неисправностей к такой аварии привести не может.

Состав. Активно обсуждалось предположение: проблема — в самом поезде. Подвижной состав для московской подземки собирают на заводах "Метровагонмаш" в Мытищах и Твери. Год назад компанию, кстати, оштрафовали на 6 млн за 45-минутный сбой движения на Серпуховско-Тимирязевской линии по причине неисправности нового состава. Вскоре разразился новый скандал, связанный с браком, просочившийся в прессу благодаря местному независимому профсоюзу "Защита труда". Правда, речь шла не о вагонах типа "Русич", а о более старых моделях.

— Шел массовый брак мелких деталей: не тот болт, не та гайка, приварные детали не на том месте,— рассказывает бывший слесарь-сборщик мытищинского завода Вячеслав Бабочкин.— Казалось бы, мелочи. Но каждая такая мелочь — мина замедленного действия. Возникает, например, неплотное соединение, а там под давлением воздух для тормозов...

Руководство предприятия слова рабочих опровергает. А почти все члены профсоюза вскоре были уволены по сокращению.

— Мы тогда не сразу пошли к журналистам. Сначала обратились к начальству, попросили принять меры, но там нас просто проигнорировали,— вспоминает бригадир и член профкома Сергей Лебедь.— И ведь все бракованные детали проходили по три приемки: ОТК цеха, ОТК завода и, наконец, в Московском метрополитене.

Стоит отметить, что последние годы "Метровагонмашу" пришлось резко увеличить выпуск: метрополитену срочно требовались новые составы. Если в 2010 году предприятие произвело 293 вагона, то в 2012-м — уже 503, в 2013-м — 438. Закрадывается мысль: при такой спешке до качества ли?

Деформация пути. После трагедии один из работников подземки выложил в Сеть фотографию ведомственной инструкции Арбатско-Покровской линии. В ней машинистов предупреждали, что в районе "Парка Победы" будут производиться взрывные работы, там сейчас строят новый участок Калининско-Солнцевской линии. Сразу возникли версии о деформации пути в связи со взрывами по соседству.

Одновременно выяснилось, что гражданский активист Сергей Молостов ровно за месяц до аварии жаловался руководству метрополитена на сильную вибрацию вагона между станциями "Киевская" и "Славянский бульвар". То есть в том числе и на том перегоне, где сошел с рельсов поезд. Ответ пришел дежурный: "Сообщаем, что путь содержится в соответствии с техническими нормами и допусками".

Стрелка. Публикация первых подробных фотографий с места катастрофы вызвала однозначную реакцию у специалистов: причиной аварии стали проблемы со стрелкой. Это в итоге и стало официальной версией. Оказалось, что стрелка новая, установлена всего несколько дней назад и, по версии следствия, не закреплена, как положено, а примотана трехмиллиметровой проволокой. СК задержал двух причастных сотрудников метро.

Вообще, если стрелка установлена на путях, а в действие не введена, ее по инструкции следует "зашить". Другими словами, зафиксировать специальным металлическим упором или железнодорожным костылем.

— Сложно поверить, что в службе пути допустили такое нарушение,— говорит на условиях анонимности один из работников той же линии.— Хотя, возможно, сами они не "зашивали" стрелку, а только принимали работу, причем за пять минут до того, как откроется станция. Ночное окно, отпущенное на производство работ, сейчас очень маленькое: с 2:30 до 5 утра. А у службы пути не хватает людей, да и с надзором не очень хорошо, ведь они должны кроме этого выполнять и свои штатные обязанности.

Кто был в итоге виноват — монтажники ли, которые плохо поставили злосчастную стрелку, или путейцы, плохо ее проконтролировавшие, и предстоит выяснить следствию.

Впрочем, погибших это не вернет. И от тревоги не избавит: после случившегося московская подземка в сознании людей надолго останется зоной повышенного риска.

Материалы подготовили Никита Аронов, Сергей Мельников

Вся лента