Люди с деньгами

Как компания MoneyMan выдает онлайн-кредиты

Как новичку выйти на рынок, где уровень конкуренции зашкаливает? Компания MoneyMan первой в России научилась выдавать микрозаймы в интернете и теперь растет больше чем на 500% в год.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Текст: Сергей Кашин

Проблема

В июне 2011 года Борис Батин из Royal Bank of Scotland и Александр Дунаев из Deutsche Bank учредили компанию MoneyMan. Их планом был выход на рынок Pay Day Loan ("кредиты до зарплаты"). Их образцом — британский онлайн-сервис Wonga.com, который кредитовал своих клиентов, не используя никаких офлайновых средств: заявка, одобрение, выдача денег и их возврат полностью переведены в интернет. Партнеры вложили в проект на этапе создания около $1 млн. Плюс летом 2013-го в проект инвестировал $3 млн известный предприниматель Вадим Дымов. Но рынок микрозаймов в России был уже насыщен. Только в 2011 году в реестре микрофинансовых организаций за год зарегистрировались около 1 тыс. компаний.

Решение

В стране не было ни одной компании, которая бы кредитовала клиентов онлайн: большинство банкиров были уверены, что без личного контакта риски слишком велики: невозможно запросить подтверждающие документы. Риск-менеджер MoneyMan Екатерина Казак говорит, что компании приходится обрабатывать больше информации, чем банкам и другим микрофинансовым организациям. В скоринг-модели MoneyMan используются около пятисот параметров. Компания изучает анкету, данные четырех кредитных бюро, сервиса "Национальный хантер", аккаунты в соцсетях и даже данные Qiwi о частоте платежей за телефон. Уровень одобрения составляет всего 15-20% — только каждый пятый получает кредит.

Результат

В середине июня MoneyMan объявила, что выдала $5 млн кредитов. По размеру портфеля она вплотную подошла к первой двадцатке МФО-лидеров. А судя по последнему исследованию "Эксперт РА", компания стала самой быстрорастущей микрофинансовой организацией России: темпы ее роста составили 567%. Екатерина Казак говорит, что доля просроченных кредитов держится в рамках 16-17%. Это, конечно, больше цифр, привычных банкирам, которые занимаются потребительским кредитованием (7-9%). Но разница покрывается повышенной маржой.

Вся лента