Фьючерс на старость

Пенсионные деньги играют все большую роль на финансовых рынках, но сами пенсионеры, вероятно, негативно влияют на стоимость активов, которыми фонды владеют.

В Нидерландах на безбедную старость позволяет рассчитывать крупнейшая в мире относительно размеров национального ВВП система негосударственного пенсионного обеспечения

Фото: Reuters

Пенсионные фонды традиционно рассматриваются как источник длинных денег для национальных экономик и стабилизирующий фактор на мировых биржах, поскольку ориентированы на долгосрочные вложения. Совокупные активы пенсионных фондов в ОЭСР оцениваются в $21,8 трлн, их доля на рынке институциональных инвестиций с 2008 года увеличилась с 25,7% до 28%. Общие частные пенсионные активы в ОЭСР достигают $32,1 трлн и помимо пенсионных фондов (67,9% от общего объема) размещаются через фонды под управлением банков и инвесткомпаний (18,5%), пенсионные страховые договоры (12,8%) и пенсионные сберегательные кассы (0,8%). По прогнозу PricewaterhouseCoopers, к 2020 году под контролем пенсионных фондов будет находиться $56,5 трлн из общего объема $100,4 трлн активов под управлением в мире.

Влияние пенсионных фондов огромно как для отдельных государств, в которых активы НПФ иногда превышают размер национального ВВП, так и для мировой экономики в целом. Например, норвежский Government Pension Fund (Global) по состоянию на 2013 год владел долями в 8213 компаниях, или 1,3% акций всех эмитентов в мире, представленных на бирже. А ожидания пересмотра инвестиционной стратегии крупнейшего в мире японского пенсионного фонда Government Pension Investment Fund в пользу более рискованных активов, в том числе акций местных компаний, стали в 2014 году ключевым фактором в динамике индекса Nikkei.

Парадоксальным образом на стоимость активов пенсионных фондов могут негативно влиять сами пенсионеры. Согласно исследованию Банка международных расчетов (BIS), старение населения оказывает прямое влияние на стоимость активов в экономике, прежде всего на стоимость недвижимости. В частности, BIS продемонстрировал связь между достижением трудоспособного возраста поколением бэби-бумеров в США и увеличением цен на жилую недвижимость. Соответственно, со снижением доли трудоспособного населения должны уменьшаться платежеспособный спрос и цены на жилье. Аналогичный эффект предполагается и в отношении финансовых активов — акций и облигаций. Федеральный резервный банк Сан-Франциско выявил положительную корреляцию между коэффициентом цена/доход (P/E) акций и соотношением возрастных групп 40-49 лет и 60-69 лет. Иными словами, получается, что люди среднего возраста инвестируют в акции, сберегая средства, а старшее поколение акции распродает для финансирования жизни на пенсии.

Вся лента