Все программы ММКФ


Основной конкурс

«Бети и Амар», Режиссер Андреас Зиге, 2014 год

Кирилл Разлогов:
На этот раз, отбирая картины для конкурса, мы сознательно создали заведомо полемичную ситуацию, то есть сделали ставку на разнообразие и контрасты. Быть может, такое решение возникло в какой-то степени из-за того, что ушел из жизни наш коллега Владимир Дмитриев, неизменно стоявший на страже классических ценностей, и с нами начал работать молодой Стас Тыркин, приверженец экстрима. Читать дальше


Конкурс документального кино

«Дневник Шехерезады». Режиссер Зейна Даккаш, 2013 год

Спорт, политика и интернет: парализованный после инсульта дайвер, мечтающий снова нырять ("Глубокая любовь"), и лишенный всех титулов семикратный победитель "Тур де Франс", признавшийся в употреблении допинга ("Ложь Армстронга"); предвыборная кампания швейцарского политика ("Казус Блохера") и пермский кардиохирург, получающий предложение возглавить предвыборный штаб кандидата в президенты России ("Кардиополитика"); приключения агента "Моссада" ("Зеленый принц") и обретающие речь ливанские женщины-заключенные ("Дневник Шехерезады"), лечение от интернет-зависимости в Китае ("Сетевой торчок") и разрешение пользоваться интернетом в Бутане ("Счастье").


Специальные показы

«Зал Джимми». Режиссер Кен Лоуч, 2014 год.

Фото: filmz.ru

Два фильма председателя жюри Глеба Панфилова — "Мать" и "В огне брода нет", премьера новой части "Трансформеров" Майкла Бея, последние фильмы Клода Лелуша, Кена Лоуча ("Зал Джимми") и Вима Вендерса. Некоторые опасения вызывает участь современного российского кино: на момент сдачи номера в программе фестиваля еще значится премьера фильма Хусейна Эркенова "Приказано забыть" о депортации чеченов и ингушей в 1944 году (известно, что в конце мая Министерство культуры не стало выдавать прокатного удостоверения картине, опасаясь, что она будет способствовать разжиганию межнациональной розни), хотя последний фильм Андрея Звягинцева, не получивший прокатного удостоверения из-за нецензурной лексики, в программу фестиваля не вошел. Точно известно одно: премьера ремейка "Кавказской пленницы" в исполнении режиссера Максима Воронкова ("Колхоз Интертейнмент") состоится.


8 1/2 фильмов

«Бродячие псы». Режиссер Цай Минлян, 2013 год

Традиционно самая крепкая программа кинофестиваля, представляющая главные новинки авторского кино. "Прощай, речь" Жан-Люка Годара, "Два дня, одна ночь" братьев Дарденн, "Добро пожаловать в Нью-Йорк" Абеля Ферарры, два фильма Цай Минляня ("Бродячие псы" и "Путешествие на Запад"), "Триптих" Робера Лепажа и "Меченый" Дэвида Маккензи.


Свободная мысль. Программа документального кино

«В двадцати шагах от славы». Режиссер Морган Невилл, 2013 год

Внеконкурсная программа документального кино в этом году наполовину состоит из громких имен: классик американской музыкальной документалистики Морган Невилл о буднях бэк-вокалистов ("В двадцати шагах от славы"), архитектурно-культурологический альманах с участием Вима Вендерса и Роберта Редфорда ("Храмы культуры"), последний фильм Михаэля Главоггера ("Смерть рабочего"), а также Эррол Моррис ("Неизвестный известный"), Годфри Реджио ("Посетители"), Виталий Манский ("Книга") и мировая премьера восстановленной звуковой версии фильма Роберта Флаэрти 1926 года ("Моана южных морей").


Фильмы, которых здесь не было

«Вик + Фло видели медведя». Режиссер Дени Коте, 2013 год

Новая программа ММКФ, представляющая фильмы, которые не были замечены прокатчиками, хотя с момента своей фестивальной премьеры не успели утратить ни провокативности, ни актуальности, ни новизны. "Лето Джакомо" Алессандро Комодена, получивший приз за лучший дебют на МКФ в Локарно, "Танцуй, Тора, танцуй" Катрин Геббе о христианском панк-движении Jesus FreakS, две последних картины главного представителя авангардного гей-порно Брюса Лабрюса ("Геронтофилия" и "Лунный Пьеро") и новая картина одного из самых одиозных современных режиссеров Дени Коте "Вик+Фло видели медведя" о нелегкой жизни двух лесбиянок в "глуши Квебека".


Русский след

«Приключения маленьких итальянцев», Режиссер Серджо Бассо, 2014 год

Программа, отвечающая за "образ России" в иностранном кино, на этот раз представлена не неожиданными экранизациями классики и литературными мистификациями, а по большей части — авантюрно-детективным жанром с пересечением границы. Приключения иранского полковника, которому поручено в 1953 году доставить из Москвы на родину 11 тонн золота ("Рекламация"), поиски московского серийного убийцы, оставляющего на месте преступления пронумерованные бирочки ("Фотограф"), и новые "Невероятные приключения итальянцев в России" — российско-итальянская копродукция "Приключения маленьких итальянцев" о школьной хоккейной команде, которая в поисках легендарной шайбы своего тренера в полном составе отправляется в Москву.


Дикие ночи

«R100». Режиссер Хитоси Мацумото, 2014 год

Собственно за "дикие ночи" (программа была названа в честь одноименного культового автобиографического фильма Силиря Коллара) в программе отвечают два фильма: "Сладкая месть" Логана Миллера о противостоянии проститутки и священника-садиста в Нью-Мексико конца XIX века и "R100" Хитоси Мацумото о закрытом клубе "Рабство", в котором офисные работники борются с депрессией с помощью элитных проституток, которые на самом деле никакие не проститутки. Также в программе — мистический триллер о паранормальных явлениях на альпийской метеостанции ("Метеостанция" Мартина Крена) и международные бандитские разборки на фоне деревенских пейзажей Норвегии, вызванные скорбью потерявшего сына отца ("В порядке исчезновения" Ганса Моланда, в главной роли — Стеллан Скарсгорд).


Фабрика грез. Made in China

«Белый яд». Режиссер Бенни Чан, 2013 год

Весь жанровый спектр современного массового китайского кино, большей частью сделанного по американским шаблонам: "Однажды в Шанхае" Вон Чинпо о бандитских войнах 20-х годов, "Школа безумных танцев" Адама Вонга, классическая американская "история успеха" о хип-хоп-танцах в университете, "Огненная буря" Алана Юаня — фильм-катастрофа и фильм об ограблении в одном. Также в программе — "Белый яд" Бенни Чана, традиционный азиатский многофигурный полицейский боевик, и триллер про кровавую девушку из сновидений "Ночной кошмар" Хермана Яо.


Ателье

«Что за странное имя Федерико». Режиссер Этторе Скола, 2012 год

Одна из самых старых программ фестиваля, посвященная кино о кино, в этом году состоит из четырех фильмов. Три из них — биографии: "фильм-воспоминание" о Феллини ("Что за странное имя Федерико"), посвященный Лео Караксу "Мистер Икс" Тессы Луиз-Соломе, до этого снявшей документальный фильм о съемках последней картины Каракса "Корпорация "Святые моторы"" и "Роджер Эберт. Это и есть жизнь" Стива Джеймса, рассказывающий о жизни "самого влиятельного кинокритика Америки", скончавшегося в 2013 году. Некоторое недоумение вызывает четвертый фильм программы, связь которого с киноискусством неочевидна: это "Эрмитажные истории", посвященные 250-летию главного музея страны.


Великая иллюзия

«Жюль и Джим». Режиссер Франсуа Трюффо, 1962 год

Ретроспектива, посвященная 100-летию Первой мировой войны,— попытка в разговоре о войнах XX века избежать политической ангажированности и "образа врага". Все пять картин программы — это фильмы о войне, где войны в ее привычном, батальном и героическом представлении просто нет. "Конец Санкт-Петербурга" Пудовкина (1927 год), "Жюль и Джим" Трюффо (1962 год), "На Западном фронте без перемен" Майлстоуна (1930 год), "Западный фронт, 1918" Пабста (1930) и, конечно, сама "Великая иллюзия" Жана Ренуара (1937 год), которую Йозеф Геббельс назвал своим "кинематографическим врагом N 1".


Далекое — близкое

«52 вторника». Режиссер Софи Хайд, 2014 год

В этом году нет традиционной программы "Вокруг света", но есть очень похожая по невнятности структуры программа "Далекое — близкое". Это тоже собрание фильмов, которым не нашлось места в более продуманных программах, обычно с национальным или социальным колоритом. Австралийская драма Софи Хайд "52 вторника" о старшекласснице, чья мать решает сменить пол, новый фильм Мадлен Олнек "Потаскухи" о совместном путешествии двух проституток, "Ледяной яд" Миди Зед о бирманском крестьянине, который от бедности становится наркокурьером, и "Лос-Анджелес" Дамиана Джона Харпера о мексиканских мигрантах в США.


Anima latina

«Клаб сэндвич». Режиссер Фернандо Эймбке, 2013 год

Программа латиноамериканского кино, в рамках которой два года назад был представлен киноальманах "Гавана, я люблю тебя" (Гаспар Ноэ, Бенисио Дель Торо, Хулио Медем, Элиа Сулейман и другие), на этот раз обошлась без громких имен. Три картины из семи — дебюты ("Апрель в Нью-Йорке" Мартина Пироянски, "Естественные науки" Матиасса Луккези и "Волк у двери" Фернандо Коимбры), а единственное известное имя в программе — это Фернандо Эймбке, чье "Озеро Тахо" выиграло в Берлине приз ФИПРЕССИ. В Москву он привез семейную драму "Клаб сэндвич".


Третий возраст

«Отель "Новый остров"». Режиссер Ирэн Гутьеррес Торрес, 2014 год

Уже ставшая традиционной программа в три фильма, посвященная старости: ее постоянный участник Хироси Тода со своим новым фильмом "Лето в Киото" (премьера его предыдущей картины "Крик лета" также состоялась в рамках "Третьего возраста"), "Отель Новый остров" Ирэна Гутьерреса Торреса и самый бодрый участник программы — "Выпьем на дорожку" Джека Заха Кабаби об авантюрном путешествии трех восьмидесятилетних друзей.


Кшиштоф Занусси. Константы

«Иллюминация».Режиссер Кшиштоф Занусси, 1973 год

Польский классик — частый гость ММКФ. В 2000 году его картина "Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем" выиграла золотого "Святого Георгия", а через два года фильм "Дополнение" получил приз ФИПРЕССИ. Небольшая, по меркам режиссера, стабильно снимающего по два фильма в год, ретроспектива из шести ранних фильмов открывается полнометражным дебютом Занусси 1969 года "Структура кристалла". Также здесь — "Семейная жизнь" (1970), "Иллюминация" (1973), "Защищенные цвета" (1977), "Императив" (1982) и "Парадигма" (1985).


Памяти Владимира Дмитриева. В первом ряду

«Застава Ильича». Режиссер Марлен Хуциев, 1964 год

Фото: ГОСФИЛЬМОФОНД www.gosfilmofond.ru

Владимир Дмитриев, знаменитый киновед и киноархивист, художественный руководитель фестиваля "Белые столбы", заместитель директора Госфильмофонда, прозванный "российским Жаком Леду", умер 8 августа 2013 года. Мемориальная программа составлена его друзьями из его любимых фильмов: "Застава Ильича" Хуциева, "Карманник" Брессона, "Последний киносеанс" Богдановича, "Головокружение" Хичкока, "Следопыты" Форда и "Тугой узел" Швейцера.


Божественная эйфория

«Любить, пить и петь». Режиссер Ален Рене, 2014 год

Андрей Плахов:
Закат Европы мудрецы-философы констатировали и предрекали еще в начале ХХ века. Столетие спустя эти разговоры не иссякли, но дряхлый континент не намерен в ближайшее время сыграть в ящик. За последние десятилетия он преобразился больше, чем за столько же предыдущих столетий. Читать дальше


Европа плюс Европа

«Инстинкт игрока». Режиссер Грегор Шнитцлер, 2013 год

Андрей Плахов:
"Эйфория" — киноманская программа, обращенная прежде всего к эмоциям. Назвав ее в этом году "божественной", мы ни в коем случае не стремились ограничить тематику религией как таковой. Мы хотели собрать вместе фильмы, проливающие свет на природу чуда. Художественное, эстетическое переживание — это тоже чудо. А потрясение и просветление, которое мы способны испытать вместе с героями экрана, иначе не назовешь как божественным. Читать дальше


Студия "Илинг"

«Человек в белом костюме». Режиссер Александр Маккендрик, 1951 год

Михаил Трофименков:
Ретроспектива студии "Илинг" — девять фильмов, снятых в 1947-1956 годах на старейшей в мире лондонской киностудии. Девять фильмов — всего ничего, но это "всего ничего" — почти исчерпывающее резюме феномена, признанного звездным часом британской комедии. Читать дальше


По ту сторону игровой и неигровой

«Пресловутый мистер Бут». Режиссеры Тони Гербер и Максим Поздоровкин, 2013 год

Кирилл Разлогов:
Программу "По ту сторону игровой и неигровой" (по крылатой формулировке Сергея Эйзенштейна) можно уподобить системе мостов, связывающих между собой различные, порой полярные разделы нынешней фестивальной программы, сложившейся в бесконечных дискуссиях отборщиков и сопоставлениях самых разных лент, как правило выходящих за рамки консервативного фестивального арт-хауса. Читать дальше


Медиа Форум

Фото: International Dance and Performance Center TsEKh, Theatre Balet Moskva, Open School Manege/MediaArtL

Главным событием программы, созданной 15 лет назад для изучения старых и построения новых связей между кино, наукой и современным искусством, станет конференция "От монтажа аттракционов до нейрокино", в рамках которой о развитии визуальных искусств наравне с режиссерами и художниками будут говорить и специалисты по нейрофизиологии. Также в рамках программы состоится мировая премьера медиаспектакля "Смерть Тарелкина", созданного Открытой школой "Манеж/ МедиаАртЛаб" в сотрудничестве с Центром танца и перформанса "ЦЕХ" и театром "Балет "Москва"", открытие выставки Николая Онищенко — "Туман. Остановка" (совместно с галереей "Триумф") и интерактивное шоу "Кинохаракири" Мастерской индивидуальной режиссуры.


Небо над Берлином

«Марсель». Режиссер Ангела Шанелек, 2004 год

Ольга Федянина:
Давным-давно, сразу после миллениума, на немецкие экраны вышла "Внутренняя безопасность" Кристиана Петцольда, а годом позже "Моя медленная жизнь" Ангелы Шанелек (русским зрителям часто известная под названием "Проходящее лето") и "Хороший день" Томаса Арслана. Примерно с этого же времени в прессе курсирует и словосочетание "берлинская школа". Читать дальше

Вся лента