"Мы готовы к коалиции со всеми силами, кроме "Единой России"

Коммунисты предлагают оппозиции объединиться на выборах в Мосгордуму

Как заявил первый секретарь Московского городского комитета партии Валерий Рашкин, коммунисты готовы даже снять своих кандидатов в округах, где представители других партий имеют больше шансов быть выбранными. Глава фракции КПРФ в Мосгордуме Андрей Клычков и политолог Алексей Воробьев обсудили это предложение с ведущим Андреем Норкиным в прямом эфире "Коммерсантъ FM".

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

В конце мая уже была создана оппозиционная коалицию "За Москву". В нее вошли десять человек, которые будут самовыдвиженцами. Обновленная городская дума будет состоять 45 депутатов, а не 35, как ранее. Это связано с присоединением Троицкого и Новомосковского округов.

А.Н.: Андрей Евгеньевич, пожалуйста, хотелось бы поподробней узнать, о каком объединении вы говорите, как вы его видите, каким?

А.К.: Да, действительно сегодня в "Интерфаксе" руководитель московского отделения КПРФ Валерий Федорович Рашкин озвучил нашу готовность о формировании или консолидацию оппозиции в ходе проведения избирательной компании по выборам в Мосгордуму. Мы с января месяца этого года проводили работу со своими партийными организациями, общественными организациями по формированию списка кандидатов, который пойдет у нас в округах. Могу более того сказать, что в минувший вторник мы на предварительное вынесли рассмотрение и утвердили наших кандидатов по 45 округам, это список коммунистов и беспартийных. В него вошли и Сергей Бабурин, и Анастасия Удальцова, и муниципальный депутат Павел Тарасов, Маргарита Чуканова, я, ваш покорный слуга, Николай Николаевич Губенко и многие другие, которые на сегодняшний день показали уже результаты работы на территории, может быть, она и размыта, не были границы изначально известны административных округов.

Но мы понимаем, что сегодня идти и пытаться добиться, сформировать одну только команду коммунистов, наверное, недостаточно для того, чтобы изменить власть.

А.Н.: А понимают ли это ваши возможные единомышленники из других партий, как вы думаете?

А.К.: Мы сегодня целый день вели уже переговоры, уточнение всех позиций, чтобы не было ни у кого попыток домыслить наше предложение. Есть разные субъекты выдвижения и партии самовыдвижения, мы всем говорим, что на момент объявления выборов мы готовы сесть за стол переговоров и обсудить предварительно так называемый пакт о ненападении, формировании определенных условий взаимодействия между собой в период избирательной кампании. А самое главное, по аналогии с тем как прошло недавно в Новосибирске, где победил мэр-коммунист Локоть. В августе собраться, найти объективную социологическую службу, которая устроит всех, провести социологическое исследование, если мы увидим, что, к примеру, кандидат от КПРФ или кандидат из другой партии, или самовыдвиженец, который имеет большую поддержку, и можно поддержать его уже не в сам день голосования.

А.Н.: Да, хорошо, Андрей Евгеньевич, я вас понял, спасибо. Господин Воробьев, как вам кажется, насколько велики шансы на повторение новосибирской истории вот в Москве?

А.В.: Мне кажется, что инициатива носит достаточно наивный, извините, Андрей, характер, поскольку в Новосибирске представитель "Единой России" исполнял обязанности мэра, а большинство были представителями, скажем так, левой оппозиции.

В Москве ситуация немножко иная, потому что кого вы имеете в виду под оппозицией? Навальный и КПРФ, условно говоря, ЛДПР и КПРФ? "Справедливая Россия" и КПРФ это немножко сильно разные люди. Тем более, что цель такой коалиции, если иметь в виду политическую цель, должна быть достаточно четко обозначена. В Москве проблематика в чем? "Единая Россия" всего лишь навсего оформляет решение мэра в Московской городской думе, а сам мэр, Собянин, не имеет яркоокрашенного политического имиджа, он предстает хозяйственником с конкретными, хорошими или плохими, не важно какими, решениями.

То есть выступать против этих решений — на этом коалицию сделать оппозиционную сложно, выступать против Собянина как представителя "Единой России" — он не ассоциируется у большинства москвичей с имиджем партии власти. Поэтому мне кажется, что здесь надо сильно-сильно продумать этот формат, тем более, что мы прекрасно понимаем: если цель — завоевать большинство в Мосгордуму оппозицией, то ЛДПР работает абсолютно полностью под администрацией президента, сейчас "Справедливая Россия" работает под администрацией президента, они давно договорились. И администрация президента не позволит никакой оппозиционной коалиции получить большинство в Мосгордуме.

А.Н.: Хорошо, спасибо. Андрей Евгеньевич, пожалуйста, как вы эти сомнения прокомментируете?

А.К.: Уважаемый Алексей, начнем с того, что попытка представить некий образ врага в лице одного Собянина это, конечно, излюбленный ход, он был использован на предыдущих выборах. Более того, было представлено, что это хозяин, который выполняет именно хозяйственные функции, и здесь не может быть политический окрас. На самом деле все не так.

Я, как человек, который проработал в Мосгордуме 4,5 года, могу сказать, что если мы хотим, чтобы в городе что-то поменялось, и хозяйственник принимал нужные для города решения, для этого нужна команда, которая не будет подчиняться по одному звонку или по указанию.

А.Н.: Андрей Евгеньевич, я прошу прощения…

А.К.: Я в последний момент…

А.Н.: Господин Воробьев выражал сомнения в качестве оппозиции. Просто у нас времени не так много...

А.К.: Я прокомментирую. И здесь стоит задача не плыть по течению в ракурсе тех задач, которые ставит мэрия, и быть просто комментаторами либо мелкими критиками.

Стоит задача изменить состав Московской городской думы, чтобы Мосгордума не была техническим органом, а это был орган, который будет формировать повестку и добиваться своих решений. Ну, и по поводу качества или состава возможной коалиции. Мы заявили, что мы готовы к коалиции на сегодняшний день со всеми силами, кроме "Единой России", которые будут бороться на выборах в Мосгордуму.

Но при этом я себе совершенно четко отдаю отчет, что представителей ЛДПР мы как не видели, так и не видим на улицах, и если у них вдруг появятся какие-то кандидаты сильные, мы будем смотреть уже по результатам их деятельности и по поддержке их населением в первую очередь. Соответственно, если мы говорим про там системную часть, не системную, к примеру, то же самое "Яблоко", есть сильные представители, но которые сейчас, Митрохин заявляет, якобы о невозможности союза с коммунистами. Я не предлагаю конкретно Митрохину, есть кандидаты, которые нуждаются в поддержке, которым мы готовы ее оказать. Поэтому давайте поживем до августа месяца, и тогда вы увидите уже реальность этих предложений, но надеюсь, что нашими коллегами из других партий или самовыдвиженцев будет правильно воспринято, что мы вместе входим туда и договариваемся изначально. И в августе месяце никаких отклонений не должно быть. Если начнут вилять хвостом "Справедливая Россия" или "ЛДПР" — это их личное дело.

А.Н.: Хорошо. Я понял, Андрей Евгеньевич. Пожалуйста, господин Воробьев, ваш комментарий.

А.В.: Я примерно понял, что имеет в виду Андрей, но мне кажется, чтобы эта затея состоялась-таки хотя бы в какой-то мере, необходимо уже сейчас сформулировать достаточно четкую позитивную, конструктивную программу перемен для Москвы. Потому что пока тоже на выборах мэра звучали фрагменты отдельные у всех оппозиций, и она должна быть понятна, доступна всем жителям Москвы. Вот без этого просто объединиться, чтобы быть самостоятельными, это слишком абстрактно, чтобы избиратель поддержал.

Вся лента