Минприроды вводит экомаркировку машин

Самым «грязным» автомобилям хотят запретить въезд в центр Москвы

Руководство Минприроды России заявило о разработке системы экологической маркировки автомобилей в зависимости от уровня выхлопов в атмосферу. В Москве, где машины выбрасывают в воздух 1 млн тонн загрязняющих веществ, автомобилям с самым большим выбросом ведомство предлагает закрывать въезд в центр города. «Чистоту» выхлопа в Минприроды предлагают замерять во время техобслуживания машин, по итогам которого на стекло машин будут клеиться зеленые, синие и красные стикеры.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

О разработке системы экомаркировки автомобилей заявил глава Минприроды России Дмитрий Донской. По словам министра, такая система создается «в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду, климат и здоровье населения». По данным ведомства, экологическая маркировка транспортных средств активно используется в Германии и других странах ЕС. Пилотный проект господин Донской предлагает реализовать в Москве, где, по его словам, в 2013 году автомобили выбросили в атмосферу свыше 1 млн тонн «загрязняющих веществ». По результатам экомаркировки столичных автомобилей в Минприроды предлагают ввести штрафные санкции (их размер в ведомстве не уточнили), а также закрывать въезд автомобилей «с высоким выбросом в отдельные районы, например в центр мегаполиса».

Сейчас данные об экологическом классе уже вносятся в регистрационные документы (в паспорт технического средства), которые в ГИБДД выдают при оформлении автомобиля. К примеру, большинство продаваемых в России новых иномарок сейчас соответствуют наиболее безопасным для окружающей среды экологическим классам «Евро-4» и «Евро-5». Однако подобная информация, как правило, имеется у ГИБДД только для машин, выпущенных в последнее десятилетие. Тогда как, например, данных об экологическом классе советских «Жигулей» и «Волг» у ГИБДД попросту нет. В Минприроды предлагают пойти по следующему пути — замерять уровень выхлопа автомобилей во время техосмотров, а по результатам выдавать владельцам машин красные, синие и зеленые стикеры (они должны клеиться на стекло машины). В ведомстве предполагают, что именно обладателям красных стикеров (то есть наиболее «грязных» автомобилей) и следует закрывать въезд в центр Москвы. Впрочем, сколько углекислого газа и других веществ должно содержаться в выхлопе для получения того или иного стикера и как будет контролироваться соблюдение таких правил, в ведомстве пока не говорят: эти предложения еще разрабатываются.

Отметим, что въезд грузовиков классом ниже «Евро-2» в центр Москвы в зависимости от уровня выхлопов ограничен еще с 2004 года. А с января 2015 года движение таких автомобилей запретят еще и в пределах всего МКАД. Еще десять лет назад в мэрии заявляли и о планах ограничить въезд в центр и легковых машин. В частности, экс-глава природоохранного департамента города Леонид Бочин в 2006 году собирался ставить в центре Москвы автоматические шлагбаумы, а владельцам машин классом выше «Евро-2» и «Евро-3» раздавать карточки с микрочипом на въезд. В том же году в мэрии разработали законопроект, вводящий в Москве «зоны ограниченного доступа», куда въезд закрывался в зависимости от экологического класса автомобиля. Однако все эти идеи реализованы не были.

Александр Воронов

Вся лента