Надежда ищет, где глубже

Продолжается "Кинотавр"

Премьера кино

В "Белой белой ночи" режиссер Рамиль Салахутдинов руководствуется принципом погружения в "естественный поток бытия"

Фото: пресс-служба фестиваля "Кинотавр"

На проходящем в Сочи 25-м Открытом российском кинофестивале (ОРКФ) показали три женских фильма и один мужской — можно сказать, что в основном конкурсе женщины взяли реванш за короткометражное открытие: в полном метре слабый пол продемонстрировал большее наличие логики, пусть и женской. Из Сочи — ЛИДИЯ МАСЛОВА.

Открыли конкурсную программу "Кинотавра" два уже запатентованных на международных фестивалях фильма — "Комбинат "Надежда"" Натальи Мещаниновой и "Еще один год" Оксаны Бычковой. Первый полнометражный фильм ОРКФ "Комбинат "Надежда"" в некотором смысле рифмуется с первой короткометражкой "Рядом" Яны Трояновой — если там речь шла о любви, то тут о надежде, а именно надежде покинуть родной город Норильск, которой живет героиня (Дарья Савельева). Основная художественная ценность "Комбината" состоит в норильском колорите, значительной частью которого является привычка его молодых жителей разговаривать преимущественно матом. Пока что создатели фильма находятся в некоторой растерянности перед необходимостью смонтировать "обезжиренную" прокатную версию картины и допускают, что без стилеобразующей ненормативной лексики, в которой, как справедливо заметила режиссер, "заключена живая энергия", вся картина приобретет принципиально иной вид. Но с другой стороны, это может стать своеобразной проверкой режиссерского мастерства: если изъять из "Комбината "Надежда"" принципиальную часть матерной экспрессии, какие средства обрисовать северный характер, передать инстинктивную тягу героини прочь из родного города и амбивалентное отношение персонажей к одновременно любимому и ненавистному Норильску останутся в сухом остатке?

Мятущийся женский характер оказывается движущей пружиной и в артхаусной мелодраме Оксаны Бычковой "Еще один год", снятой по заказу Госфильмофонда, решившего заняться ребрендингом классических для отечественного кинематографа сюжетов — в основе бычковской картины лежит пьеса Володина "С любимыми не расставайтесь", однако у новой картины (снятой по сценарию тех же Любови Мульменко и Наталии Мещаниновой, которым принадлежит "Комбинат "Надежда"") не много общего с одноименным советским фильмом. Наиболее оригинальный драматургический прием, придуманный девушками, переосмыслившими володинскую пьесу, заключается в том, что истинное свое отношение к мужу (Алексей Филимонов) строптивая героиня Надежды Лумповой может проявить, только находясь в легком неадеквате от наркоза после операции по удалению аппендицита. Этот прием позволил добиться нужного градуса романтической искренности, но при этом избежать лишнего мелодраматического пафоса, который, однако, все равно проступает в обстоятельных эротических сценах, которыми Оксана Бычкова щедро оснастила свою картину, стремясь показать "естественное течение жизни",— и ее контраргумент критикам, упрекнувшим ее в затянутости, выглядит типично женским в своей эмоциональности: фильм — это живое существо, диктующее режиссеру свой ритм, которому надо подчиняться.

Впрочем, первый мужчина в кинотавровском основном конкурсе, представитель петербургской школы авторского кино Рамиль Салахутдинов, в своем экзистенциальном детективе "Белая белая ночь" проявляет еще меньше способности сопротивляться темпоритму, который навязывает автору его же собственный фильм. На пресс-конференции режиссер посетовал, что ему никак не удается осуществить заветную мечту — снять фильм продолжительностью час двадцать минут: как бы он ни насиловал сам себя и ни старался быть лаконичнее, даже 15-минутная купюра его двухчасовой картины оборачивается для него отчетливым ощущением, что он погубил весь свой замысел и разрушил его структуру. А замысел тут в том, что для героя (Артем Цыпин) его профессия частного сыщика оказывается лишь предлогом уединиться с самим собой в колоритных декорациях Петербурга, из которого тоже многие персонажи настроены "валить" не менее решительно, чем из заснеженного Норильска, хотя в философском смысле тема побега и желания вырваться из заданных судьбой обстоятельств, конечно, не сводится к территориальному аспекту. В изобразительном плане режиссер Салахутдинов руководствуется примерно тем же принципом погружения в "естественный поток бытия", который ощущается и в картинах Оксаны Бычковой и Надежды Мещаниновой, и с особой отчетливостью — в картине Веры Харыбиной "Спроси меня", составленной из монологов студентов ее актерского курса во ВГИКе. Фишка тут в том, что начинающие актеры косят под "настоящих" людей, рассказывающих в камеру о своей жизни, и в общем-то до определенного момента зритель в зависимости от степени его искушенности вполне способен поверить, что имеет дело с чистейшей воды документалистикой (хотя это старый добрый "вербатим" со всеми его плюсами и минусами, когда кажущаяся естественность и непосредственность в любой момент может обнаружить если не явную фальшь, то изнаночные швы режиссерского вмешательства). Тему фильма "Спроси меня" оператор и соавтор сценария Иван Макаров сформулировал вполне в тематическом русле первых двух дней "Кинотавра" — это "калейдоскоп судеб", коллекция историй о людях, которые куда-то стремятся в соответствии с пословицей о рыбе, ищущей, где глубже, однако вопрос о реальной результативности этого заныривания на кажущуюся глубину остается открытым.

Вся лента