Торговля с минимальными издержками

сегмент рынка

По данным Национальной ассоциации участников электронных торгов (НАУЭТ), совокупный объем размещенных на электронных площадках заказов в последнее время растет со скоростью 10-15% в год. Однако этот показатель мог быть и больше, отмечают эксперты, если бы не главный сдерживающий фактор в B2B-сегменте: переход к электронным торгам требует полной реорганизации системы закупок.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Мария Анастасьева

Общий взгляд

По подсчетам аналитиков B2B-Center, объем рынка корпоративных торгов (в электронном и бумажном формате) в России в 2011 году составил около 20-21 трлн рублей, а на рынок электронных торгов пришлось всего 2 трлн рублей. В 2012 же году, согласно исследованию "Эксперт РА", объем межкорпоративной электронной торговли составил 3,7-3,8 трлн рублей с более чем трехкратным потенциалом роста. Ольга Астафьева, консультант по электронным закупкам Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ) говорит, что из 400 наиболее крупных российских компаний лишь около двух третей проводят торги на B2B-площадках, "так что существенный потенциал роста есть. В ближайшие два года ожидается замедление экономического роста, поэтому оставшаяся треть крупных компаний в РФ, скорее всего, выйдет на электронный рынок, чтобы снизить издержки и сэкономить средства при организации закупочной деятельности. На рынок продолжает выходить все большее количество средних компаний, которые в будущем станут его основными участниками с большим количеством торговых процедур, но меньшим оборотом сделок". С другой стороны, эксперт отмечает, что из-за нестабильной политической ситуации на Украине и в мире любые прогнозы становятся менее определенными.

В России сегодня работает около 50 электронных торговых площадок, однако, универсальных крупных площадок не более 10. Согласно исследованию РБК, самым крупным игроком на рынке электронной торговли в корпоративном сегменте является B2B-Center, контролирующий около 32% рынка. Следом идет "Фабрикант.ру", которому принадлежит 26%. Площадке Tender.Pro принадлежит 7%, Onlinecontract — 3%, "Сбербанк-АСТ" контролирует около 10%, "ТЗС-Электра" — 5%, АКД — 3%, остальные площадки контролируют не более 14% рынка. Впрочем, по мнению Ольги Астафьевой, рынок B2B-операторов исследован плохо: "Каждая ЭТП по-своему трактует статистические данные и порой публикует недостоверную информацию относительно распределения долей рынка электронных торговых систем в заказных аналитических обзорах".

Обычно на электронных площадках в корпоративном секторе проводятся такие виды торгов, как запрос котировок, аукцион, конкурсы и т. д. При этом наиболее популярны конкурсы, так как в электронном виде механизм их проведения становится более удобным и значительно менее затратным. В частности, на площадках B2B-Center и "Фабрикант.ру" конкурсы составляют более 90% всех торговых процедур. По оценке департамента консалтинга РБК, через ведущие межкорпоративные площадки идет до 75% товаропотока. Как отмечают участники рынка, рынок электронных торгов уже сложился и порог входа для новичков существенно повысился.

Сейчас на рынке присутствует шесть крупных площадок, которые предлагают клиентам организацию всех видов торговых процедур плюс набор дополнительных услуг. Пример приводит Олег Умрихин, генеральный директор компании "Тендерпро": "Если рассматривать рынок корпоративных заказчиков России только в разрезе услуг ЭТП, то наша компания имеет приблизительно 17% и входит в тройку лидеров рынка. Если же оценивать рынок закупок комплексно, то стоит учесть услуги по подготовке и проработке торговых процедур, которые многие компании, проводящие закупки на своих площадках, передают нам, и тогда наша доля рынка сильно вырастет. Мы пришли к пониманию того, что в закупках ограничиваться предоставлением инструмента ЭТП нецелесообразно. Услуги консалтинга по раскрутке процедур — исследованию рынков и привлечению поставщиков к открытой закупке — востребованы сегодня крупными компаниями не меньше, чем сам сервис ЭТП".

Перспективный рынок

Экономический кризис оказал позитивное влияние на развитие электронной торговли в сегментах B2B, так как в трудные времена практически любая организация стремится к сокращению издержек и ликвидации коррупционной составляющей сделок. В результате количество сделок, несмотря на кризис, в корпоративном секторе в 2008-2009 годах росло благодаря привлечению на площадки новых игроков, только начавших применять электронные торги в своей закупочной деятельности. В 2010-2012 годах количество сделок выросло в полтора-два раза пропорционально растущему числу участников торгов. Средний размер экономии при использовании электронных торгов составляет 15-30% в зависимости от площадки и отрасли. По мнению председателя совета директоров ЦРЭ Александра Бойко, экономия от использования ЭТП может достигать 15% со стороны закупок и 23% — со стороны сбыта.

Крупнейшие операторы ЭТП уже сегодня способны удовлетворить запросы крупных компаний, однако рост клиентской базы площадок сдерживается трудностями и дороговизной перехода крупных компаний к проведению конкурентных закупок. Вступление России в ВТО уже привело к усилению конкуренции и выходу многих компаний в онлайн, что также привело к увеличению как числа потребителей услуг, так и поставщиков этих услуг. "Крупные заказчики так или иначе уже вовлечены в процесс электронных закупок,— объясняет Олег Умрихин.— Кто-то работает на независимых площадках, кто-то — на своих. В рядах этих заказчиков поиски оптимальной модели не прекращаются и приводят к тому, что те, кто работал на независимых внешних площадках, создают свои корпоративные, другие, наоборот, отказываются от своих площадок и пробуют независимые. Каждый ищет удобный для себя формат. Экономические критерии тут работают косвенно. Мы увидели тенденцию рынка в том, что крупные компании готовы доверить профессионалам часть работы по подготовке и проведению конкурентных процедур. Аутсорсинг закупок — явление для России новое, и специалистов на этом рынке мало".

Ольга Астафьева выделяет другие тренды. Так, например, в связи с активным развитием законодательной базы в сфере госзакупок в последние годы коммерческие ЭТП начали развивать и внедрять функционал для проведения торгов по 44-ФЗ, по приватизации государственного и муниципального имущества, по реализации конфискованного имущества, а также по реализации банковского залогового имущества. "Поскольку функционал проведения различных видов торговых процедур практически на всех ЭТП уже отлажен, В2В-площадки продолжают автоматизировать закупочный процесс в части формирования и консолидации планов-графиков закупок, а также совершенствования договорной работы по согласованию и заключению контрактов в электронном виде",— объясняет госпожа Астафьева. Развитие информационных технологий в значительной степени влияет на совершенствование технической базы В2В-площадок и повышение уровня информационной безопасности. Например, все ЭТП, участвовавшие в исследовании, в 2011-2013 годах либо модернизировались, либо создали свой аппаратно-программный комплекс. Операторы электронных торговых систем разрабатывают модули управленческой аналитики для планшетных устройств, ЭТП вводят открытые API-интерфейсы взаимодействия между сайтом клиента и сервером и т.д.

В ближайшее время можно ожидать ускорения роста клиентской базы крупнейших площадок при замедлении роста стоимости закупок в расчете на одного заказчика, а также углубления многоотраслевой и территориальной специализации лидирующих независимых ЭТП. Как показали данные анкетирования, проведенного "Эксперт РА", значительное количество крупных российских компаний вообще не проводит закупок в электронной форме (37% от общей численности респондентов), причем среди них велика доля крупнейших компаний. С этой точки зрения падение ВВП сыграло на руку рынку ЭТП, поскольку сложившиеся условия объективно вынуждают компании обращать большее внимание на управление затратами. Кроме того, крупнейшие площадки уже начали активную экспансию в страны СНГ, прежде всего на Украину, в Казахстан, страны Средней Азии, Восточной Европы и Китай. В частности, развитие трансграничной электронной торговли поможет снизить издержки и риски российских заказчиков при проведении закупок на этих рынках и станет для них дополнительным стимулом для внедрения закупок в электронной форме.

Подпись

Межкорпоративная торговля уходит в интернет

Вся лента