Сборная Ренессанса

Выставка Академии Каррара в ГМИИ

Выставка живопись

Джованни Беллини, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Пизанелло — всего 58 картин итальянских мастеров привезли на выставку "Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо". Три Возрождения — раннее, зрелое и позднее — обосновались в трех залах ГМИИ имени Пушкина. Рассказывает ЕЛЕНА ФЕДОТОВА.

Выставка сделана по хорошо проверенному рецепту — немного шедевров, немного второстепенных работ первостепенных художников и много достойных работ, как говорят специалисты, мастеров второго ряда. Впрочем, и этот самый ряд важные музеи отдают за границу с большим скрипом, а что уж говорить про ренессансных знаменитостей — так что выставка, приехавшая из Бергамо, действительно уникальна.

Свою коллекцию граф Джакомо Каррара подарил городу Бергамо в 1793 году. С тех пор собрание пополнялось благодаря меценатам, а в ХХ веке расширилось за счет модернистских художников — от Боччони до Кандинского. Но ренессансная часть все же остается самой сильной стороной экспозиции. Спасибо затянувшемуся ремонту, из-за которого часть коллекции до сих пор путешествует по миру и вот наконец добралась до Москвы.

В громких именах здесь нет недостатка, однако титаны Возрождения по большей части представлены не каноническими работами. Только Боттичелли на выставке три картины. Одна — поздний "Благословляющий Спаситель", в изможденном лике которого можно лишь угадывать излюбленный боттичеллиевский типаж. Вторая — многословная история святой Виргинии, наполненная многочисленными фигурами — написана сухо и педантично. И наконец, посмертный портрет Джулиано Медичи размером с небольшую книгу — вещь действительно знаменитая, прописанная во всех историях искусства, но — всего лишь третий вариант картины, да еще и с припиской "мастерская".

Главное, что необходимо увидеть на выставке,— две "Мадонны с младенцем" Джованни Беллини. Венецианский живописец нашел особый синий цвет, в котором отразилось не только венецианское небо, но и божественный свет. Подобную силу воздействия в ХХ веке можно встретить разве что в абстрактном экспрессионизме, в полотнах Марка Ротко, полных глубокого религиозного чувства. Мадонны Беллини все больше напоминают обычных женщин, в отличие от раннеренессансных отрешенных донн. Младенцы же совсем расшалились — на более ранней картине Беллини младенец Иисус и вовсе по-хулигански закинул ножку на парапет.

Непризнанного гения Высокого Возрождения Лоренцо Лотто не так давно привозили в Москву, но тем, кто не видел "Обручение Святой Екатерины" — сюжет про пейзаж, вырезанный французским солдатом, прошел по всем телеканалам,— стоит сходить посмотреть. Сцена из ранней истории христианства — будущей мученице Екатерине вручает обручальное кольцо сам младенец Иисус — написана роскошно, причем роскошно в ней все, в особенности героини — светские дамы в кутюрных ренессансных нарядах (Возрождение нередко грешило любовью к современности).

Но наиболее интересное — конечно, для гурманов — водится не в хрестоматийных работах. В не самых знаменитых картинах можно найти много странного или смешного: необычные сюжеты, огрехи перспективы, неожиданные персонажи — все это делает искусство Ренессанса не таким идеальным, а значит, более близким. В "Триптихе из Сканцо" кисти Бартоломео Виварини изображен редкий иконографический сюжет "распятие в лоне отчем": Бог-отец, сидящий на троне, держит распятие с Богом-сыном в окружении ангелов. В нижнем же ярусе триптиха корчится в муках сам дьявол, повергаемый архангелом Михаилом: получеловек-полудракон напоминает героев фильмов ужасов. Еще одно страшно симпатичное чудовище появилось на картине Амброджо Бергоньоне: открывший зубастую пасть дракон Тараск, такой же харизматичный, как мультяшный Шрек, прячется за святой Мартой.

Вся лента