Педофил по вызову

Елена Воробьева — о деле брянского депутата—совратителя несовершеннолетних

Следственный комитет РФ разобрался в отношениях депутата сельсовета с 30 брянскими школьницами

Елена Воробьева, Брянск

В 212 эпизодах секса с более чем 30 школьницами обвинен депутат сельсовета из Брянской области Никифор Жуков. Скоро он предстанет перед судом, обещают следователи. Родители девушек требуют с Жукова 20 млн рублей за моральный ущерб.

Педофил с мандатом

В начале июня 2013 года депутат Чуровичского поселения Климовского района Брянской области Никифор Жуков был задержан по подозрению в изнасиловании несовершеннолетней жительницы соседнего — Стародубского — района. На момент совершения преступления, в августе 2012 года, депутат-единоросс только что вступил в пенсионный возраст.

Тысяча с небольшим жителей Чуровичей, а также старожилы близлежащих сел и деревень были в шоке, когда узнали о похождениях их знатного односельчанина. Никифора Жукова уважали: член правящей партии, владелец пилорамы, трудяга и добряк. Как рассказала бывший председатель сельсовета Лидия Крысанова, люди часто обращались к нему за помощью и никто не уходил с отказом.

Вообразить, как Жуков насилует в салоне своего автомобиля несовершеннолетнюю, не мог никто. "У Жукова две дочери от первого брака, маленькая от второго — он не мог!" — горячо уверяли журналистов односельчане.

— Это его "заказали". Никифор никогда бы ничего не сделал такого с человеком против его воли. Не то что с женщиной, с подростком! — протестовали люди. Оглядывались в поисках неприятелей Жукова и не находили: врагов чуровичский депутат и предприниматель не нажил.

Тем временем органы копали и накопали еще два эпизода. Было установлено, что с августа 2012 года по май 2013-го подозреваемый неоднократно насиловал в машине еще одну слишком юную стародубчанку. А с июля 2012 года по май 2013-го — еще одну. Три эпизода объединили в одно уголовное дело, его расследованием занялся отдел по особо важным делам СУСК по Брянской области. Подозреваемый стал обвиняемым: насильнику предъявили пункт "а" части 3 статьи 131 УК РФ — "Изнасилование несовершеннолетней" и заключили под стражу.

Местные за расследованием следили и не могли взять в толк: как Жуков мог применять насилие в течение такого долгого времени: не жили же девочки по году в его автомобиле! Значит, возвращались сами? Тем временем брянский общественник Андрей Зайцев покопался на сайте избиркома и доложил брянской прессе, что на выборы в 2005 году Жуков шел как член "Единой России". Шквал публикаций сформировал общественное мнение: "насильник от правящей партии", "педофил с мандатом", "развратник-единоросс". Село Чуровичи вспоминает: из "Единой России" Жукова исключили как раз в 2012-м "за потерю связей с партией". Говорят, на собрания не ходил. Видимо, проводил время более увлекательно.

Они возвращались

Вскоре эпизодов стало шесть, а концу июня 2013-го — 18. "Четырем потерпевшим на момент совершения преступления не исполнилось 14 лет",— уточнили в следственном управлении. Все изнасилования, по данным следователей, были совершены в салоне депутатского автомобиля, на котором он вывозил девочек в безлюдные места. География разврата распространилась на три района Брянской области: Стародубский, Климовский, Новозыбковский. Все уголовные дела объединили в одно производство. К пункту "а" части 3 добавился пункт "б" части 4 статьи 131 УК РФ: "Изнасилование потерпевшей, не достигшей 14-летнего возраста".

Официальные комментаторы сообщали: мужчина пользовался беспомощным состоянием потерпевших. В силу малолетнего возраста они не могли понимать характер и значение совершаемых действий, оказывать сопротивление.

Тем не менее расследование обстоятельств преступления рисовало картину: девочки к депутату возвращались. И не одни — с подругами. Фактически депутат выстроил сеть. Девочки получали за свои услуги деньги, в среднем по 500 рублей. По словам уполномоченного по правам человека по Брянской области Елены Литвяковой, знакомой с обстоятельствами дела, "нельзя сказать, что все девочки были из малообеспеченных семей". Даже те, кто не знал нужды в семье, пребывали в эйфории от возможности самостоятельно покупать вещи и сидеть с подругами в кафе. А если подруги завидовали такой "свободе", они тоже получали номер телефона "доброго дяди".

Друг моего друга

В ходе следствия девочки сообщали друг о друге. Родители новых жертв узнавали о похождениях своих детей уже от следователей. По словам Елены Литвяковой, далеко не все из них решились писать заявления. Наоборот, сделали все, чтобы никто и никогда не узнал о похождениях их дочерей, связанных с депутатом Жуковым,— вплоть до переезда. Большая часть родителей заявляла моральный вред — миллионы рублей.

В июле 2013 года следствие с помощью одной из потерпевших установило: Никифор Жуков иногда делился девочками со своим 50-летним знакомым из Погара. "Коллега" выезжал по вызовам подростков, желавших заработать, в те же районы: Стародубский, Климовский, Новозыбковский. Девушкам было от 13 до 17 лет. Все происходило по жуковской схеме: лес, салон авто, гонорар. Погарский знакомый Никифора Жукова оказался не столь активен: на момент 32-й жертвы климчанина на счету погарца следователи насчитали восемь девушек. Этот результат в октябре 2013 года все сочли окончательным. К слову, выяснилось, что сексом с подростками чуровичский депутат занимается не с 2012-го, а с 2009 года.

Читая об односельчанине очередной материал, жители села Чуровичи сопоставляли факты и вспоминали склонности Никифора, который уже почти полгода содержался под стражей. О "благотворительности" говорили уже с печальной иронией, возраст второй жены — 30 лет — сочли той самой "склонностью к педофилии": "В два раза младше ведь!"

Обвиняемый линию защиты выстроил толково: девушки не были против, а часто активно "за", выглядели значительно старше своих лет, а паспорт, понятно, в таких делах не предъявляют. Должностные лица, посвященные в детали расследования, подтверждают, что это чистая правда, но ответственности со взрослого мужчины, тем более облеченного властью и статусом, это не снимает: покупать любовь несовершеннолетних за деньги — преступление.

20 миллионов за "мораль"

Осенью прошлого года общая сумма гражданских исков перевалила за 4,5 млн рублей. Об этом заявили представители несовершеннолетних девушек, пострадавших от брянского депутата-педофила. Преступник с укоризной свидетельствовал: "сначала на мне заработали девушки, потом их родители". СУСК по Брянской области сообщил: "В целях их обеспечения суд наложил по ходатайству следователя арест на имущество обвиняемого — два автомобиля, четыре объекта недвижимости и два земельных участка в Климовском районе".

6 мая 2014 года на сайте СК РФ появилась неожиданная информация: 212 эпизодов с 2007 по 2013 год, 30 пострадавших школьниц, из них семеро умышленно подпоены алкоголем, применение угроз и давления, вознаграждения до 1000 рублей. Из общего количества преступных эпизодов 168 случаев — половое сношение с лицами, заведомо не достигшими 16-летнего возраста (части 1-3 статьи 134 УК РФ), остальные — изнасилования, в том числе и группой лиц по предварительному сговору (с другом из Погара), вовлечение в распитие спиртного.

Возросла и сумма исков от потерпевших: 20 млн рублей за "мораль". Больше у Жукова арестовывать нечего, а односельчане уверены: денег таких у него быть не может. Несмотря на пилораму.

Расследование по уголовному делу завершится в ближайшие дни и будет передано в суд, обещают следователи.

В виновность Жукова односельчане теперь поверили: мол, "в тихом омуте черти водятся". Но очень жалеют его семью, дочерей. Маленькая готовится идти в 1-й класс.

Жалеют люди и о воспитании тех девочек-девушек, которые по первому зову сели "к дяде" в машину, а получив деньги, возвращались еще и еще, вовлекали в проституцию подруг.

Жители Чуровичей подозревают, что история закрутилась с одной, слишком охочей до денег жертвы. А так "солидарность во грехе" продолжалась бы. Ведь все стороны были взаимно вежливы целых семь лет.

Вся лента