Сирийские Як-130 включили в план

Контракт на 36 самолетов планируется закрыть в 2016 году

Как стало известно „Ъ“, спецэкспортер российских вооружений «Рос­оборонэкспорт» и «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) сформировали график поставок учебно-боевых самолетов Як-130 для вооруженных сил Сирии. Первая партия продукции Иркутского авиастроительного завода должна быть передана Дамаску уже до конца этого года, а весь контракт планируется закрыть в 2016 году. Правда, исполнению графика поставок может помешать политическая ситуация вокруг Сирии.

О том, что график поставок Сирии самолетов Як-130 был сформирован, „Ъ“ рассказал источник, близкий к «Рособоронэкспорту». По его словам, до конца этого года в плане значится поставка девяти самолетов, в 2015 году — двенадцати, а в 2016-м — еще пятнадцати. «Таким образом, мы выполним обязательства по ранее подписанному контракту на 36 самолетов Як-130», — подчеркнул он. Официально в «Рос­оборонэкспорте» и ОАК вопросы поставок вооружений и военной техники не комментируют, однако в последнем интервью „Ъ“ гендиректор спецэкспортера Анатолий Исайкин, признавая, что такой контракт действительно заключен, информацию о наличии самолетов данного типа на вооружении сирийских военных не подтверждал (см. „Ъ“ от 27 января).

Этот контракт, заключенный в четвертом квартале 2011 года, на сегодняшний день между Россией и Сирией является последним, позднее ни о каких новых оружейных соглашениях официальными лицами не сообщалось. Изначально предполагалось, что первые самолеты (предположительно шесть единиц) будут переданы заказчику до конца 2013 года, тем более что соответствующий аванс в размере $100 млн от сирийцев был тогда уже получен. Однако в силу обстоятельств, в том числе политического характера, сроки передачи партии Як-130 были сдвинуты вправо (см. „Ъ“ от 31 августа 2013 года).

Сирийские военные контракты являются для России одними из самых трудно­исполнимых. С технической точки зрения для отечественного оборонно-промышленного комплекса изготовить какую-либо партию вооружений при наличии пред­оплаты не составляет труда. Однако проблемы возникают при доставке груза заказчику: страны НАТО и США на протяжении последних лет всячески препятствовали получению армией президента Сирии Башара Асада российского оружия. Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин в прошлом году прямо говорил, что России «объявлена война». «Наш транспорт — морской, воздушный — арестовывается, страховки аннулируются», — сетовал он, отмечая, что Россия из-за этого несет репутационные и финансовые издержки. В частности, в прошлом году британская компания Standard Club лишила страховки сухогруз Alaed, который вез три отремонтированных в России сирийских вертолета Ми-25. Без этого документа судно не имело права входить в какие-либо порты, поэтому Alaed вместе с грузом вернулся в порт Калининграда. Груз, впрочем, все равно был доставлен, однако речи о надежном и постоянном канале нет.

Тем не менее Москва рассчитывает приступить к выполнению контрактных обязательств. Правда, по оценке источника „Ъ“, близкого к ФСВТС, сверстанный план является «очень оптимистичным». «Он делался исходя из технологических возможностей производителя самолетов — Иркутского авиастроительного завода — и никаких политических аспектов не учитывает, — говорит собеседник „Ъ“. — Сложно предсказать, каким образом будут развиваться события, но планировать свою работу мы все равно должны».

Иван Сафронов

Вся лента