Аквабус держится за последнюю линию

Стоимость проезда на речных трамваях может увеличиться на 20%

В текущем году в Петербурге по-прежнему будет работать один маршрут речного общественного транспорта, обслуживать который, как и в прошлом году, будет компания МБС. Пока окончательная стоимость проезда не утверждена на официальном уровне, но, по информации "Ъ", в новом навигационном сезоне она возрастет со 100 рублей до 110-120 рублей за поездку. Впрочем, существенно сэкономить на стоимости проезда пассажирам поможет зонирование маршрута, которое, возможно, будет введено в нынешнем сезоне.

Субсидия на одного пассажира в текущем году составит 114 рублей вместо 300 рублей на пассажиро-место в прошлом году

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Как сообщили "Ъ" в комитете по транспорту, в текущем году в городе будет работать только одна линия речного транспорта, которая с наибольшей вероятностью объединит маршрут ранее существовавшей "Приморской" линии и части "Центральной". В результате начальной остановкой продленной линии станет причал у станции метро "Старая Деревня", промежуточной — Арсенальная набережная (Финляндский вокзал), конечной — Медный всадник (Адмиралтейская набережная). Единственный оператор линии ООО "МБС" будет осуществлять перевозки с 29 мая до 29 октября.

Петербургское казенное учреждение "Агентство внешнего транспорта", подведомственное комитету по транспорту, уже объявило конкурс на установку семи остановок для речных трамваев. Общая стоимость контракта оценивается в 2,9 млн рублей.

Согласно конкурсной документации, железобетонные понтоны установят на семи остановках: на Приморском проспекте возле станции метро "Черная речка" и на Аптекарской набережной (напротив дома N 5 по улице Академика Павлова), на спуске ниже третьего Елагина моста, напротив Петроградской набережной, 18, на Дворцовой набережной (напротив Летнего сада), на Английской набережной (возле Александровского сада) и напротив площади Ленина на Арсенальной набережной.

В транспортном ведомстве также сообщили, что вопрос субсидирования и стоимости сейчас обсуждается с перевозчиком и с комитетом по тарифам. Пока окончательное решение по этому вопросу не принято. "Субсидия будет зависеть от графика работы и от ее объемов", — сказала официальный представитель комитета по транспорту Тамара Смирнова. В комитете по тарифам сообщили, что стоимость проезда станет известна в ближайшие дни.

Ранее председатель комитета по транспорту Александр Воробьев сообщал, что на 2014 год в бюджет комитета заложено 28,5 млн рублей на субсидии речным перевозчикам. Для сравнения: в прошлом году в бюджете на эти цели было предусмотрено 60 млн рублей. Источник в Смольном сообщил "Ъ", что стоимость проезда в новом сезоне, скорее всего, вырастет и составит 110-120 рублей. В 2013 году билет на речной трамвай обходился взрослому пассажиру в 100 рублей, ребенку в 50 рублей.

Проект "Аквабус" был запущен при губернаторстве Валентины Матвиенко в 2010 году. В первый год транспорт перевез 340 тыс. пассажиров, в 2011 году — 454 тыс. человек, в 2012 году — 139 тыс. пассажиров. Такое резкое падение пассажиропотока объясняется увеличением стоимости проезда для пассажиров в два раза — с 50 до 100 рублей.

Впрочем, единственного оставшегося на рынке перевозчика ООО "МБС" снижение субсидии в два раза не сильно смущает. Перевозчик предложил комитету по транспорту ряд новшеств, которые смогут увеличить пассажиропоток по итогам года в четыре раза — с 50 тыс. перевезенных пассажиров в прошлом году до 200 тыс. человек в текущем.

В частности, предлагается построить передвижение по водному маршруту по гибкому графику: уменьшить интервал движения судов в утренние часы с 10-15 минут до 5-7 минут, а вечером, наоборот, растянуть в зависимости от пассажиропотока. Предлагается также разбить маршрут как минимум на две зоны и брать за проезд дифференцированную плату, что поможет пассажирам сэкономить на проезде (было предложено разделить маршрут от станции метро "Старая Деревня" до Финляндского вокзала и от Финляндского вокзала до Медного всадника).

Кроме того, прорабатывается вариант увеличения ежедневного количества рейсов и в выходные дни. Например, руководство Центрального парка культуры и отдыха им. Кирова (ЦПКиО) направило письмо перевозчику с просьбой увеличить количество рейсов в выходные дни, поскольку горожане предпочитают добираться до Елагина острова на водном транспорте.

"По нашим расчетам, субсидия на одного пассажира в текущем году составит 114 рублей вместо 300 рублей на пассажиро-место, как в прошлом году. Все предложенные нами меры позволят снизить субсидию в три раза", — рассказали в ООО "МБС". Этим летом на маршруте будут работать восемь двенадцатиместных судов и одно новое тридцатиместное судно. Еще одно новое судно начнет работать в следующем сезоне. Трехлетний контракт со Смольным у компании истекает в 2015 году.

Учтут предложения перевозчика в комитете или нет, станет известно в ближайшее время. В любом случае, другие перевозчики пока не стремятся осваивать рынок. Тем более что председатель комитета по транспорту Александр Воробьев не столь давно заявил, что субсидирование аквабусов из года в год снижается из-за малой популярности у населения по сравнению с остальными видами общественного транспорта, кроме того, по мнению чиновника, водным видом транспорта в основном пользуются туристы.

"Сомневаюсь, что при таком отношении властей, когда субсидии из года в год снижаются, а тарифы скачут по непредсказуемой траектории, кто-то из перевозчиков захочет работать на аквабусах, если, конечно, город решит все-таки увеличивать количество линий", — поделился мнением один из бывших операторов водных линий.

Татьяна Дятел

Вся лента