МАНИФЕСТ ВЫСОТЫ

30 ЛЕТ CHRONOMAT BREITLING

Тимур Бараев

В том году Breitling отмечает две круглые даты — 130 лет со дня основания и 30 лет культовой модели Chronomat. Знатоки могут возмутиться, почему это культовому хронографу всего 30 лет, если его аж с 1941 года выпускают? Переадресую этот вопрос маркетологам Breitling. Скорее всего, они имеют в виду, что первый Chronomat был практически неотличим от современных Navitimer и Montbrillant, а свой нынешний узнаваемый за сто метров облик модель обрела 30 лет тому назад. А может, и то, что именно Chronomat образца 1984 года помог вернуться Breitling в пятерку крупнейших часовых компаний мира.

Первые "хрономаты" появились в конце 1941 года и поставлялись всем ВВС воюющих стран, кроме СССР. Это был хронограф на базе отличного калибра с ручным заводом Venus 175 с 45-минутным счетчиком. Но главным достоинством Chronomat был запатентованный еще в 1940 году поворотный ободок, выполнявший функцию логарифмической линейки. Пилотам линейка помогала вычислять расход топлива, среднюю скорость и множество других важнейших авиационных показателей. Штабные офицеры и бизнесмены легко переводили фунты в килограммы, высчитывали разницу в курсах валют, прибыль в процентах и так далее. Версии для военных летчиков предусматривали наличие телеметрической и тахометрической шкал. Были и "штатские" модели в золотом корпусе с календарем, датой и индикатором фаз Луны.

После войны маркетологи Breitling забыли о Chronomat, переименовав модель в Navitimer. Даже когда в 1969 году был выпущен первый швейцарский автоматический механизм с хронографом, в разработке которого участвовал и Breitling, первую модель назвали Navitimer Chrono-Matic.

Возрождение Chronomat состоялось в 1984 году, вскоре после того, как постаревший Вилли Брайтлинг продал контрольный пакет Эрнесту Шнайдеру. Шнайдер в юношестве выучился на часовщика, а с началом кварцевого кризиса переквалифицировался в специалиста по микроэлектронике. Здесь дела у него пошли так хорошо, что вскоре он реализовал еще одну мечту детства — купил самолет и стал пилотом. И приобрел Breitling.

Энергичный Шнайдер задался целью вернуть свое приобретение в число ведущих часовых компаний. Для этого нужно было почти полностью реформировать модельный ряд. Как истинный микроэлектронщик, он перевел часы на кварцевые механизмы, но понял, что ему нужна модель-манифест, свидетельство нового курса компании. При этом Шнайдеру хотелось напомнить о специализации марки в "инструментах для профессионалов", причастных к авиации.

И надо же такому случиться, что именно в это самое время пилотажная группа ВВС Италии Frecce Tricolori добилась международного признания и решила дополнить исключительность собственными часами. Итальянцы хотели стильные предельно функциональные узнаваемые авиационные часы. Шнейдер понимал, что нужно сделать, но не поленился несколько раз слетать в Италию, чтобы учесть все мелочи. Так он выяснил, что часы итальянских асов часто теряют стекла: они либо выдавливались из корпуса при резких перепадах давления, либо пилоты разбивали их о рычаги и ручки при маневрах. Ему пришла идея оснастить модель толстым сапфировым стеклом и защитить его дополнительно с помощью мощного ободка с высоченным фланцем, который бы возвышался над стеклом и служил дополнительным надежным фиксатором. Более того, он решил сделать ободок поворотным, снабдив его привинчивающимися метками с цифрами 0, 15, 30 и 45, чтобы пилоты могли легко засекать время полетов. Такая конструкция ободка позволяла пилотам хронометрировать полет в режиме обратного отсчета: нужно было только повернуть его на 180 градусов, поменяв местами метки "15" и "45".

Breitling Chronomat Frecce Tricolori, 1984

Еще одно пожелание итальянцев заключалось в том, чтобы часы были с модулем хронографа, счетчики которого должны были непременно иметь аналоговую индикацию. Как ни странно, в расцвет кварцевого царства не существовало ни одного электронного хронографа с аналоговыми счетчиками. Все имели блеклые жидкокристаллические апертуры. Взвесив все "за" и "против", Шнайдер решил установить в Chronomat самый лучший и надежный автоматический хронограф ETA/Valjoux 7750, предвосхитив тем самым эпоху возрождения часовой механики. Это решение оправдывало себя еще и тем, что в те времена батарейки имели довольно крупные габариты, служили не больше года, а при перегрузках часто протекали, разрушая механизм. Календарный диск с индикацией дней недели был снять, а на его месте разместилась эмблема элитной эскадрильи: P.A.N. (Pattuglia Acrobatica Nazionale) Frecce Tricolori. Ну и довершил облик часов браслет с длинными круглыми звеньями небольшого диаметра.

Chronomat в огромном высоченном корпусе выглядел на фоне ультратонких крошечных элегантных кварцевых часов настоящим динозавром. Но именно этим он и привлек внимание всего часового сообщества. В компанию посыпались заказы. Тогда-то Шнайдер и понял, что Chronomat и станет той "ракетой", что выведет Breitling на орбиту прямо-таки космического успеха. Заключив многолетний контракт с ЕТА на поставку механического автоматического хронографа, он вплоть до 2009 года устанавливал этот замечательный калибр в промышленных масштабах. После тщательной доработки и совершенствования механизм отправлялся на сертификацию точности хода в COSC, после чего получал наименование Breitling 13 и использовался не только в часах Chronomat, но и моделях других коллекций. Так Chronomat уже в наше время дал рождение (как когда-то "Навитаймеру") другим ныне известным коллекциям — Blackbird, Cockpit, Avenger, Superocean, Colt и другим. Справедливо, что в 2009-м именно Chronomat первым из брайтлинговских моделей удостоился новейшего мануфактурного автоматического калибра с хронографом B01. По сей день это самая продаваемая и узнаваемая модель Breitling.

К 30-му дню рождения своего бестселлера Breitling выпустил несколько разновидностей модели Chronomat Airborne. И одна из них, что с черным циферблатом, нарочито выполнена в схожей манере с самым первым Chronomat Frecce Tricolori, с той лишь разницей, что на отметке "3 часа" отсутствует эмблема элитной пилотажной группы, а расположен 30-минутный счетчик хронографа. Но в память о той модели на металлической задней крышке выгравирован самолет, на котором в то время летали итальянские асы, и надпись на итальянском языке "Edition Speciale 30е Anniversario". Модель поставляется на грубом пилотском ремешке из водоотталкивающей сверхпрочной искусственной ткани или на фирменном браслет.

Вся лента