Неудивительно

Итоги 2013 года для российского рынка коммерческих автомобилей не стали неожиданными: на фоне восстановления объемов производства и продаж коммерческого транспорта в мире и наличия тенденции к их увеличению (общий объем продаж — около 21 млн штук) продажи и производство отечественного рынка не смогли стабилизироваться, показав отрицательную динамику (-15,4%).

Фото: Михаил Соколов, Коммерсантъ

Однако на динамике продаж коммерческого транспорта и спецтехники в лизинг такой регресс сказался незначительно. Стабилизаторами и генераторами роста этого сегмента являются в первую очередь федеральные и региональные программы в области модернизации дорожной сети, градостроения и инвестиционные инфраструктурные проекты, для выполнения которых нужна новая высокотехнологичная и производительная техника. Это потребовало серьезной модернизации и обновления автопарков, особенно в сегменте строительной и дорожной техники и самоходных машин, износ парка которых составляет более 50% основных фондов.

В 2013 году спрос на коммерческие автомобили и специальную технику в лизинг продемонстрировал положительную динамику. В России до 60-70% продаж грузовой, специальной техники и самоходных машин было реализовано через лизинговые программы. Это можно связать и с тем, что в период общей неопределенности экономической ситуации, перспектив спроса на продукцию и грузоперевозки и, соответственно, отсутствия свободных оборотных фондов многие предпочитают обновлять парк без вложения собственных средств.

Учитывая тенденции рынка, некоторые лизинговые компании, включая и ОАО "ВТБ Лизинг", предложили комплекс программ, обеспечивающих сохранение рентабельности бизнеса клиента.

Когда клиент может оплатить большую часть стоимости автомобиля или спецтехники, крупнейшие лизинговые компании часто готовы предложить покупку с нулевым удорожанием. Другими определяющими факторами для клиентов являются срок лизинговой сделки и процент авансового платежа. Например, клиенты предпочитают брать спецтехнику на срок от двух лет. Во-первых, спецтехника — это дорогостоящий предмет лизинга, и при небольших сроках лизинговой сделки она не успевает окупиться, а клиент получит большие ежемесячные платежи, что требует отвлечения дополнительных финансовых ресурсов. Во-вторых, при лизинге спецтехники применяется повышенный коэффициент амортизации (до 3), что позволяет получить от лизинговой компании полностью амортизированную технику. Эти условия достигаются при сроке сделки от 20 месяцев, по некоторым видам — 28 месяцев и более.

Прошедший год был отмечен незначительным снижением стоимости лизинга, в том числе и за счет сокращения маржи некоторыми лизингодателями из-за усиления конкуренции. Однако текущие экономические условия вынуждают лизинговые компании осторожнее подходить к оценке и минимизации рисков и принимать взвешенные решения о финансировании. Эта тенденция сохранится и в дальнейшем: размеры аванса, удорожания и ежемесячных платежей в обозримой перспективе вряд ли снизятся.

За 2013 год продажи коммерческого транспорта изменились в пользу иностранных марок, доля которых увеличилась до 50%. Запросы клиентов сместились в сторону более дешевых марок китайских производителей, особенно в сегментах средне- и крупнотоннажного транспорта. В ситуации, когда клиент вынужден экономить на обновлении автопарка, основные достоинства этой техники — низкая стоимость при достаточно приемлемом качестве, хорошей эргономике, небольшом расходе топлива — стали определяющими. Однако в связи с непрозрачностью рынка импорта данной техники на территорию России условия лизинговых сделок с китайскими автомобилями консервативнее, чем с автомобилями европейских и американских производителей.

Если рассматривать предпочтения клиентов в выборе производителей коммерческих автомобилей по территориальному признаку, то в московском регионе клиенты приобретают в лизинг в основном импортные автомобили. Их количество в общем портфеле продаж московского региона составляет приблизительно 80%. В сегменте легкого коммерческого транспорта достаточно популярны автофургоны Ford Transit, Ford Tourneo, Hyundai Porter, Peugeot Boxer, Peugeot Partner, Volkswagen Multivan, Isuzu, Citroen Berlingo, Fiat и техника китайского производства; из грузовых автомобилей — тягачи с прицепами и без, самосвалы, грузовики с различными типами надстроек марок Shacman (Shaanxi), Iveco, MAN, DAF. В регионах клиенты больше ориентированы на технику отечественного производства, что связано с быстротой окупаемости и низкой стоимостью владения.

Участники рынка полагают, что в 2014 году на фоне валютных колебаний и дестабилизации рубля, которые, несомненно, приведут к удорожанию стоимости коммерческого транспорта и неопределенности в ситуации с утилизационным сбором, в продажах автотранспорта данного сегмента в лизинг произойдет существенный сдвиг в сторону производителей развивающихся стран.

Однако, несмотря на деструктивные экономические тенденции, прогнозируется рост количества лизинговых сделок в сегменте коммерческого транспорта и спецтехники. Основные ожидания связаны прежде всего с реализацией транспортной стратегии реконструкции и строительства дорог (ЦКАД), со строительством инфраструктурных объектов к чемпионату мира по футболу и универсиаде и перемещением грузовой базы с железнодорожного транспорта.

Сходство условий сделки и интерес к такому высоколиквидному предмету лизинга, каким является коммерческий транспорт, неизбежно приведет к усилению конкуренции среди лизинговых компаний в данном сегменте рынка, тем самым стимулируя лизингодателей расширять спектр дополнительных услуг.

Отвечая на запрос рынка, компания ОАО "ВТБ Лизинг" оптимизировала процедуры оценки лизингополучателей, в том числе активно используя информационные технологии, что позволило сократить время на рассмотрение сделок, а также расширила штат персональных менеджеров, предложив комплекс дополнительных преференций и программ лояльности, консультационные услуги по получению субсидий на часть платежей по лизингу в рамках различных государственных программ поддержки предприятий малого и среднего бизнеса.

Андрей Коноплев, генеральный директор "ВТБ Лизинга"

Вся лента