С фасада смывают амбиции

Плотность населения на намывных территориях Васильевского острова вырастет на треть

Градсовет Санкт-Петербурга в пятницу одобрил новую концепцию застройки Морского фасада на площади 414,6 га, намытой в акватории Невской губы Финского залива западнее Васильевского острова ЗАО "Терра Нова", аффилированной с депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Амбициозная планировка, доминантой которой должен был стать "деловой остров" Financial District с 200-метровыми небоскребами, адаптирована к посткризисным реалиям: намыв будет застроен жильем, что на треть увеличит там численность населения. Власти готовы согласовать проект, несмотря на отсутствие гарантий, что это не приведет к транспортному и экологическому коллапсу.

Глава комитета по градостроительству и архитектуре Олег Рыбин выразил надежду на то, что Морской фасад станет последним намывным проектом в городе, «забыв» о планах намыва возле Крестовского острова для строительства станции метро и о масштабном «намывном» проекте под Сестрорецком

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

К разработке градостроительной планировки намыва инвестор, ЗАО "Терра Нова", аффилированное с депутатом Госдумы Виталием Южилиным, традиционно привлекает бывших главных архитекторов города: разработкой предыдущего проекта в 2006-2007 годах руководил на посту советника президента УК "Морской фасад" (МФ) экс-глава комитета по градостроительству и охране памятников Олег Харченко. Переделать его доверили архитектурной мастерской "Союз 55" Александра Викторова, возглавлявшего КГА после господина Харченко. Как выяснилось, все предыдущие амбициозные планы инвесторов уступили место более прозаичной и ликвидной концепции строительства в западной части Васильевского острова, от устья реки Смоленки и "Прибалтийской", жилых кварталов комфорт-класса.

По сравнению с согласованным в 2007 году проектом планировки территории (ППТ), численность населения будущего Морского фасада должна увеличиться на 28%, а жилой фонд — на 10%. При этом площадь улично-дорожной сети, благодаря замкнутой "средневековой" планировке кварталов, сократится в два раза. Кроме того, решено отказаться от запланированных ранее каналов "в связи с недоказанными и необоснованными условиями проточности": водные территории сокращаются в 2,7 раз. При этом обещано расширить в два раза рекреационные пространства (в частности, разбить парк) и увеличить на 5% число рабочих мест. Общая площадь жилой застройки увеличится с 1,648 млн кв. м до 1,813 млн кв. м, а население — с 47,1 до 60,3 тыс. человек. Около 450 тыс. кв. м запланировано под общественную застройку: в частности, обсуждается возможность размещения учебных корпусов одного из университетов, а также Дворца конгрессов для проведения Военно-морского салона. Однако эти планы реальными переговорами не подкреплены, в то время как участки под жилье уже раскуплены в южной и половине центральной части территории.

Напомним, в 2004 году губернатор Валентина Матвиенко поручила главному архитектору Петербурга Олегу Харченко разработать "амбициозный проект XXII века". В жюри закрытого конкурса, организованного КГА по заказу ОАО "Морской фасад Санкт-Петербурга", вошел уже другой главный архитектор города — Александр Викторов. Победителем был признан проект московского бюро "Резерв" архитектора Владимира Плоткина: пассажирам круизных судов предлагалось ступать на петербургский берег через терминал в виде вытянутой на полкилометра в ширину прямоугольной оконной рамы (высотой 85 м), поддерживаемой изнутри колоннами. Планировалось, что здание, соперничающее по масштабу с гигантскими лайнерами, станет символом (land mark) всего Морского фасада.

В 2005 году инвесторы передумали строить грандиозное здание морвокзала. Проект планировки территории, представленный Олегом Харченко, разработала британско-американская компания Gensler, а адаптировала к российским градостроительным нормам и требованиям горадминистрации НИПЦ генплана Санкт-Петербурга во главе с Юрием Бакеем. Высотной доминантой Морского фасада должен был стать городской "Сити" — Financial District на отдельном "деловом острове" в устье Смоленки. Эту идею предполагалось осуществить последней (ориентировочно к 2015 году), одновременно со строительством двух автомобильных и двух пешеходных мостов для связи делового острова с Васильевским.

Новый вариант, без небоскребов, предусматривающий сохранение "небесной линии", вызывает опасения градозащитников в экологическом и транспортном аспекте. Жителям Васильевского острова обещано, что от ЗСД их дома будет отделять санитарная зона шириной от 75 м до 200 м, а от шума защитит специальная "выемка" и стеклопакеты. Однако в качестве единственного варианта, как избежать транспортного коллапса, предлагается расширение набережной Макарова. При этом глава КГА Олег Рыбин признал, что проблема "уничтожения транспортного каркаса" Васильевского острова пока не решена. В частности, из двух запланированных новых станций метро осталась одна, а количество развязок ЗСД в этом районе сократилось с трех до двух, а возможно, даже одной.

"Крайне тяжелой" для Васильевского острова может оказаться и ситуация во время самой стройки, на что обратил внимание экспертов кинорежиссер Александр Сокуров. А глава центра экспертиз "Эком" Александр Карпов отметил отсутствие расчетов береговых разрушений и стоимости их преодоления. В целом ППТ правительство города должно согласовать до июля этого года.

"Надеюсь, этот намыв будет последним", — заявил господин Рыбин, "забыв" о планах намыва возле Крестовского острова для строительства станции метро и о масштабном "намывном" проекте под Сестрорецком.

Анна Пушкарская

Вся лента