Санитары неба

Нижегородская область хочет развивать санавиацию

В Нижегородской области может быть создана служба санитарной авиации. Для этого региональный минздрав планирует арендовать два вертолета, а также построить вертолетные площадки в девяти районах области. По оценкам участников рынка, аренда вертолетов обойдется областному бюджету примерно в 100 млн руб. в год, еще столько же закладывается на оборудование площадок, и эти затраты в условиях ограниченного финансирования — только часть проблем, которые предстоит решить инициаторам проекта.

По мнению экспертов, прежде чем арендовать вертолеты для нужд медиков, властям предстоит решить вопрос с регламентом всей системы

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

О планах создания в 2014 году службы санавиации рассказал вчера министр здравоохранения региона Александр Карцевский. По его словам, региональное министерство не планирует закупать вертолеты для работы службы. «Вертолеты будут арендованы с почасовой оплатой. Всего их будет два — дежурный и подстраховочный», — цитирует министра «Интерфакс». Кроме того, по информации агентства, на территории Нижегородской области планируется построить вертолетные площадки класса «взлет-посадка» для травмоцентров в Арзамасе, Дзержинске, Выксе, а также в Городецком, Лысковском, Павловском, Починковском, Сергачском и Уренском районах. По информации директора Нижегородского территориального центра медицины катастроф Светланы Жировой, на строительство вертолетных площадок в бюджете региона предусмотрено 100,7 млн руб.

В России на данный момент санитарная авиация активно работает только в столице. В Москве на постоянной основе действуют шесть вертолетов санитарной авиации и десять взлетно-посадочных площадок, включая аэродромы, вертодромы и вертолетные площадки. Для сравнения, в Париже постоянно летают 150 вертолетов и действуют 104 площадки, в Нью-Йорке — 350 и 137 соответственно. В столице медицинской эвакуацией занимается Московский авиационный центр, вертолеты которого в летний сезон совершают до четырех вылетов санавиации в день, прежде всего к пострадавшим в ДТП.

В Нижегородской области в экстренных случаях привлекают борт МЧС — в распоряжении Приволжского регионального центра МЧС есть Ми-8 МТ. «Если нужно срочно перебросить человека, региональный минздрав пишет заявку в Москву. Если все вертолеты санитарной авиации заняты, по правительственному соглашению используются свободные вертолеты МЧС», — пояснили в пресс-службе окружного центра.

В нижегородском аэропорту базируется семь вертолетов, принадлежащих Приволжскому таможенному управлению, «Газ­прому», «ЮТэйр» и МЧС. В целом же в регионе, по оценкам участников рынка, базируется порядка 10 вертолетов, в основном Robinson и Eurocopter. Как правило, это самолеты бизнес-авиации, также вертолеты используются для частных нужд, в том числе для охоты. Средняя себестоимость часа полета на вертолетах типа Eurocopter — порядка 20 тыс. руб., а стоимость часовой аренды воздушного судна по долгосрочному контракту может составить 25–30 тыс. руб. «Таким образом, расходы бюджета на аренду вертолетов могут достигать порядка 100 млн руб. в год, но нужно учитывать, какое на них должно быть оборудование, а также расходы на дежурных, летчиков, технический персонал и реаниматологов», — рассуждает директор вертолетной площадки в Новоликеево Дмитрий Комин. По его оценкам, покупка двух собственных оборудованных вертолетов будет стоить около 320 млн руб.: «Стоимость одного вертолета в среднем 80 млн руб., еще столько же — оборудование».

По мнению главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого, в аренде вертолетов для санавиации есть свои плюсы: «При покупке вертолетов для минздрава возникнет государственная собственность, потребуется отдельное подразделение в министерстве, постоянный персонал, то есть возникнут дополнительные административные вопросы. А механизм аренды — более гибкий и простой». С другой стороны, оборудование обычного арендованного вертолета для медицинской эвакуации требует не менее двух часов, поэтому дежурный вертолет должен быть уже с оборудованием. «Таким образом, если отдавать услугу на аутсорсинг сторонней организации, то дежурный вертолет, скорее всего, придется „ставить на землю“. Это будет зависеть от площади охвата и статистики чрезвычайных ситуаций с пострадавшими, в которых действительно требуется вертолет: в Москве, к примеру, в прошлом году было произведено порядка 700 санитарных вылетов, то есть вывозили в среднем два человека в день», — отмечает господин Синицкий.

В необходимости создания санитарной авиации ни эксперты, ни участники рынка не сомневаются, но отмечают, что это сложная задача. «Есть много аспектов, и найти решение непросто, особенно в условиях ограниченного финансирования», — говорит Алексей Синицкий. «Нужно не только арендовать вертолеты, но и выстроить систему: к примеру, если в США решение о необходимости отправления к месту происшествия вертолета принимает диспетчер 911, то в России такое решение не может принять не только диспетчер, но и медики», — добавляет господин Комин. Но компаниям, сдающим в аренду вертолеты, такой проект интересен, отмечает участник рынка.

Анна Павлова

Вся лента