Брачные игры

Михаил Фихтенгольц о «Чужестранке» Беллини в концертном исполнении

Сколь мало — всего 34 года — ни прожил Винченцо Беллини, история его головокружительной карьеры уникальна для видавшего виды XIX столетия: за исключением двух произведений, все его оперы, едва увидев свет рампы, в одно мгновение становились европейскими хитами и начинали уверенное шествие по всем без исключения оперным сценам. "Чужестранка", впервые поставленная в миланском La Scala в 1829 году,— тому убедительный пример: за тридцать лет со дня первого представления она шла в пятидесяти городах мира, начиная с Вены (1932), Лондона и Парижа (1832) и заканчивая Нью-Йорком (1834) и Лиссабоном (1835). Меньшая по сравнению со шлягерными "Нормой" или "Пуританами" известность "Чужестранки" объясняется внезапной и малообъяснимой паузой в ее сценической судьбе: после 1866 года она исчезла с европейских сцен — чтобы вернуться спустя столетие по инициативе итальянской примадонны Ренаты Скотто, подарившей ей вторую жизнь на нескольких итальянских сценах в конце 1960-х. Пример оказался заразительным: затем оперу "примерила" на себя Монтсеррат Кабалье, после нее "Чужестранку" пели такие известные певицы, как Елена Сюлиотис, Рене Флеминг, Эдита Груберова, Кэрол Неблетт и героиня предстоящего московского исполнения Патриция Чофи.

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Сюжет "Чужестранки", как и многих белькантовых опер, имеет реальную историческую основу, довольно вольно расцвеченную и пересказанную в согласии с канонами мелодраматического жанра. Опера повествует о жене французского короля Филиппа II Агнессе, которую церковь объявила самозванкой, ибо король до этого самовольно расторг брак с датской принцессой Ингеборгой, не получив на то дозволение папы римского. Пока Филипп разбирался с верхушкой католической церкви, Агнесса скончалась. Но в романе Шарля Виктора Прево, по мотивам которого написано ловко скроенное либретто Феличе Романи, она жива и невредима — более того, вокруг нее разворачивается нешуточная интрига. Живя в уединении на озере Монтолино, она хранит инкогнито и избегает общения с местными жителями (за что и получает прозвище Чужестранка), но умудряется приворожить аристократа — графа Артура, который, не зная даже ее имени, разрывает ради нее свою помолвку с дочерью князя Монтолино. После серии типичных для романтической оперы конфликтов, основанных на недоразумениях, возникших по случайности или по роковому стечению обстоятельств, история заканчивается свадьбой — но весьма далекой от голливудского хеппи-энда: Артур возвращается к своей невесте, но, увидев среди гостей чужестранку, инкогнито которой наконец-то раскрывается (настоятель монастыря, проводящий церемонию венчания, называет ее королевой Франции, которую наконец-то официально признала церковь и которой предстоит отправиться в Париж к супругу), граф пронзает себе грудь кинжалом.

Сюжет "Чужестранки" имеет реальную историческую основу, довольно вольно расцвеченную в согласии с канонами мелодраматического жанра

Трудно представить лучший выбор для очередного московского бенефиса Патриции Чофи, которая уже в четвертый раз выйдет на сцену Концертного зала имени Чайковского — в каком-то смысле в чужестранке Алаиде сочетаются черты всех ее коронных ролей: наивная чистота Лючии ди Ламмермур, самоотверженность Джульетты из "Капулетти и Монтекки", чувственность Виолетты Валери и магнетическая сила Амины, героини другого шедевра Беллини — "Сомнамбулы". Партнеры для итальянской примадонны подобраны достойные: выпестованный в лондонском Ковент-Гарден молодой южнокорейский тенор Парк Джи Мин (граф Артур), темпераментное испанское меццо-сопрано Сильвия Тро Сантафе в роли брошенной графом невесты Изолетты и блестящий московский баритон Игорь Головатенко (в роли брата главной героини, принимающего активное участие в интриге), недавно блеснувший в партии Родриго в новоиспеченном вердиевском "Дон Карлосе" в Большом театре (оттуда же — трое прекрасных певцов на второстепенные партии: Олег Цыбулько, Станислав Мостовой и Алексей Пашиев). Место за дирижерским пультом симфонического оркестра "Новая Россия" займет маститый британец Джулиан Рейнольдс, для которого бельканто — родная территория.

Концертный зал имени П. И. Чайковского, 29 марта, 19.00

Михаил Фихтенгольц

Вся лента