Подозреваемые в убийстве сели как хранители взрывчатки

В Тбилиси осуждены скрывшиеся от российского следствия дагестанцы

Уроженцы Дагестана Микаэль Кадиев и Ризван Омаров, которых в РФ обвиняют в причастности к убийству главы Хасавюртовского района Дагестана Алимсолтана Алхаматова, приговорены в Грузии к двум годам лишения свободы за хранение оружия и взрывчатых веществ. В последнем слове они обвинили грузинские спецслужбы в «грязной провокации» и пригрозили им «всевышней карой». Тем временем грузинские власти не исключают, что осужденные могут быть экстрадированы в РФ по запросу Генпрокуратуры России.

Фото: Андрей Коршунов, Коммерсантъ

Оглашая приговор Микаэлю Кадиеву и Ризвану Омарову, судья Тбилисского городского суда Бадри Кочламазишвили подчеркнул, что подсудимые получили по два года тюрьмы «по ч. 1 ст. 236 УК Грузии — незаконное приобретение и хранения оружия и взрывчатых веществ». Между тем, напомним, дагестанцев в июне прошлого года МВД Грузии в специальном сообщении, обвинило в подготовке террористического акта. Однако в последующем это обвинение так и не было официально выдвинуто (см. “Ъ” от 12 сентября 2013 года).

В приговоре Тбилисского городского суда ничего не говорится о том, что в России Кадиева подозревают в убийстве дагестанского чиновника, а после отказа Министерства по делам беженцев и расселению Грузии предоставить ему политическое убежище решается вопрос о его экстрадиции в Россию (см. “Ъ” от 17 января).

Перед вынесением приговора Микаэль Кадиев вел себя довольно дерзко. Он утверждал, что грузинские спецслужбы арестовали его в июне прошлого года «в грязных и подлых предвыборных целях», а оружие и взрывчатые вещества «были подброшены». «Клянусь Аллахом, я ни в чем не виноват. Просто им был нужен компромат в преддверии президентских выборов, и даже договорились до того, якобы я жил в доме у личного пилота президента Саакашвили»,— утверждал Кадиев. Он напомнил, что еще до прихода к власти коалиции «Грузинская мечта» был задержан в Батуми, но вскоре освобожден, «поскольку власти Грузии при Саакашвили не были пророссийскими». Тем не менее Кадиев готов «великодушно простить сотрудникам грузинских спецслужб». «Когда они подкладывали в мою квартиру оружие, я спросил, не боятся ли они бога»,— поведал подсудимый в последнем слове. «Они ответили, что пойдут в церковь, зажгут свечку и замолят этот грех, а я предупредил, что в Библии о подобном способе замолить тяжкий грех ничего не говорится»,— блеснул знанием Священного писания Кадиев.

Арестованный вместе с ним Ризван Омаров также отрицал вину. «Все подстроили эти продажные шкуры — сотрудники грузинских спецслужб. В отличие от Микаэля, я их не прощу»,— пригрозил дагестанец.

Эксперт по делам Кавказа Мамука Арешидзе сообщил “Ъ”, что Микаэль Кадиев «имел отношение к группе, занимавшейся вербовкой и оснащением чеченских боевиков в Панкисском ущелье Грузии». По его словам, Кадиев приехал в Грузию из Турции в 2011 году после того, как турецкие власти объявили его в розыск «за совершение преступлений террористической направленности». Поселившись в Тбилиси и опасаясь преследования со стороны МВД Грузии по запросу турецких или российских спецслужб, Кадиев в конце 2012 года инсценировал свое похищение, а его родственники заявили, что якобы тот захвачен сотрудниками грузинской контрразведки с тем, чтобы тайком выдать России. На самом деле все это время он отсиживался в той самой квартире, где и был в конце концов задержан.

Приговор по делу Кадиева и Омарова не означает, что они не могут быть выданы России. «Согласно законодательству, если речь идет о гражданах иностранного государства и они обвиняются в том государстве в более тяжком преступлении, экстрадиция вполне возможна»,— объяснила “Ъ” сотрудница Министерства юстиции Мака Хажомия.

Георгий Двали, Тбилиси

Вся лента