"Европа плюс" присядет на "Дорожку"

Объявился покупатель на вторую по популярности радиосеть страны

На радиовещательном рынке продолжается консолидация. После того как под управлением "Газпром-медиа" оказалось сразу девять радиостанций, "Европейская Медиа Группа" (ЕМГ), владелец самой популярной в стране сети "Европа плюс", готовится купить ближайшего конкурента — "Дорожное радио". На рынке ее оценивают в $60 млн.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

ЕМГ подтверждает факт наличия предварительного договора между группой и владельцами "Дорожного радио" о покупке актива и факт подачи заявления о согласовании этой сделки в ФАС, заявила "Ъ" президент группы Екатерина Тихомирова. От дальнейших комментариев она отказалась. Ходатайство на покупку 100% ООО "Центр новых технологий" (ЦНТ), управляющего "Дорожным радио", поступило на прошлой неделе, уточнили в ФАС.

"Дорожное радио" начало вещание в 2003 году в Ленинградской области, а в 2005-м появилось в FM-диапазоне Петербурга и вскоре стало самой популярной станцией в городе. В Москве оно заработало в 2010 году, когда ЦНТ примерно за $8 млн приобрел у Олега Чамина частоту 96,0 FM. Сейчас сеть "Дорожного радио", по собственным данным, насчитывает более 600 городов. Это по-прежнему самая популярная станция в Петербурге, вторая — по ежедневной аудитории по всей России и девятая — в Москве. Станция специализируется на отечественной музыке 1980-1990-х годов, новостях и сводках о ситуации на автодорогах. У ООО ЦНТ, по данным "СПАРК-Интерфакс", четыре учредителя — Борис Петров (40%), Андрей Данилов (25%), Сергей Ямщиков (25%) и Елена Варкки (10%).

В ЦНТ отказались от комментариев. Источник, знакомый с ситуацией, подтверждает, что владельцы "Дорожного радио" не исключают продажи станции. Но, уточняет он, сначала нужно понять, не будет ли вопросов со стороны ФАС.

ЕМГ управляет пятью сетями: "Европа плюс", "Ретро FM", "Спорт FM", "Радио 7" и "Кекс FM", а также ретранслирует в Москве петербургское "Радио Рекорд". В конце 2011 года ЕМГ за $162 млн у французской Lagardere купил кемеровский холдинг "Сибирский деловой союз". А в 2012-м он подал в ФАС заявку на приобретение уже другого радиохолдинга — вещательной корпорации "ПрофМедиа" (ВКПМ; "Авторадио", "Юмор FM", Energy и Romantika). Но та сделка так и не состоялась: "Сибирский деловой союз" отозвал свое ходатайство, поскольку, как считают на рынке, не получил тогда политического согласия на сделку.

На ВКПМ в прошлом году нашлось несколько других претендентов, которые, как рассказывали "Ъ" участники рынка, оценивали радиохолдинг в $170-210 млн. Но в ноябре "Интеррос" Владимира Потанина, владелец ВКПМ, договорился о продаже всех своих радиостанций вместе с телеканалами ТВ-3, "Пятница" и "2х2", а также кинокомпанией "Централ Партнершип" холдингу "Газпром-медиа". Сделка, сумма которой могла составить $880-890 млн, была закрыта в минувшем феврале. В результате у "Газпром-медиа" теперь уже девять радиостанций: помимо активов "ПрофМедиа" это также "Эхо Москвы", "Сити FM", Comedy Radio, Relax FM и "Детское радио". По данным TNS Russia за ноябрь--январь, общая доля всех станций "Газпром-медиа" и ВКПМ в Москве достигает 24,4% всех слушателей радио старше 12 лет, тогда как аналогичный показатель ЕМГ — 14,6%.

Кроме того, на столичном радиорынке появился еще один заметный игрок: за последние два года владелец "Русснефти" Михаил Гуцериев приобрел семь радиостанций, которые, правда, пока не объединены в единый холдинг. В Москве доля самого успешного из этих активов — компании Krutoy Media (Love Radio, "Радио Дача" и "Такси FM") — 5,6%.

ЕМГ вступила в переговоры с владельцами "Дорожного радио" в ответ на действия конкурентов, уверен собеседник "Ъ", знакомый с ситуацией. Но с точки зрения рекламных доходов положение ЕМГ пока некритично. Группа, по собственной оценке, является лидером в сегменте московской и сетевой (когда один ролик транслируется во все города вещания) рекламы с долей 39,8% по итогам 2013 года. У ВКПМ и "Газпром-медиа" вместе только 20,8%, у Krutoy Media — 2,3%. Общие затраты на московскую и сетевую рекламу достигли в 2013 году около 8,25 млрд руб. Таким образом, на ЕМГ могло прийтись почти 3,3 млрд руб., "Газпром-медиа" и ВКПМ — 1,7 млрд руб., Krutoy Media — лишь 190 млн руб.

"Дорожное радио", один из явных лидеров в регионах, пока остается сильно недооцененным с точки зрения рекламных доходов. Выручка ЦНТ без учета дочерних обществ в 2012 году составила, по данным "СПАРК-Интерфакс", 466,6 млн руб., чистая прибыль — 133,6 млн руб. В 2013-м рекламная выручка всей сети могла достичь, по экспертным оценкам, 650 млн руб. В конце 2012 года владельцы "Дорожного радио" отказались продавать свою станцию за $75 млн, вспоминает руководитель одной из медиакомпаний. Но сейчас, утверждает другой собеседник "Ъ" на рынке, эта сеть оценивается примерно в $60 млн.

Павел Белавин, Сергей Соболев

Топ-10 самых популярных радиостанций


Место
РоссияМоскваПетербург

Станция
Среднесуточная
аудитория (млн
человек старше 12
лет)*

Станция
Среднесуточная
аудитория (млн
человек старше 12
лет)**

Станция
Среднесуточная
аудитория (млн
человек старше 12
лет)**
1Европа плюс11,147Русское радио1,151Дорожное радио0,900
2Дорожное радио10,294Авторадио1,054Европа плюс0,595
3Авторадио10,025Европа плюс0,975Ретро FM0,489
4Русское радио9,207Ретро FM0,974Радио Рекорд0,442
5Ретро FM7,961Эхо Москвы0,959Радио России0,441
6Радио Шансон7,613Радио Шансон0,946Авторадио0,439
7Юмор FM5,598Радио Energy0,802Русское радио0,429
8Радио Дача4,59Юмор FM0,784Эльдорадио0,388
9Радио России4,407Дорожное радио0,723Эхо Москвы0,356
10Маяк3,811Радио Дача0,664Радио Дача0,338

* В июле--декабре 2013 года в городах с населением свыше 100 тыс. человек.

** В ноябре 2013 года — январе 2014 года.

Источник: TNS Russia.

Вся лента