"Закат официальных валют неизбежен"

Центробанк признал биткоин финансовой пирамидой. С таким заявлением накануне выступил глава департамента национальной платежной системы регулятора Тимур Батырев. Чиновник подчеркнул, что сделки с биткоином носят спекулятивный характер. Около месяца назад ЦБ предостерег граждан России от использования криптовалюты, отметив, что на территории страны выпуск денежных суррогатов запрещен. Позднее регулятор договорился с Генпрокуратурой о совместной борьбе с биткоином. Предприниматель Антон Хреков — о борьбе ЦБ с криптовалютой.

Фото: Валерий Левитин, Коммерсантъ

Заявление чиновников Центробанка пока является "частным определением", но поговаривают, что вскоре биткоины в России могут по-настоящему запретить. Запрет — это когда непослушание чем-то карается. Как в Китае, где нельзя даже публиковать котировки. У нас, кстати, один биткоин стоит дорого — около 20 тыс. руб.

Я согласен, что Центробанк — он на то и мегарегулятор, чтобы запрещать непонятное и непроверенное. Но это из разряда запретов собакам лаять ночью или детям шалить в присутственных местах. По сути — правильно, по существу, как сказал бы Ленин, --издевательство, причем над исторической логикой.

Основные аргументы — мол, эмиссия киберденег непрозрачна, неподконтрольна госфинансистам и децентрализована. Ну да, для чиновников это оксюморон, как "раскаленный снег" или что-то в этом роде. Криптовалюта генерируется внутри Сети. Ее курс к валютам национальным — производное от спроса и предложения, а не спекуляций. Так, по крайней мере, задумано.

Я не идеалист и не верю, что биткоин — это лучик света в царстве жирных "волков с Уолл-стрит", нечто честное и чистое, как фата невесты. Отнюдь. Однако само появление криптоденег в конце нулевых — жест недоверия к мировой валютно-платежной системе, которая подавляющим большинством населения планеты давно воспринимается как машина для глобального надувательства.

Биткоин, говорят нам госбанкиры, ничем не обеспечен. А чем обеспечен, скажем, доллар США? Золотом? Давно уж нет. Товарами и услугами? По разным подсчетам, процентов на пять-десять. Его происхождение, как и многих других валют, долговое. В отличие, кстати, от биткоина. Нам говорят: биткоины — и не ценные бумаги, потому как опять-таки ничем не обеспечены. А, простите, акции, особенно компаний "новой экономики", чем обеспечены? А если чем-то обеспечены, то как капитализация может за сутки упасть на 10%, а то и 20%? И чем обеспечены, скажем, нефтяные фьючерсы? Только не говорите мне, что нефтью.

И без биткоина параллельные валюты растут, будто на дрожжах. Вы накапливаете баллы в торговой сети или сети АЗС? Так вот, это такая же квазивалюта. Платите за что-либо путем списания со счета мобильного телефона? Тоже она. Кстати, последнее давно признано в России незаконным. Но так берет оплату даже московская парковка!

Закат официальных валют так же неизбежен, как в свое время государственной авиации или единой гаишной системы техосмотра. Почему я должен доверять группе айтишных хипстеров меньше, чем шайке хитрых старых жуков из глобальной финансовой олигархии?

Не сомневаюсь, наши внуки когда-нибудь, читая в Сети ремейк "Мастера и Маргариты", дойдут до такого пассажа:

"...но только вдруг из зала раздался застенчивый голос:

— Я сдаю биткоины.

— Милости прошу на сцену! — вежливо пригласил конферансье <...>. Деньги, — произнес он, — должны храниться в госбанке, в сухих и хорошо охраняемых помещениях, а отнюдь не в интернете, где их могут, в частности, попортить хакеры! Право, стыдно, Канавкин! Ведь вы же взрослый человек!".

Вся лента