Рынок останавливает автозаводы

Из-за низких продаж Sollers и GM прекращают сборку

Из-за падающего рынка российские автопроизводители временно останавливают производство. О двухнедельной остановке конвейера уже заявил УАЗ, в ближайшее время это планирует сделать и GM. Улучшения ситуации на рынке аналитики не ожидают.

Фото: Максим Кваша, Коммерсантъ

Ульяновский автозавод (УАЗ; входит в группу Sollers) с 24 февраля на две недели приостановил производство автомобилей и ввел режим неполного рабочего времени, сообщает «Интерфакс». В таком же режиме будет работать снабжающий УАЗ двигателями Заволжский моторный завод (ЗМЗ). Причину таких действий на предприятиях объясняют низким спросом на продукцию и желанием избежать дальнейших сокращений. Двухнедельную остановку производства в период с 24 февраля по 28 марта ожидают и в GM (производит Opel и Chevrolet). B компании также ссылаются на продолжающееся падение продаж автомобилей в России. Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» полагает, что УАЗ недопроизведет около 3 тыс. автомобилей, а предприятие GM — 4 тыс. машин.

Российский рынок легковых автомобилей и LCV падает с марта 2013 года. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в прошлом году было продано 2,8 млн машин, то есть на 5,5% ниже, чем в 2012 году. Вывести рынок в плюс не смогла даже действовавшая с июля по декабрь 2013 года госпрограмма льготного кредитования. Правда, по итогам декабря 2013 года, последнего месяца ее действия, продажи выросли на 4% (до 264,2 тыс. автомобилей), но в январе вновь упали на 6% (152,6 тыс. машин).

Продажи автомобилей UAZ по итогам 2013 года упали на 15%, до 51,6 тыс. автомобилей, GM — на 11%, до 257,5 тыс. машин. В январе, по данным АЕБ, UAZ упал на 24% (2,2 тыс. автомобилей), падение GM составило 7% (13,7 тыс. машин). При этом в АЕБ прогнозируют дальнейшее снижение автопродаж по итогам 2014 года на 1,7%, до 2,7 млн машин.

Из российских производителей первым производство временно останавливал АвтоВАЗ. В конце ноября прошлого года завод без объяснения причин на неделю прекратил выпуск моделей Kalina и Granta, а с 6 декабря до конца месяца вновь остановил их производство. Также до конца новогодних каникул прекратил работу сварочный цех «Ижавто» (входит в АвтоВАЗ). Во втором случае в АвтоВАЗе и «Ижавто» объясняли эти меры необходимостью модернизации оборудования для сборки новых моделей альянса Renault-Nissan. Кроме того, пытаясь сократить расходы, АвтоВАЗ в 2014 году сократит 2,5 тыс. руководителей, специалистов и служащих, а численность рабочих снизится на 5 тыс. человек за счет «естественной убыли персонала» и прекращения приема новых сотрудников. UAZ также планировал сократить часть персонала. В декабре 2013 года завод направлял в городской центр занятости уведомление о планируемом сокращении 1115 человек (12,3% всего персонала) в связи с неблагоприятной рыночной конъюнктурой, но затем УАЗ заявил, что вместо увольнений введет режим неполного рабочего времени.

Почему авторынок ускорил падение

Падение российского авторынка в октябре 2013 года ускорилось: после замедлившегося спада продаж в сентябре, когда рынок снизился на 5%, в октябре темпы снижения спроса выросли на 8%. Как и в прошлые месяцы, больше всего падение отразилось на бюджетных автомобилях. Читайте подробнее

Роман Кондратьев

Вся лента