"Трансмашхолдинг" и Alstom встали на рельсы

Новый завод по производству трамваев появится в Петербурге до конца года

Совместное предприятие ЗАО "Трансмашхолдинг" и французской Alstom, ООО "ТрамРус" до конца текущего года завершит строительство завода по производству трамваев на мощностях Октябрьского электровагоноремонтного завода (ОЭВРЗ) в Петербурге. Эксперты отмечают, что СП выбрало удачное время для наладки производства, поскольку после банкротства Петербургского трамвайно-механического завода (ПТМЗ) в городе не осталось ни одной трамвайной линии, а трампарк в городе обновляется за счет техники, поставляемой из других регионов страны или из Белоруссии.

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Совместное предприятие по производству трамваев в России ООО "Трамрус" было зарегистрировано в мае 2012 года. Предприятие принадлежит "Трансмашхолдингу" и Alstom (поставляет скоростные поезда Allegro сообщением Хельсинки — Петербург) на паритетных началах.

Как сообщили "Ъ" в "Трансмашхолдинге", новая линия будет включать производственный и испытательный цеха. Общая площадь завода составит 20 тыс. кв. м. Объем инвестиций — €30 млн.

Ориентировочно петербургская линия сможет производить до 100 трамваев в год, но объем производства будет зависеть от количества заказов, отметили в Alstom. На заводе будут производить низкопольные трехсекционные трамвайные вагоны с колеей 1524 мм, которые смогут поставляться в любые города России и СНГ.

О готовности строить завод представители СП сообщили еще в конце 2011 года, однако строительство началось только осенью прошлого года. В "Трансмашхолдинге" пояснили, что на тот момент планы по созданию завода были связаны с ожидающимся в 2012 году крупным конкурсом на поставку 120 низкопольных трамваев со стартовой ценой в 9,2 млрд рублей для Москвы, который впоследствии компания проиграла "Уралвагонзаводу" (УВЗ) в партнерстве с канадским Bombardier. На тот момент заявлялось, что стоимость одного трамвая составит €2-2,5 млн. Какова будет эта цифра в ближайшем будущем, ни в "Трансмашхолдинге", ни в Alstom не сообщили.

Начальник аналитического отдела инвесткомпании ЛМС Дмитрий Кумановский уверен, что "Трамрус" будет стремиться занять рыночную нишу разоряющегося "Вагонмаша", дочернее предприятие которого, ПТМЗ, в течение многих лет являлось основным поставщиком городского трампарка.

"Площадка ПТМЗ сейчас продается Сбербанком, поэтому его место хочет захватить "Трансмашхолдинг" и основывает под это новое производство. В принципе, это очень хороший рынок. Я думаю, что теперь, когда основной конкурент, "Вагонмаш", умер, они могут быстро подсуетиться и обогнать "Уралвагонзавод" по московским контрактам. У них также есть возможность привязать клиентскую базу к себе, поскольку смена производителей не очень выгодна заказчику. Я оцениваю их оборот в размере нескольких миллиардов рублей ежегодно", — прогнозирует господин Кумановский.

В ГУП "Горэлектротранс" "Ъ" сообщили, что основными поставщиками петербургского трампарка на данный момент являются Усть-Катавский вагоностроительный завод и белорусский "Белкоммунмаш". В частности, в 2013 году в город пришло десять двухкабинных и три односторонних челнока с Усть-Катавского завода (до 2015 года предприятие должно поставить в Петербург 20 трамваев за 1,1 млрд рублей) и два двухкабинных трамвая с "Белкоммунмаша". В 2014 году в город поставят только четыре трамвая "Трансмашгрупп" за 302 млн рублей. Всего в городе работают более 770 трамваев, при этом около 60% из них нуждаются в замене или модернизации.

И участники рынка, и эксперты отмечают, что сейчас на территории Петербурга нет ни одного работающего трамвайного завода. О намерении наладить производство трамваев в Петербурге путем создания совместного предприятия с чешской Skoda или с украинским Крюковским вагоностроительным заводом неоднократно заявляло руководство Кировского завода. О таком же намерении сообщала польская Pesa, которая совместно с "Уралвагонзаводом" будет производить трамваи для Москвы вместо выбывшего Bombardier. В проекте бюджета на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов на закупку новых предусмотрено около 1,6 млрд рублей, при этом в текущем году Смольный рассчитывает получить субсидии из федерального бюджета на закупку дополнительных составов.

Татьяна Дятел

Вся лента