Судебную практику приставляют к делу

ВАС поможет ФАС экономить на закупках госкомпаний

Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) намерен поддержать Федеральную антимонопольную службу (ФАС) в борьбе за экономию при закупках компаний с госучастием, их "дочек" и "внучек". ФАС видит нарушение закона о конкуренции в заключении РЖД долгосрочных контрактов с посредниками — это увеличивает расходы госкомпании. ВАС готов ужесточить судебную практику по таким делам. Это позволит ФАС выигрывать суды без правки законодательства, но и даст ей возможность избирательного подхода к нарушителям закона о конкуренции.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Сегодня президиум ВАС рассмотрит дело, касающееся правил осуществления закупок компаниями с госучастием. Они регулируются законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц" (223-ФЗ, распространяется на все госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, ГУПы, МУПы и хозяйственные общества, более чем на 50% принадлежащие РФ, а также на контролируемых ими "дочек" и "внучек"). В деле ОАО РЖД против ФАС суду предстоит решить, применять ли к ним те же ограничения, что к госзаказчикам,— могут ли госкомпании заключать контракты на любой срок и должны ли они избегать посредников для бюджетной экономии.

В 2010 году ООО "Первая нерудная компания" (ПНК) провела конкурс, дающий право участвовать в будущих конкурсах на поставки щебня для нужд ОАО РЖД. Отбор прошли шесть компаний (из 17 участников), лишь одна из них была производителем щебня. По жалобам ряда участников ФАС провела проверку и в сентябре 2011 года признала, что ПНК и РЖД, доминируя на товарных рынках, препятствовали доступу производителей на рынок. ФАС выяснила, что претенденты не были ознакомлены с методикой оценки заявок — порядок определения победителя мог быть изменен уже после вскрытия конвертов. Длительное же трехлетнее право участия в конкурсах ограничивает доступ на рынок новым участникам. Обе компании получили предписания ФАС о прекращении нарушений.

РЖД оспорило решение и предписание ФАС. Арбитражный суд Москвы принял сторону службы, но апелляционный и кассационный суды удовлетворили иск РЖД, посчитав, что ФАС не доказала неравность условий отбора. Коллегия ВАС предложила пересмотреть дело в пользу ФАС, так как неосведомленность производителей о методике оценки заявок привела к неравенству условий отбора. Тройка судей подчеркнула: недопуск производителей в число поставщиков влечет закупку у посредников в течение трех лет с неизбежным завышением цены.

Решение президиума ВАС коснется всех госкомпаний, осуществляющих закупки, полагает руководитель группы антимонопольного права юридической фирмы ЮСТ Радмила Никитина. Консультант юридической компании "Каменская и партнеры" Наталья Пантюхина не исключает, что оно может повлечь перенастройку работы всех подобных заказчиков, равно как и их поставщиков. Ограничений по сроку закон 223-ФЗ не содержит, поэтому вопрос о допустимости трех лет преимуществ победителей конкурса будет оставлен на усмотрение судов, отмечает Радмила Никитина. На практике многие компании заключают договоры на срок до пяти и более лет для обеспечения стабильных поставок, рассказывает Наталья Пантюхина: госкомпании не связаны жесткими нормами бюджетной экономии — в законе 223-ФЗ говорится лишь об экономически эффективном расходовании средств. "В том, что судьи указали и на этот аспект закупок, видится общий тренд на необходимость экономии средств госкомпаниями",— добавляет она.

В ФАС "Ъ" сообщили, что следят за делом РЖД: "Оно значимое и прецедентное, и мы надеемся на взвешенную позицию ВАС". В службе напомнили: недавно в первом чтении приняты поправки к КоАП, усиливающие ответственность и вводящие новые санкции за нарушения требований закона 223-ФЗ. Кроме того, ФАС считает, что в сам закон необходимо внести поправки в части ужесточения правил закупок компаниями с госучастием. Пока, однако, поправки не подготовлены, а готовность ВАС пойти ФАС навстречу избавляет службу от нужды проводить поправки через Госдуму. Отсутствие же законодательного закрепления "строгого" подхода к госкомпаниям сохраняет за ФАС возможность эффективного избирательного судебного преследования госкомпаний — но избавляет службу от обязанности это делать.

Евгения Крючкова, Анна Занина, Олег Сапожков

Вся лента