Парламентское расследование не нуждается в Конституции

Для парламентского контроля хватит и действующих законов

Думский комитет по конституционному законодательству не нашел практической нужды в том, чтобы закрепить в тексте Конституции право Госдумы на проведение парламентских расследований. Поэтому соответствующий законопроект, предлагающий поправки к Конституции, комитет рекомендует отклонить.

Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ

Поправку разрабатывали и вносили депутаты нескольких оппозиционных фракций в июне 1999 года (Госдума второго созыва). К тому моменту у депутатов уже имелся опыт. В 1995 году Госдума проводила парламентское расследование в связи с контртеррористической операцией в Чечне, начавшейся в ноябре 1994 года (эта операция стала называться «первой чеченской войной» после того, как осенью 1999 года в мятежной республике началась повторная контртеррористическая операция — «вторая чеченская война»). И первый опыт расследований не удовлетворил депутатов тем, что представители исполнительной власти, включая руководителей федеральных ведомств, фактически проигнорировали парламентариев. Потому депутаты и решили дополнить статью 103 Конституции, в которой зафиксированы полномочия Госдумы, двумя пунктами. В одном они прописали право депутатов на «образование комиссий для проведения парламентских расследований». Во втором — обязанности других органов власти в связи с проводимым расследованием: «Явка в комиссию в соответствии с Конституцией РФ и предоставление ей документов обязательны».

В сентябре 1999 года думцы одобрили свою разработку в первом чтении. И на этом рассмотрение законопроекта закончилось, хотя во второй Госдуме партия власти (тогда «Наш дом — Россия») была в меньшинстве и оппозиционеры из фракций КПРФ, ЛДПР, «Яблоко» при поддержке депутатов-одномандатников были способны набирать конституционное большинство.

Тот законопроект «сыграл важную роль в дискуссии о форме и порядке парламентского расследования», признал сегодня думский комитет по конституционному законодательству. Но теперь форма и порядок подробно расписаны в законе «О парламентском расследовании» (принят в 2005 году) и законе «О парламентском контроле» (принят в 2013 году). Причем принятые законы предусматривают, что расследования проводятся исключительно обеими палатами Федерального собрания. Эта практика устоялась в 2004 году. Оппозиционные депутаты, которые к тому времени были уже в меньшинстве, предложили Госдуме инициировать расследование причин и последствий теракта в Беслане (1–3 сентября того года террористы удерживали в заложниках учеников, их родителей и учителей в бесланской школе №1, погибли 338 человек). Но большинство из партии власти, которой теперь стала «Единая Россия», идею не поддержали. Однако Совет федерации выдвинул собственную инициативу о парламентском расследовании и получил поддержку президента. В комиссию, занимавшуюся расследованием, вошли как члены Совета федерации, так и депутаты Госдумы. Их опыт и лег в основу закона «О парламентском расследовании», по которому расследование возможно только в том случае, если начать его согласны обе палаты российского парламента.

Исходя из всего этого, комитет счел законопроект о поправке в Конституцию устаревшим и намерен рекомендовать Госдуме отклонить его на одном из ближайших пленарных заседаний.

Виктор Хамраев

Вся лента