На службе общества

Фонд социального страхования (ФСС) играет ключевую роль в важнейших аспектах жизни российского общества. Прежде всего в стимуляции рождаемости: именно выплаты фондом различных пособий стали одной из причин роста рождаемости. Не менее важная сфера деятельности ФСС — помощь пострадавшим на производстве. И, наконец, содействие тем, чьи права у нас до сих пор не всегда соблюдаются,— людям с ограниченными возможностями.

В 65 субъектах Российской Федерации женщины ежемесячно получают выплаты при рождении ребенка и последующих детей

Фото: Дмитрий Азаров, Коммерсантъ

Мария Карнаух

В пользу мам

Одна из главных проблем России сегодня — снижение рождаемости. Об этом заявил председатель правительства Дмитрий Медведев на недавнем совещании по вопросам материнского капитала. "Мы пока не обеспечиваем полного воспроизводства населения. Мы попадаем в зону риска: в ближайшее десятилетие Россия столкнется со снижением числа молодых женщин--потенциальных матерей",— сказал он. Однако только доплатой за второго и последующих детей поддержка государства не ограничивается. "Реализуются также и другие меры по стимулированию рождаемости — единовременные выплаты при рождении ребенка, пособия, а также региональные программы. В 65 субъектах РФ введена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей",— добавил премьер.

Кроме того, существует определенное количество выплат по беременностям и родам. Именно за это и отвечает ФСС. По словам представителя ФСС, на выплаты беременным и матерям расходуется значительная часть бюджета фонда. Речь идет о перечне пособий, которые полагаются любой женщине еще до рождения ребенка и даже на ранних сроках беременности. Если женщина встанет на учет в женской консультации на раннем сроке беременности, ей в 2014 году выплатят 515,33 руб. Затем оформляется декретный отпуск, во время которого начисляется пособие по беременности и родам — оно рассчитывается из 100% ее среднего заработка. "Если женщина перед уходом в декрет находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, она может выбрать иные периоды для расчета пособия, когда у нее был более высокий доход",— напоминает руководитель департамента страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фонда социального страхования Российской Федерации Марина Сальникова. Кроме того, важно помнить, что речь идет не о заработной плате, а о доходе: если женщина работает в нескольких местах, она должна представить справку, утвержденную приказом Минтруда РФ от 30 апреля 2013 года N182N.

Дополнительно выдается родовой сертификат на 10 тыс. руб.: 3 тыс. руб. из них идет в женскую консультацию, 6 тыс. руб.— в родильный дом. Плюс в первый год жизни ребенка проводятся профилактические осмотры — на них выделяется еще 2 тыс. руб.

И, наконец, после рождения ребенка выплачивается единовременное пособие — в 2014 году эта сумма составит 13 741,99 руб. Сумма растет каждый год с учетом уровня инфляции. После этого женщине начисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до полутора лет). Минимальная сумма — 2576,63 руб. в месяц, на второго — 5324 руб. в месяц. Есть и максимум — 40% заработка, но не более 17 999,11 руб. в месяц.

ФСС оказывает помощь и тем, кто получил травму на производстве, и людям с ограниченными возможностями с рождения

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

Внимание к инвалидам и пострадавшим на производстве

Еще одна важнейшая социальная проблема, в решении которой участвует ФСС,— помощь инвалидам. По данным вице-премьера Ольги Голодец, число людей с ограниченными возможностями сейчас достигает 12,85 млн человек. Из них 3,39 млн — трудоспособного возраста (по данным Министерства труда и соцзащиты), а работают только 816,2 тыс. человек.

ФСС оказывает помощь и тем, кто получил травму на производстве, и людям с ограниченными возможностями с рождения. Страховые выплаты пострадавшим на производстве — одно из ключевых направлений деятельности ФСС. Сейчас страховое обеспечение получает более 500 тыс. человек, пострадавших от несчастного случая на производстве или получивших профессиональное заболевание.

Система взаимодействия ФСС с работодателем в части выплаты пособия по временной нетрудоспособности строится на зачетном принципе. Компания платит в Фонд страховые взносы, после чего при оплате больничных листов сотрудникам страхователя ФСС ведет взаиморасчет. На практике это значит, что, если сотрудник получил травму на производстве и комиссия признала несчастный случай страховым, работник получает больничный в размере 100% заработка (верхняя планка — 235,9 тыс. руб.).

Если работнику установлен процент утраты профессиональной трудоспособности, то он может рассчитывать на единовременную выплату в размере до 80 тыс. руб. "С 2014 года если застрахованный погибает на производстве, то его родственникам будет выплачиваться 1 млн руб.",— рассказывает Дмитрий Поликанов. Он напомнил, что в 2013 году ФСС подготовил законопроект, по которому сумма страховой выплаты при смертельном исходе увеличилась до 1 млн руб. Указанный федеральный закон принят 2 декабря.

"Мы решили, что несправедливо, когда родственники погибшего человека получают всего 80 тыс. руб.— порог, установленный государством ранее",— сказал господин Поликанов.

Напомним, что в европейских странах широко распространено добровольное страхование жизни: его оформляют либо сами работники, либо компания-работодатель. Есть и смешанные формы, когда предприятие оплачивает часть страховых взносов сотрудников, а взамен государство предоставляет налоговые льготы. Тогда размер выплат в случае смерти работника ничем не ограничен. Он может достигать и $10 млн — главное, чтобы сотрудник делал страховые взносы.

Пострадавшим на производстве и родственникам умерших застрахованных также выплачиваются ежемесячные страховые выплаты. В текущем году их максимальный размер составил 59,9 тыс. руб., в 2014 году — 61,9 тыс. руб.

ФСС также осуществляет оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, которая является важным звеном в восстановлении или компенсации утраченных функций организма и снижении утраты профессиональной трудоспособности.

В целях реабилитации Фондом оплачиваются санаторно-курортное лечение пострадавших, приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода, обеспечение их техническими средствами реабилитации, уходом, протезно-ортопедическими изделиями, профессиональным обучением (переобучением).

"Были случаи, когда, например, тракторист или комбайнер в результате несчастного случая лишился конечности. Наша задача — вернуть его к нормальной, полноценной жизни,— подчеркивает господин Поликанов.— Мы переобучаем их на другие профессии. После переобучения этот человек стал преподавателем техникума".

Кроме того, только Фонд имеет право покупать автомобили для тех, кто пострадал на производстве.

"Мы возвращаем человека к нормальной мобильности. Даже будучи на инвалидной коляске, человек, получив машину, сможет ездить на работу и заниматься другой хозяйственной деятельностью",— рассказывает представитель ФСС.

В целях реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд использует лечебно-оздоровительный потенциал медицинских и санаторно-курортных учреждений, а также собственную лечебно-профилактическую базу. В ведении Фонда находятся 12 специализированных центров реабилитации, способных решать большинство задач в части оказания услуг по комплексной реабилитации застрахованных граждан.

Комплексная система медицинской, социальной и профессиональной реабилитации лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, создаваемая на базе центров реабилитации Фонда, направлена на снижение риска получения инвалидности и утраты профессиональной трудоспособности работников.

Центры реабилитации Фонда, расположенные в развитых промышленных регионах, оказывают стационарную, амбулаторно-поликлиническую и санаторно-курортную медицинскую помощь.

Огромное значение имеет лечение пострадавших от тяжелых несчастных случаев на производстве на ранних этапах, так как это наиболее важный период для восстановления утраченных функций организма.

В 2012 году из лиц, получивших тяжелые травмы на производстве и завершивших лечение за счет средств Фонда, 60% полностью восстановили трудоспособность и без определения инвалидности и степени утраты профессиональной трудоспособности вернулись к трудовой деятельности.


Исторический экскурс

Система социального страхования в нашей стране появилась в конце XIX века. Революционные события в 1905 году ускорили процесс внедрения обязательного социального страхования. В 1912-м Государственная дума приняла пакет законов, среди которых были: "О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих" и др. Контролировать процесс страхования в России назначили Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности.

Октябрьская революция внесла существенные коррективы в новую систему. 30 октября 1917 года была объявлена программа страхования советского правительства и издан ряд декретов. В 1918 году утвердили новое положение о социальном обеспечении трудящихся, гарантировавшее, что все наемные работники получают пособия при временной утрате заработка из-за болезни, беременности или родов, а также увечий. Однако в действительности социальное страхование появилось только три года спустя — в 1921-м, когда новая власть определилась с экономической политикой. Постановление Совнаркома обязывало работодателей различных форм собственности платить взносы по отдельным видам социального страхования. Взносы были установлены по каждому пункту: временная нетрудоспособность, инвалидность, вдовство, сиротство, безработица, медицинская помощь. Что касается размера выплат, то они зависели от того, насколько опасно или вредно для здоровья сотрудника конкретное производство. Для госпредприятий взнос был меньше — 12% фонда оплаты труда на все виды социального страхования.

Конец периода НЭПа оставил после себя только отдельные виды медицинского страхования. Однако главный переход произошел: социальное обеспечение целиком легло на плечи государства. В 1933 году социальное страхование передали профсоюзам, а страховые кассы ликвидировали. Что касается бюджета государственного соцстрахования, то он был консолидирован в госбюджет. Социальное обеспечение и социальное страхование оплачивались из ряда источников: госбюджета, бюджета соцстрахования, Союзного фонда соцобеспечения колхозников, социальных фондов госпредприятий и колхозов. Однако ведущая доля в расходах принадлежала государству — 95%.

В итоге в общей системе соцстрахование существовало исключительно как элемент, подчиняющийся государственной системе соцобеспечения и напрямую зависящий от состояния общего бюджета страны. Отсутствие автономности определяло и способы управления системой соцобеспечения: процесс был сложным и бюрократизированным.

Реорганизация старой системы произошла почти 60 лет спустя — в августе 1990 года. Тогда было принято постановление Совета министров СССР и ВЦСПС "О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение", по которому с 1 января 1991 года начинал свою работу Фонд социального страхования СССР — его средства не включались больше в госбюджет. Через два года — в 1993-м — фонд перешел в статус финансово-кредитного учреждения при правительстве РФ. Произошли серьезные изменения и внутри организации. До 1999 года структура ФСС строилась по двум принципам: территориальному и отраслевому. В марте 1999-го центральные отраслевые подразделения упразднили. Оставшиеся филиалы перешли в подчинение региональным отделениям. Сейчас ФСС работает по территориальному принципу. Его основная задача — управление средствами государственного социального страхования в России.

Вся лента