Пирр духа

Стремление Александра Иванова к совершенному воплощению своих замыслов обернулось незавершенностью большинства его крупных работ. "Архангел Гавриил поражает Захарию немотой" (конец 1840-х — начало 1850-х годов)


Под Новый год в Третьяковской галерее открывается выставка к 200-летнему юбилею автора "Явления Христа народу" Александра Иванова.

200-летие создателя одной из главных русских картин отмечается скромно. Банк России выпустил юбилейную двухрублевую монету с "Явлением Христа народу" и портретом художника. И только под конец года Третьяковская галерея и Русский музея все-таки разразились совместной ретроспективой, настолько большой, что одна ее часть (живопись) откроется на Крымском валу, а другая (графика) — в Лаврушинском переулке.


С юбилейной монетой вышла явная промашка: большей насмешки над художником, чем штамповать на деньгах его "Явление Мессии" (таково авторское название картины), представить себе трудно. Потому что то, чем занимался Александр Иванов всю жизнь, имело целью как раз поднять общество над миром денег, социальных условностей и преходящих ценностей к вершинам духа. Иначе говоря, Иванов хотел писать современные, для XIX века предназначенные иконы. Он знал, что нужно сказать, но не мог подобрать слов: говорить на языке Андрея Рублева было уже невозможно, языка Казимира Малевича еще не существовало. В этом, а не в том, что писавшееся в Италии в течение 20 лет (1836-1857) "Явление Мессии" было прохладно встречено на родине, после чего художник умер, и заключается его трагедия.


Александру Иванову, сыну академического профессора исторической живописи, светило блестящее будущее. Не в плане карьеры: профессорским сынкам поблажек не давали. Блестящее будущее Иванову обещали огромный талант и артистическая семейная среда, в которой природные дарования обычно расцветают ярче. И отъезд 24-летнего живописца на родину искусств, в Италию, сулил лишь грядущие успехи.


Но там с Ивановым случилась беда: он попал в плохую компанию. Вместо того чтобы, подобно Карлу Брюллову, перепархивать из одного великосветского салона в другой, Иванов оказался в интернациональном кругу художников-философов. С одной стороны — богоискатель Гоголь, с другой — назарейцы, секта немецких живописцев, приехавших в Рим искать общехристианский идеал в католичестве и фресках Рафаэля. И Иванов сам с головой ушел в эти духовные искания, зачитывался Шеллингом, немецкими библеистами, социальной философией, а перед самой смертью ездил в Лондон к Герцену — в последний раз обсудить последние вопросы бытия.


О беде, случившейся с молодым художником, свидетельствовали первые картины, которые он отослал на родину. Если элегические "Аполлон, Гиацинт и Кипарис" еще целиком оставались в сфере чистого искусства, то уже "Явление Христа Марии Магдалине" могло намекнуть на твердое намерение живописца проповедовать нравственный закон с помощью холста и красок. Следующие 20 лет Иванов проработает в "пророческом жанре", над изменяющими человеческое сознание и бытие вместе с ним вещами — главной своей картиной "Явление Мессии" и "Библейскими эскизами", проектом росписи некоего храма, на стенах которого будет представлена вся духовная история человечества.


Сейчас искусствоведы считают, что в бесчисленных подготовительных этюдах к "Явлению Мессии" художник предвосхитил импрессионизм, а в "Библейских эскизах" приблизился к абстракции. Однако самому Иванову терновый венец пророка был милее лавров авангардиста: своим главным свершением он считал не это, а завершенное в таких муках "Явление Мессии" — на внешний взгляд вполне обыкновенную академическую картину. И очень трудно объяснить незнакомому с отечественной художественной мифологией зрителю, почему "Явление Мессии" — связующее звено между рублевской "Троицей" и "Черным квадратом". Вот и выходит, что Александр Иванов — художник одной картины, но мы его ценим совсем не за это.



Арата Исодзаки готов стать соавтором Джорджо Вазари

Фото: AP

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Галерею Уффици достроят в японском вкусе


После восьмилетних дебатов во Флоренции приняли проект пристройки к галерее Уффици, предложенный лидером современной японской архитектуры Аратой Исодзаки: он дополнит новым вестибюлем здание одного из известнейших музеев мира, возведенное по проекту Джорджо Вазари в 1560-1581 годах. Таким образом, выставочные площади галереи увеличатся с 6 тыс. до 13 тыс. кв. м, а количество экспонатов — с 1,2 тыс. до 2 тыс. Флорентийские власти убеждены, что, когда комплексная реконструкция музея стоимостью €60 млн будет завершена, Уффици по посещаемости перегонит Лувр (сейчас одно из главных бедствий галереи, которую ежегодно посещает более 1,5 млн человек,— многочасовые очереди на входе). Еще в 1998 году Арата Исодзаки со своей простой и элегантной пристройкой победил в международном конкурсе проектов реконструкции Уффици таких мэтров, как британец Норман Фостер, швейцарец Марио Ботта и австриец Ханс Холляйн. Однако проект Исодзаки вызвал резкую критику чиновников итальянского минкульта и многих деятелей культуры (в том числе режиссера Франко Дзеффирелли). И все же перспектива обогнать Лувр примирила противников реконструкции Уффици с японским вторжением.



Московские власти обещают, что вскоре памятник Осипу Мандельштаму во Владивостоке будет не единственным в мире

Фото: ИТАР-ТАСС

ДЕЖАВЮ

Осипу Мандельштаму нашли угол в Москве


В Москве будет установлен памятник Осипу Мандельштаму. Сейчас Мосгордума проводит закрытый конкурс на проект монумента, в нем участвуют шесть скульпторов круга "левого МОСХа" (Андрей Красулин, Леонид Баранов, Лазарь Гадаев, Александр Тарасенко, Дмитрий Тугаринов и Дмитрий Шаховской в сотрудничестве с Еленой Мунц), тогда как главных монументалистов столицы, Зураба Церетели и Александра Бурганова, не побеспокоили. Впрочем, спор депутатов Мосгордумы вызвали не кандидатуры участников конкурса, а место для будущего памятника: поэт, как известно, бывал в Москве наездами и постоянной прописки не имел. В итоге монумент решили поставить в сквере на углу улицы Забелина и Старосадского переулка: в доме 10 по Старосадскому жил брат Мандельштама, у которого поэт нередко останавливался. Хотелось бы верить, что второму в мире памятнику Мандельштаму не придется менять прописку, как это случилось с первым. Первый памятник Мандельштаму работы скульптора Валерия Ненаживина был открыт в 1998 году во Владивостоке в центре жилого квартала (поблизости от предполагаемого места смерти поэта в пересыльном лагере) и немедленно привлек внимание вандалов-антисемитов. После того как монумент несколько раз оскверняли, его пришлось упрятать в охраняемый парк одного местного вуза. Возможно, и для московского памятника Мандельштаму следовало подыскать более надежное место, например Лубянскую площадь, рядом с Соловецким камнем. Заодно это бы продолжило символическую линию, начатую памятником во Владивостоке.



Герои Джозефа Барберы — Скуби-Ду, Том и Джерри — с годами совсем не постарели

Фото: Reuters

ПОТЕРЯ

"Том и Джерри" осиротели


В Калифорнии в возрасте 95 лет скончался художник-мультипликатор Джозеф Барбера, автор "Тома и Джерри", "Флинтстоунов", "Скуби-Ду" и других мультфильмов, созданных вместе с режиссером-мультипликатором Уильямом Ханной, скончавшимся в 2001-м. Со своим постоянным соавтором Джозеф Барбера встретился в 1937-м на киностудии Metro Goldwyn Mayer (MGM) — они вошли в первый набор художников только что созданной анимационной студии MGM. Через три года на широкий экран вышел их первый фильм о Томе и Джерри — Puss Gets the Boot, немедленно отмеченный "Оскаром". Короткометражка о перманентной войне кота и мышонка вылилась в снимавшийся на протяжении 20 лет сериал, номинировавшийся на "Оскар" 14 раз и получивший его 7 раз, собиравший очереди перед кинотеатрами и вызвавший множество подражаний во всем мире — вплоть до наших "Ну, погоди!". В конце 1950-х Барбера и Ханна ушли на телевидение, основали собственную студию и, так как права на образы Тома и Джерри принадлежали MGM, начали изобретать новых героев. Среди наиболее известных — семья Флинтстоунов и пес Скуби-Ду. Судя по их популярности, они надолго переживут своих создателей.



Ранее с оперой Моисея Вайнберга могли ознакомиться только те, кто умеет читать партитуры

РАРИТЕТ

"Пассажирка" дождалась премьеры


25 декабря в Доме музыки пройдет мировая премьера оперы "Пассажирка" Моисея Вайнберга. Этого композитора Дмитрий Шостакович считал одним из самых талантливых современников, а его сочинение — шедевром. Написанная в 1977 году опера никогда не исполнялась: ее собирались было поставить в Праге, но советские идеологи отсоветовали чешским товарищам браться за произведение, отмеченное чертами "абстрактного гуманизма". Сюжет оперы по повести польской писательницы Зофии Посмыш о случайной встрече бывшей узницы и бывшей надзирательницы Освенцима был совсем не абстрактным для польско-советского композитора, чья семья погибла в концлагерях. Сам Моисей (Мечислав) Вайнберг (1919-1996) успел убежать от нацистов из родной Варшавы в СССР в 1939 году, но и здесь подвергся антисемитским преследованиям: в 1953-м был арестован как зять Соломона Михоэлса по обвинению в еврейском национализме, и только заступничество Шостаковича спасло его от лагеря. Так же нелепо сложилась творческая судьба Вайнберга: широкой публике он известен как композитор кино, написавший музыку к фильмам "Укротительница тигров", "Летят журавли" и "Тегеран-43" и мультикам про Винни-Пуха, тогда как вайнберговские симфонические, камерные и оперные сочинения исполняются редко и меломаны давно зачислили его в клуб подражателей Шостаковича. Так что исполнение "Пассажирки" можно считать двойной реабилитацией — и оперы, и ее автора.


Культурная программа

25 декабря


В Большом зале консерватории состоится закрытие фестиваля к 100-летию Дмитрия Шостаковича. Четырнадцатая симфония Шостаковича прозвучит в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.


В Доме музыки солисты, хор и оркестр Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко исполнят оперу Моисея Вайнберга "Пассажирка". См. рубрику "Раритет".


27 декабря


В Историческом музее открывается выставка "Любовь и эрос в античной культуре". Пикантная тема раскрыта с помощью чернофигурных и краснофигурных ваз, терракотовых статуэток, гемм и светильников из собственных фондов музея, а также из собраний Эрмитажа, ГМИИ имени Пушкина и Государственных музеев Берлина.


На сцене Театра имени Моссовета "Театральная компания Евгения Миронова" покажет премьеру спектакля "Безумный день, или Женитьба Фигаро" в постановке Кирилла Серебренникова. Осовремененную версию пьесы Бомарше в декорациях Николая Симонова под песни Сержа Генсбура играют Евгений Миронов, Авангард Леонтьев, Лия Ахеджакова, Елена Морозова и другие.


В Музее личных коллекций, филиале ГМИИ имени Пушкина, откроется выставка "Павел Филонов. Очевидец незримого".


В Концертном зале имени Чайковского прозвучит опера Эдисона Денисова "Четыре девушки", написанная на сюжет одноименной пьесы Пабло Пикассо в 1986 году. Второе в России исполнение оперы осуществлено силами Камерного музыкального театра под руководством Бориса Покровского и Государственной академической симфонической капеллы России. Дирижер — Геннадий Рождественский.


28 декабря


В Третьяковской галерее начнется выставка к 200-летию Александра Иванова. См. рубрику "За неоценимый вклад".


В прокат выходит фильм венгерского режиссера Кристина Года "Секс и больше ничего", входивший в программу "Национальные хиты" XXVIII Московского международного кинофестиваля (2006). Любовную комедию с участием Юдит Шелл, Шандора Чани, Ката Добо, Антала Цапко, снятую в "живых" декорациях Будапешта, критики уже прозвали ""Бриджит Джонс" по-венгерски".


29 декабря


В Зверевском центре современного искусства откроется историко-антропологическая выставка "Последние романтики Советского Союза". На фотографиях 1980-х годов, как репортерских, так и любительских,— герои позднесоветских неформальных движений, яркие образы которых были запечатлены Сергеем Соловьевым в фильме "АССА".


1 января


На экраны выходит фэнтези-боевик Николая Лебедева "Волкодав" по одноименному роману Марии Семеновой. В блокбастере о похождениях последнего воина из племени Серых Псов снимались Александр Бухаров, Оксана Акиньшина, Игорь Петренко, Александр Домогаров, Наталья Варлей, Юозас Будрайтис и Нина Усатова.


2-13 января


Большой театр отметит 80-летие балетмейстера Юрия Григоровича — всю первую декаду января в театре идут его самые известные балеты: "Щелкунчик" Чайковского, "Золотой век" Шостаковича, "Спартак" Хачатуряна и "Легенда о любви" Меликова. Завершатся юбилейные торжества гала-концертом (18 января), где в партиях из балетов Григоровича выступят Денис Матвиенко, Николай Цискаридзе, Светлана Лунькина, Мария Аллаш и другие солисты труппы.


6 и 7 января


В музее-усадьбе "Архангельское" пройдут рождественские концерты. С программой "Русские святки", в которую включены колядки, щедровки, христославия, народные драмы, гадания, маски, выступит ансамбль Дмитрия Покровского.


11 января


В прокат выходит русская версия трилогии Питера Гринуэя "Чемоданы Тульса Люпера". В русской части гринуэевской эпопеи об авантюристе, путешественнике и коллекционере странностей XX века снялись Рената Литвинова, Владимир Стеклов и Алексей Булдаков.


Рубрику ведет Анна Толстова

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...