Картина дня
Газета «Ъ»
Власть
Деньги
Огонёк
Weekend
Наука
Каталог
Регионы
Радио «Ъ FM»
Главное Политика Мир Происшествия Общество Экономика Бизнес Культура Спорт
О «Коммерсанте»
15 июня 1988 года корреспондент журнала   «Огонек» Владимир Яковлев зарегистрировал информационный кооператив   «Факт». C этого момента начинается история Издательского дома   «Коммерсантъ».
ИСТОРИЯ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА
1987
октябрь
Создается справочно-информационная служба   «Факт»   первое негосударственное информационное агентство в стране.
1989
декабрь
В сотрудничестве с Союзом кооператоров   «Факт» начинает выпускать еженедельную газету   «Коммерсантъ»   первое частное деловое издание в стране.
1992
сентябрь
Начинает выходить газета   «Коммерсантъ»   первая в России ежедневная деловая газета.
1992
ноябрь
Начинает выходить первый в России аналитический еженедельник   «Weekly», с ноября 1997 года переименован в журнал   «Коммерсантъ ВЛАСТЬ».
1993
май
Начинает выходить первый в России иллюстрированный ежемесячный журнал для семейного чтения —   «Домовой».
1994
май
Начинает выходить   «Автопилот»   первый в России ежемесячный автомобильный иллюстрированный журнал для владельцев иномарок.
1994
сентябрь
Начинает выходить журнал   «Коммерсантъ ДЕНЬГИ»   первый в России популярный экономический еженедельник.
1996
октябрь
Создан Клуб   «Коммерсантъ», объединивший единомышленников современного делового поколения России.
2000
сентябрь
Создана Дирекция по новым проектам   «Коммерсантъ ХХI», задача которой   вывод на рынок новых продуктов для российской бизнес-аудитории (конференций, семинаров, круглых столов, бизнес-справочников, приложений к изданиям ИД   «Коммерсантъ», on-Line проектов и т.д.).
2000
ноябрь
Начинает выходить   «Коммерсантъ Weekend»   еженедельные тематические страницы газеты   «Коммерсантъ», посвященные проведению досуга.
2003
январь
Начинает выходить   «Коммерсантъ. Первый. Рейтинг»   ежегодное приложение к журналам   «Коммерсантъ ДЕНЬГИ» и   «Коммерсантъ ВЛАСТЬ»   совместный проект с Первым каналом.
2006
сентябрь
Начинает выходить ежемесячный shopping guide   «Коммерсант КАТАЛОГ»   ежемесячное глянцевое издание о том, как правильно покупать.
2007
январь
К портфелю изданий ИД   «Коммерсантъ» присоединяется деловой журнал   «Секрет Фирмы».
2009
май
Старейший общественно-политический еженедельный журнал   «Огонек» становится изданием ИД   «Коммерсантъ».
НОВАЯ ИДЕЯ
Основатель ИД   «Коммерсантъ»
Владимир Яковлев
«Факт» был первой в СССР информационной службой для поддержки кооперативов   компания предоставляла интересующимся телефоны негосударственных фирм, а также издавала справочную литературу, нормативные акты и документы, оказывала юридическую помощь. Логичным продолжением деятельности компании стала организация весной 1989 года информационного агентства   «Постфактум».
А затем произошла встреча Владимира Яковлева с Артемом Тарасовым   первым советским человеком, у которого хватило смелости объявить себя миллионером. В разговоре с ним Яковлев задался вопросом: а почему бы не создать первое в стране частное независимое издание для регулярной публикации новостей о кооперативном движении? Новая газета началась с библиотеки. Именно туда отправились придумывать название нового издания несколько сотрудников кооператива   «Факт». Им предстояло найти респектабельную, деловую, дореволюционную газету, которая прекратила свой выход в связи с большевистским переворотом. Новая газета новой страны должна была стать одновременно продолжательницей традиций предпринимательского класса дореволюционной России. Выбирать пришлось между двумя еженедельными изданиями —   «Коммерсантъ» и   «Понедельник». Сегодня мало кто знает, что   «Коммерсантъ» вполне мог оказаться   «Понедельником»   именно к этому поначалу склонялась вся редакция. Поскольку выпуск новой газеты предполагался именно по понедельникам (когда другие газеты не выходили), название казалось символичным. Но владелец нового издания Владимир Яковлев интуитивно и волюнтаристски выбрал все-таки   «Коммерсантъ».
В декабре 1989 года вышел нулевой  (пилотный) номер тогда еще еженедельной газеты. А с 8 января 1990 года газета стала выходить в регулярном режиме. Первые же номера принесли изданию успех. Газета с первоначальным тиражом 40 тысяч экземпляров и стоимостью 40 коп. разлеталась мгновенно, и вскоре спекулянты торговали ею в переходах метро по рублю за штуку. А уже через год тираж газеты вырос до 500 тысяч экземпляров. Столь неожиданный прорыв на рынок нового издания можно объяснить, конечно, и тем, что никакого рынка тогда еще не было. Все государственные издания были заняты   «разбором полетов» за последние 70 лет   обличали или защищали советскую власть. Для   «Коммерсанта» же никакой советской власти словно не было. Он обращался к новой социальной группе, которую власть интересовала лишь в одном смысле: как сделать, чтобы она не мешала работать,   к первым предпринимателям. И газета была им нужна как практический инструмент для работы   как точная сводка деловых новостей.
Успех   это внешнее, видимое всеми. Вне поля зрения сторонних наблюдателей оставалось то, посредством чего этот успех был достигнут. И здесь речь уже идет о ряде фирменных ноу-хау   «Коммерсанта», которые взяли на вооружение многие российские издания.
НОВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА
Издательский дом   «Коммерсантъ»
Сегодня то, что десять лет назад было открытием   «Коммерсанта», стало журналистской нормой в России. Чтобы понять, какую революцию совершил   «Коммерсантъ», следует вспомнить, что журналистика в СССР была совсем другая   от заголовков до принципов подачи информации. В те времена любой практикант даже в репортаже о происшествии на птицеферме стремился продемонстрировать талант публициста, поэтому заметки часто начинались с лирических отступлений, исторических и философских аллюзий. Коммерсантовцы же предложили читателям почти иностранную газету. Во-первых, она была толстой   из 16-полосников на рынке была, пожалуй, только   «Неделя». Во-вторых, необычным был   «жесткий» макет. Газета четко поделила мир на постоянные рубрики —   «Войны и происшествия» были на своем месте, а   «Акции, инвестиции»   на своем. Многогранность мира, сложные жизненные коллизии, философские вопросы попали в рубрику   «Все остальное». В стране не хватало порядка   газета его создавала.
Яковлев с соратниками первыми ввели западный принцип подачи информации —   «принцип перевернутой пирамиды»: в первых трех фразах сжато излагается суть информации: что, где, когда. Так появилась вводка  (lead в американской терминологии. С тех пор это непременный атрибут любой заметки в любом издании   «Ъ». И лишь после этой самой вводки следуют подробности. И еще: только факты, никаких оценок, никакой морали и уж тем более никакой   «личной авторской и гражданской позиции». Краткость, осторожность в оценках, холодноватый отстраненный тон, ирония.   «Коммерсантъ» создали люди, которые пришли в бизнес одновременно с его читателями, если не раньше. Это давало им право разговаривать с аудиторией на равных. А порой и свысока  (вспомним   «экспертов   «Ъ»» и   «наблюдателей»). Кстати, ссылки на источники информации тоже внедрил   «Коммерсантъ»   как своего рода правило хорошего тона. До того журналисты смело предлагали читателям свои догадки, высказывали частное мнение, делились наболевшим, а это могло увлечь только очень доверчивого читателя.
Особая тема   заголовки. Они обязаны были привлекать внимание. В старой советской журналистике главным требованием к заголовку были благонадежность и благолепие. В этом смысле самым проходным заголовком мог считаться, например, такой:   «Речь тов. Лигачева на XIX пленуме КПСС». Лишь молодежно-комсомольские издания могли позволить себе подпустить романтики, и тогда в заголовках появлялись   «синие небеса»,   «алые паруса» и проч. Однако читатели   «Коммерсанта» ценили свое время и желали сразу понимать, о чем идет речь в статье. Так заголовок приобрел вид связного и законченного предложения с подлежащим и сказуемым, посылающего сигнал: ПРОЧИТАЙ МЕНЯ! Наткнувшись на фразу   «Обмануты вкладчики банка спермы» или   «Маньяк изнасиловал ромовую бабу», читатель уже был в курсе событий и сам решал, нужны ли ему подробности. Заголовки, кстати, тоже стали поводом для мифов: мол, в   «Коммерсанте» есть штат   «яйцеголовых», специально выведенных для придумывания заголовков. Это не так: Яковлев требовал, чтобы заголовки предлагали и сами авторы, и руководители отделов и блоков. Очень часто Яковлев требовал представить пять вариантов заголовков к заметке, выбирал из них лучший, потом требовал придумать еще пять, развивающих этот лучший, и так далее. Порой по установленной в редакции   «громкой связи» раздавался призыв к личному составу придумать заголовок к материалу на заданную тему. И работа над заголовком могла занять не меньше времени, чем написание самого материала.
НОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Каждый день с ИД   «Коммерсантъ»   «здороваются» сотни посетителей
Новые принципы работы не были просто пожеланиями Яковлева. Они были зафиксированы на бумаге, и перед каждым сотрудником висела шпаргалка   что-то вроде инструкции по написанию заметок. При этом важно, что Яковлев не просто придумывал правила, он добивался их неукоснительного исполнения. Даже если потом оказывалось, что он не прав. Многие, кто хорошо знал Яковлева в те годы, часто отмечают, что его стиль руководства был жестким, авторитарным. Но признают, что иначе невозможно было создать работоспособную команду:   «как еще можно руководить кучей творческих разгильдяев?».
Еще одно важное отличие коммерсантовской редакции от любой другой состояло в том, что там работали ровесники. В советских газетах главред обычно пользовался уважением по причине возраста и опыта, здесь же высшим руководителям было не больше 30-35 лет. Была серьезная опасность того, что ответом на требование исполнять определенные правила будет обычная реакция:   «Да ладно тебе, старик, чего придираешься!» Яковлев этого не допустил и ввел систему штрафов   за любым отступлением от правил следовало наказание. Это была система материального стимулирования от противного. Объяснение: вам платят за то, что вы должны работать на определенном уровне, поэтому любой недочет автоматически ведет к вычету из зарплаты. Яковлев никогда не принимал никаких оправданий, никаких ссылок на форс-мажор:   «Меня интересуют не причины, а результат». Вот что рассказал Кирилл Харатьян, заместитель шеф-редактора газеты   «Коммерсантъ», в прошлом заведующий отделом иностранной прессы.   «Коммерсантъ» был первой из российских газет, делавшей регулярный обзор иностранной прессы. В те годы постоянную подписку на иностранные издания имела только одна организация   ЦК КПСС. У Ъ там были свои люди, которые делились подшивкой. Но после известных событий августа 1991 года лафа кончилась: ЦК пришлось задуматься о вечном. А Харатьяну   о том, как теперь выполнять свою работу. И он ее выполнил: раз в неделю приезжал в   «Шереметьево-2» и встречал в зале ожидания пассажиров иностранных рейсов речью на четырех языках: мол, не осталось ли у вас сегодняшней газеты или журнала  (их раздают на борту самолета). Работа журналиста была сопряжена с опасностью: его быстро приметили таксисты, решившие, что он отбивает у них клиентов, и серьезно с ним поговорили. Переговоры шли трудно, но когда мафия убедилась в чистых намерениях Харатьяна, то стала даже помогать добывать периодику. А потом Харатьяну как полиглоту поступило предложение   «окучивать» клиентов такси за процент от прибыли. Однако журналист не изменил профессии. И избежал штрафов.
Но особенно жестко боролся Яковлев с употреблением алкоголя в стенах редакции. Сухой закон объяснял не своей принципиальностью, а жизненными наблюдениями:   «Мне приходилось видеть, как редакции спиваются целыми коллективами. Я не хочу через несколько лет полностью менять редакцию». В алкогольных преступлениях тоже существовал прейскурант: дороже всего обходилось быть застигнутым с водкой, чуть дешевле   с портвейном, еще дешевле   с пивом. Одна из баек гласит, что при неожиданном появлении Яковлева отдельные находчивые сотрудники срочно высовывали руку со стаканом в окно и принимали независимый вид  (пить за границами редакции не возбранялось). Самому страшному наказанию за распитие спиртных напитков подвергся несколько лет назад один из выпускающих редакторов: Яковлев приговорил его к месячному посещению секции карате  оздоровительном центре   «Коммерсанта», созданном специально для поддержания сотрудников в хорошей форме, работает несколько спортивных секций).
С появлением   «Коммерсанта» родилась еще одна статья журналистских расходов   плата за информацию. Газета претендовала на то, чтобы считаться самой оперативной и информированной   и за это приходилось платить. Был случай, когда с закрытого заседания Верховного Совета СССР выставили всех журналистов. Но   «Коммерсантъ» единственный из всех смог подробно написать об этом заседании   просто диктофон для   «Коммерсанта» держал тот самый охранник, который выгонял из зала журналистов.   «Коммерсантъ» первым ввел дежурные смены в редакции. Специальная группа сидела ночи напролет и слушала сканер - радиопереговоры милиционеров, сообщавшие о происшествиях. При сколько-нибудь серьезном происшествии корреспондент брал дежурную машину и мчался на место событий.
НОВЫЙ РЫНОК
Новостной зал ИД   «Коммерсантъ»
Набор жестких, но вполне разумных и понятных правил позволил Яковлеву создать механизм, который мог в дальнейшем работать без него, самостоятельно. В результате оперативность информации достигла такого уровня, что еженедельный   «Коммерсантъ» порой успевал сообщать новости раньше, чем ежедневные газеты. Сегодня можно сказать, что   «Коммерсантъ» был первым по-настоящему рыночным изданием, развивавшим активную экспансию на рынке СМИ. В годы, когда еще не существовало рекламного рынка,   «Ъ» бесплатно публиковал так называемые справки   «Ъ» и контактные телефоны, разогревая рынок рекламы. Плоды этой стратегии пожинались в сверхприбыльном 1993 году, когда не имевший конкурентов   «Ъ» в одиночку собирал всю рекламу крупного бизнеса.
Новаторство   «Коммерсанта» проявилось и в агрессивной рыночной стратегии. Уже в 1992 году издательский дом приступил к выпуску ежедневной газеты   «Коммерсантъ-Daily». В 1993-м еженедельник   «Коммерсантъ» трансформировался в цветной журнал   «Коммерсантъ». В том же году вышел полноцветный ежемесячный журнал для семейного чтения   «Домовой», годом позже появились ежемесячник   «Автопилот» и еженедельник   «Коммерсантъ ДЕНЬГИ». Сейчас ИД   «Коммерсантъ»   это:
В изданиях и технических службах ИД   «Коммерсантъ» работают свыше 800 человек. Аудитория печатной продукции Ъ превышает 1 миллион человек. Школа   «Коммерсанта» в стране победила. И не только в том смысле, что большинство современных газет во многом переняло его стиль, его управленческие и технологические ноу-хау. Но еще и потому, что многие популярные СМИ сегодня делают выходцы из   «Коммерсанта»   они работают в журналах   «Эксперт»,   «Профиль»,   «Компания»,   «Афиша», в газетах   «Известия»,   «Время МН»,   «Ведомости» и   «Версия», в телекомпании РТР, в интернет-издании Gazeta.ru и т.д. На технической базе   «Коммерсанта», в дизайн-бюро   «КитАрт» в разное время создавались такие газеты, как   «Сегодня»,   «Общая газета»,   «Экспресс-газета»,   «Антенна», журналы   «Птюч»,   «Империал»,   «Медведь», Soldier of Fortune,   «ТВ-парк»,   «Крестьянка», русское издание Penthouse.
Издания
«Коммерсантъ»
«Коммерсантъ»
Ежедневная общенациональная деловая газета
16 полос качественной и оперативной информации о мировом и российском бизнесе, финансовые и деловые новости, политика и перестановки в органах власти, главные события в обществе, культуре и спорте.
«Коммерсантъ ВЛАСТЬ»
«Коммерсантъ ВЛАСТЬ»
Еженедельный аналитический журнал
Каждую неделю — технология и секреты власти в России и во всем мире.
«Коммерсантъ ДЕНЬГИ»
«Коммерсантъ ДЕНЬГИ»
Еженедельный экономический журнал
Каждую неделю — о том, как заработать, сохранить и потратить деньги.
«ОГОНЁК»
«ОГОНЁК»
Еженедельный общественно-политический журнал
«Огонек» — уникальный журнал, с которым выросло не одно поколение. Уже больше 100 лет «Огонек» умеет говорить просто о сложном.
«Коммерсантъ Weekend»
«Коммерсантъ Weekend»
Еженедельный журнал о том, что делать
Всё новое и интересное, анонсы предстоящих выставок и премьер, обзоры магазинов и новых коллекций одежды.
«Коммерсантъ-Стиль»
«Коммерсантъ-Стиль»
Ежемесячный журнал о стиле жизни
Коллекции одежды и аксессуары ведущих fashion-дизайнеров, ювелирные украшения и часы, лучшие курорты, отели и СПА…
«Автопилот»
«Автопилот»
Автомобильный журнал
Первый российский журнал о хороших автомобилях. Катера, яхты, частные самолеты и отличные машины —   «Автопилот» ведет по жизни на большой скорости.
«Коммерсантъ КАТАЛОГ»
«Коммерсантъ КАТАЛОГ»
Ежемесячный журнал о шоппинге
Фотоподборки из новых коллекций известных брэндов, новинки ведущих косметических компаний, новые магазины и бутики, одежда и обувь, ювелирные украшения и часы, детская мода и косметика, интерьеры, еда и напитки.
«Quality»
«Quality»
Ежемесячное цветное региональное приложение к газете   «Коммерсантъ»
Обзор всех интереснейших событий столичной жизни с рекомендациями в стиле Ъ.
КУРСЫ ЦБ
на 06.12
$ 63,92 р.
67,77 р.
БИРЖИ / 06.12
RTS
1069,10
ММВБ
2158,33
DJIA
19216,24
NASD
5308,89
ПОГОДА
на 6.12
снег
МСК
-6...-13
В Санкт-Петербурге -7...-8 малооблачно
СПБ
-7...-8
RSS
PDA
WAP
SMS
MOBILE
SMART
Rambler
Рейтинг@Mail.ru