Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Технологии
  • Здоровье +
  • Сомелье
  • Ответственный бизнес
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Академия
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 81,41
    • € 94,70
    • ¥ 11,33
    • IMOEX 2638,37
    СВО Новое на Weekend Валютный прогноз Новые законы в октябре Экономика РФ Нехватка топлива Генератор Медведева Ближневосточный конфликт ДСНВ Дональд Трамп Колесников о Путине Тесты «Ъ» Эксклюзивы «Ъ» США и Украина Команда Трампа Санкции Книга об истории «Ъ» Отношения РФ и КНР Тенденции Деньги Стиль Наука
Следующая страница
  • Фото
06.05.2023, 00:00

«Золотой век» дирижаблей

Как начиналась и чем закончилась эпоха аэростатов

6 мая 1937 года на авиабазе США под Нью-Йорком при посадке загорелся немецкий цеппелин «Гинденбург». 35 из 97 находившихся на его борту человек погибли. Крушение самого большого воздушного судна в мире фактически стало концом коммерческого использования аэростатов в транспортных целях. Основные вехи истории дирижаблестроения — в фотогалерее «Ъ».
Предыдущая фотография
Родиной дирижабля считается Франция, а отцом — математик и военный Жан-Батист Менье (1754-1793), предложивший проект аэростата, который поднимался бы в воздух на два-три километра при помощи трех воздушных винтов. Использовать его ученый предлагал для военных целей — в первую очередь, для разведки
<br>На фото: жители французского Люневиля наблюдают за аварийной посадкой военного дирижабля

Родиной дирижабля считается Франция, а отцом — математик и военный Жан-Батист Менье (1754-1793), предложивший проект аэростата, который поднимался бы в воздух на два-три километра при помощи трех воздушных винтов. Использовать его ученый предлагал для военных целей — в первую очередь, для разведки
На фото: жители французского Люневиля наблюдают за аварийной посадкой военного дирижабля

Фото: Getty Images

В 1793 году Жан-Батист Менье погиб, так и не реализовав проект. Прорыв произошел в 1852 году, когда француз Анри Жиффар совершил первый в истории полет на дирижабле. Аппарат работал на паровом двигателе, но впоследствии они не прижились. «Золотой век» дирижаблей начался позже, когда в воздухоплавание стали внедрять двигатели внутреннего сгорания

В 1793 году Жан-Батист Менье погиб, так и не реализовав проект. Прорыв произошел в 1852 году, когда француз Анри Жиффар совершил первый в истории полет на дирижабле. Аппарат работал на паровом двигателе, но впоследствии они не прижились. «Золотой век» дирижаблей начался позже, когда в воздухоплавание стали внедрять двигатели внутреннего сгорания

Фото: Getty Images

Имя немецкого изобретателя Фердинанда фон Цеппелина носят самые известные дирижабли первой половины ХХ века
<br>На фото: цеппелин над Летним садом в Санкт-Петербурге

Имя немецкого изобретателя Фердинанда фон Цеппелина носят самые известные дирижабли первой половины ХХ века
На фото: цеппелин над Летним садом в Санкт-Петербурге

Фото: Семейный архив Муратовых-Тихомировых

Сконструированный Цеппелином аппарат LZ 3, совершивший первый полет в 1906 году, закупался немецкой армией. Так, спустя более века, осуществилась идея Менье, который хотел использовать дирижабли для военных нужд
<br>На фото: цеппелин LZ 129 «Гинденбург» в небе над Нью-Йорком

Сконструированный Цеппелином аппарат LZ 3, совершивший первый полет в 1906 году, закупался немецкой армией. Так, спустя более века, осуществилась идея Менье, который хотел использовать дирижабли для военных нужд
На фото: цеппелин LZ 129 «Гинденбург» в небе над Нью-Йорком

Фото: AP

Во время Первой мировой войны аэростаты стояли на вооружении практически всех стран-участниц конфликта. К началу войны Российская империя имела около 20 боевых дирижаблей, но наибольших успехов в этом направлении достигла Германия

Во время Первой мировой войны аэростаты стояли на вооружении практически всех стран-участниц конфликта. К началу войны Российская империя имела около 20 боевых дирижаблей, но наибольших успехов в этом направлении достигла Германия

Фото: AP

Немецкие дирижабли развивали скорость до 90 км/ч, легко преодолевали 4,5 тыс. км и могли обрушить на противника несколько тонн бомб. Это выгодно отличало их от легких самолетов, которые редко несли больше пяти бомб. Известно, что 14 августа 1914 года один немецкий дирижабль разрушил более тысячи зданий в бельгийском Антверпене

Немецкие дирижабли развивали скорость до 90 км/ч, легко преодолевали 4,5 тыс. км и могли обрушить на противника несколько тонн бомб. Это выгодно отличало их от легких самолетов, которые редко несли больше пяти бомб. Известно, что 14 августа 1914 года один немецкий дирижабль разрушил более тысячи зданий в бельгийском Антверпене

Фото: U.S. Naval Historical Center

Американские дирижабли во время учений у побережья Атлантик-Сити в 1930 году

Американские дирижабли во время учений у побережья Атлантик-Сити в 1930 году

Фото: U.S. Naval Historical Center

Дирижабли применялись и для грузоперевозок. Такой аппарат мог доставить по воздуху 8-12 тонн. В 1910 году первая пассажирская линия заработала по маршруту Фридрихсхафен—Дюссельдорф

Дирижабли применялись и для грузоперевозок. Такой аппарат мог доставить по воздуху 8-12 тонн. В 1910 году первая пассажирская линия заработала по маршруту Фридрихсхафен—Дюссельдорф

Фото: U.S. Naval Historical Center

Топливные резервуары американского дирижабля USS Shenandoah (ZR-1), построенного в 1923 году

Топливные резервуары американского дирижабля USS Shenandoah (ZR-1), построенного в 1923 году

Фото: U.S. Naval Historical Center

Вслед за Германией пассажирские перевозки заработали во Франции и Великобритании. В конце 1920-х годов дирижабли начали выполнять трансатлантические пассажирские перелеты

Вслед за Германией пассажирские перевозки заработали во Франции и Великобритании. В конце 1920-х годов дирижабли начали выполнять трансатлантические пассажирские перелеты

Фото: U.S. Naval Historical Center

Рулевая рубка американского дирижабля USS Macon (ZRS-5), построенного в 1933 году

Рулевая рубка американского дирижабля USS Macon (ZRS-5), построенного в 1933 году

Фото: USS Macon (ZRS-5)

В 1926 году совместная норвежско-итало-американская экспедиция под руководством путешественника Руаля Амундсена на дирижабле «Норвегия» осуществила первый трансарктический перелет

В 1926 году совместная норвежско-итало-американская экспедиция под руководством путешественника Руаля Амундсена на дирижабле «Норвегия» осуществила первый трансарктический перелет

Фото: AP

В 1928 году состоялась еще одна арктическая экспедиция. Дирижабль «Италия» под руководством исследователя Умберто Нобиле с экипажем из 16 человек пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел крушение. Часть членов экипажа погибла, оставшиеся около месяца жили в разбитом на льду лагере. В спасении итальянских путешественников принимал участие СССР

В 1928 году состоялась еще одна арктическая экспедиция. Дирижабль «Италия» под руководством исследователя Умберто Нобиле с экипажем из 16 человек пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел крушение. Часть членов экипажа погибла, оставшиеся около месяца жили в разбитом на льду лагере. В спасении итальянских путешественников принимал участие СССР

Фото: AP

В 1928 году произошло первое в истории кругосветное путешествие на дирижабле. Немецкий «Граф Цепеллин» на тот момент являлся крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире
<br>На фото: «Граф Цеппелин» в небе над Лондоном

В 1928 году произошло первое в истории кругосветное путешествие на дирижабле. Немецкий «Граф Цепеллин» на тот момент являлся крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире
На фото: «Граф Цеппелин» в небе над Лондоном

Фото: AP

В 1931 году в СССР при Главном управлении Главвоздухфлота была создана организация «Дирижаблестрой». Работы по производству дирижаблей на подмосковном предприятии велись до начала 1940-х годов<br>
На фото: советский дирижабль «СССР-B6»

В 1931 году в СССР при Главном управлении Главвоздухфлота была создана организация «Дирижаблестрой». Работы по производству дирижаблей на подмосковном предприятии велись до начала 1940-х годов
На фото: советский дирижабль «СССР-B6»

Фото: Автор неизвестен

Конец «золотого века» дирижаблестроения наступил в 1937 году после катастрофы цеппелина «Гинденбург», выполнявшего рейс из Германии в США. Дирижабль, выпущенный годом ранее, на момент постройки был самым большим воздушным судном в мире, его скорость достигала 135 км/ч
<br>На фото: крушение «Гинденбурга»

Конец «золотого века» дирижаблестроения наступил в 1937 году после катастрофы цеппелина «Гинденбург», выполнявшего рейс из Германии в США. Дирижабль, выпущенный годом ранее, на момент постройки был самым большим воздушным судном в мире, его скорость достигала 135 км/ч
На фото: крушение «Гинденбурга»

Фото: AP

При посадке аппарата произошло возгорание. Дирижабль рухнул на землю в окрестностях Нью-Йорка, сгорев дотла менее чем за минуту. Погибли 35 из 97 человек на борту (13 пассажиров и 22 члена экипажа) и еще один рабочий на земле. Крушение «Гинденбурга» фактически стало концом коммерческого использования дирижаблей в транспортных целях

При посадке аппарата произошло возгорание. Дирижабль рухнул на землю в окрестностях Нью-Йорка, сгорев дотла менее чем за минуту. Погибли 35 из 97 человек на борту (13 пассажиров и 22 члена экипажа) и еще один рабочий на земле. Крушение «Гинденбурга» фактически стало концом коммерческого использования дирижаблей в транспортных целях

Фото: AP

Следующая фотография
1 / 17

Родиной дирижабля считается Франция, а отцом — математик и военный Жан-Батист Менье (1754-1793), предложивший проект аэростата, который поднимался бы в воздух на два-три километра при помощи трех воздушных винтов. Использовать его ученый предлагал для военных целей — в первую очередь, для разведки
На фото: жители французского Люневиля наблюдают за аварийной посадкой военного дирижабля

Фото: Getty Images

В 1793 году Жан-Батист Менье погиб, так и не реализовав проект. Прорыв произошел в 1852 году, когда француз Анри Жиффар совершил первый в истории полет на дирижабле. Аппарат работал на паровом двигателе, но впоследствии они не прижились. «Золотой век» дирижаблей начался позже, когда в воздухоплавание стали внедрять двигатели внутреннего сгорания

Фото: Getty Images

Имя немецкого изобретателя Фердинанда фон Цеппелина носят самые известные дирижабли первой половины ХХ века
На фото: цеппелин над Летним садом в Санкт-Петербурге

Фото: Семейный архив Муратовых-Тихомировых

Сконструированный Цеппелином аппарат LZ 3, совершивший первый полет в 1906 году, закупался немецкой армией. Так, спустя более века, осуществилась идея Менье, который хотел использовать дирижабли для военных нужд
На фото: цеппелин LZ 129 «Гинденбург» в небе над Нью-Йорком

Фото: AP

Во время Первой мировой войны аэростаты стояли на вооружении практически всех стран-участниц конфликта. К началу войны Российская империя имела около 20 боевых дирижаблей, но наибольших успехов в этом направлении достигла Германия

Фото: AP

Немецкие дирижабли развивали скорость до 90 км/ч, легко преодолевали 4,5 тыс. км и могли обрушить на противника несколько тонн бомб. Это выгодно отличало их от легких самолетов, которые редко несли больше пяти бомб. Известно, что 14 августа 1914 года один немецкий дирижабль разрушил более тысячи зданий в бельгийском Антверпене

Фото: U.S. Naval Historical Center

Американские дирижабли во время учений у побережья Атлантик-Сити в 1930 году

Фото: U.S. Naval Historical Center

Дирижабли применялись и для грузоперевозок. Такой аппарат мог доставить по воздуху 8-12 тонн. В 1910 году первая пассажирская линия заработала по маршруту Фридрихсхафен—Дюссельдорф

Фото: U.S. Naval Historical Center

Топливные резервуары американского дирижабля USS Shenandoah (ZR-1), построенного в 1923 году

Фото: U.S. Naval Historical Center

Вслед за Германией пассажирские перевозки заработали во Франции и Великобритании. В конце 1920-х годов дирижабли начали выполнять трансатлантические пассажирские перелеты

Фото: U.S. Naval Historical Center

Рулевая рубка американского дирижабля USS Macon (ZRS-5), построенного в 1933 году

Фото: USS Macon (ZRS-5)

В 1926 году совместная норвежско-итало-американская экспедиция под руководством путешественника Руаля Амундсена на дирижабле «Норвегия» осуществила первый трансарктический перелет

Фото: AP

В 1928 году состоялась еще одна арктическая экспедиция. Дирижабль «Италия» под руководством исследователя Умберто Нобиле с экипажем из 16 человек пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел крушение. Часть членов экипажа погибла, оставшиеся около месяца жили в разбитом на льду лагере. В спасении итальянских путешественников принимал участие СССР

Фото: AP

В 1928 году произошло первое в истории кругосветное путешествие на дирижабле. Немецкий «Граф Цепеллин» на тот момент являлся крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире
На фото: «Граф Цеппелин» в небе над Лондоном

Фото: AP

В 1931 году в СССР при Главном управлении Главвоздухфлота была создана организация «Дирижаблестрой». Работы по производству дирижаблей на подмосковном предприятии велись до начала 1940-х годов
На фото: советский дирижабль «СССР-B6»

Фото: Автор неизвестен

Конец «золотого века» дирижаблестроения наступил в 1937 году после катастрофы цеппелина «Гинденбург», выполнявшего рейс из Германии в США. Дирижабль, выпущенный годом ранее, на момент постройки был самым большим воздушным судном в мире, его скорость достигала 135 км/ч
На фото: крушение «Гинденбурга»

Фото: AP

При посадке аппарата произошло возгорание. Дирижабль рухнул на землю в окрестностях Нью-Йорка, сгорев дотла менее чем за минуту. Погибли 35 из 97 человек на борту (13 пассажиров и 22 члена экипажа) и еще один рабочий на земле. Крушение «Гинденбурга» фактически стало концом коммерческого использования дирижаблей в транспортных целях

Фото: AP

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

Живой арт-объект

Художнику Андрею Бартеневу исполнилось 60 лет

Фотогалерея

Директор пионерлагеря, искатель сокровищ и художник

Вспоминаем роли Евгения Евстигнеева

Фотогалерея

«Мне нравится немного обнажать тело»

Белле Хадид исполнилось 29

Фотогалерея

«Я или гений, или сумасшедший»

Жизненный путь Джона Леннона

Видео

Экономпрогнозы: кто формирует ожидания?

Онлайн-дискуссия РЭШ с участием зампреда ЦБ Алексея Заботкина

Фотогалерея

Умница Джейсон Борн

Мэтту Деймону исполнилось 55 лет

Фотогалерея

Всемирный день архитектуры

Лауреаты Притцкеровской премии и их творения

Фотогалерея

Светская хроника

29 сентября–5 октября

Фотогалерея

Селебрити в мире моды

Кто из звезд посетил модные показы в Милане и Париже

Видео

Онлайн-дискуссия РЭШ

Социальное государство: экономическая эффективность против справедливости

Фотогалерея

«Мисс Россия-2025»

Яркие кадры с конкурса красоты

Фотогалерея

Показы во французской столице

В Париже проходит неделя моды

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 09.10.2025

    АО «Почта России»

    От Китая до Великобритании: «Почта России» назвала самые популярные направления экспорта

  • 09.10.2025

    АО «Газпромбанк»

    Роль современных банков — в достижении технологического лидерства страны

  • 09.10.2025

    ПАО «ВымпелКом»

    ИИ-технологии «Билайна» помогут «Капитал Life» в цифровой трансформации страхования

  • 09.10.2025

    DOGMA

    Губернатор Краснодарского края посетил промышленный парк «Копанской»

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 127006, Москва, Оружейный переулок д. 41, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее