Комплаенс в России: в поиске лучших практик

28 сентября 2017, Москва, Sheraton Palace Hotel, зал "Москва", ул. 1-я Тверская-Ямская, 19

подробно

Комплаенс в России: в поиске лучших практик

28 сентября 2017, Москва, Sheraton Palace Hotel, зал "Москва", ул. 1-я Тверская-Ямская, 19



ПОСТРЕЛИЗ

Москва, 28 сентября 2017 года. – Состоялась конференция «Комплаенс в России: в поиске лучших практик»

В конференции, организованной ИД «Коммерсантъ», приняли участие представители ФАС РФ, топ-менеджеры, консультанты и руководители юридических и комплаенс-департаментов ведущих российских и международных компаний. Мероприятие состояло из двух сессий, первую из которых модерировала корреспондент «Коммерсанта» Дарья Николаева, а вторую — руководитель арбитражной группы газеты «Коммерсантъ» Анна Занина. Партнером конференции выступила компания Oliver Wyman.

Первая сессия была посвящена обсуждению законодательной базы комплаенс-процедур в России. Ее открыл заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский. Он рассказал о том, какими принципами следует руководствоваться при построении системы антимонопольного комплаенса, чтобы избежать нарушений антимонопольного законодательства. По словам Пузыревского, в этой сфере Россия прошла большой путь, и многие процедуры, необходимость которых законодательно не закреплена, по факту уже внедрены крупным бизнесом. Благодаря этому число антимонопольных дел по двум основным категориям — злоупотребление доминирующим положением и создание антиконкурентных сговоров — за последнее время радикально сократилось.

Выступление Екатерины Пустоваловой, регионального директора Международной комплаенс-ассоциации по России и СНГ, было посвящено рассмотрению вопросов стандартизации и сертификации комплаенс-процедур в России. «В нынешнее время,— сказала Пустовалова,— потребители хотят видеть качественные компании. А что это? Это компании, которые соблюдают международные комплаенс- и ISO-стандарты в широком смысле слова».

Филип Гаджен, партнер, глава московского офиса Oliver Wyman, рассказал о зарубежном опыте комплаенса, который может помочь российским компаниям повысить эффективность собственных наработок в этой области. По его словам, комплаенс не сухая методология, а скорее философия ведения бизнеса. «Это процедуры, оргструктура и технологии,— сказал Гаджен.— В конечном итоге мы должны прийти к тому, чтобы люди занимались бизнесом этично. Это — главная цель».

Следующие трое выступающих сконцентрировались на отдельных — функциональных или отраслевых — аспектах внедрения комплаенс-процедур. Ольга Фоминых, директор юридического департамента «Coca-Cola Россия», поделилась своим опытом разработки и реализации антикоррупционной политики. Основа его — специально созданный и внедренный в Coca-Cola кодекс делового поведения, на который нанизывается целый комплекс комплаенс-процедур. Волей-неволей в него включаются и поставщики, ведь несоблюдение требований Coca-Cola может стать причиной введения штрафных санкций вплоть до неоплаты оказанных услуг.

Светлана Воликова, директор по рискам и контролю X5 Retail Group, и Игорь Корнев, глава юридической службы «Boeing Россия, Украина и СНГ», рассказали об отраслевом опыте внедрения комплаенс-процедур: первая — в ритейле, второй — в международной авиастроительной корпорации. Обнаружилось довольно много общего. «Комплаенс у нас не является выделенным направлением в юридическом департаменте,— рассказала Воликова.— Это отдельная функция, которая взаимодействует со всеми подразделениями X5 Retail Group, в первую очередь со “второй линией защиты”, к которой мы в том числе относим legal, HR и службу безопасности». Похожая практика существует и в Boeing. «У нас нет отдельного комплаенс-подразделения. Но есть набор функций, направлений со своими ответственными»,— рассказал Корнев.

Вторая сессия конференции была посвящена рассмотрению конкретных кейсов и практик внедрения комплаенс-процедур. Ее открыла руководитель юридического отдела AVON Юлия Филиппова. Она рассказала о важности соблюдения антикоррупционного законодательства, в частности, закона США о борьбе с коррупцией — Foreign Corrupt Practices Act (FCPA). Филиппова отметила, что с учетом большого числа сотрудников по всему миру не всегда можно отследить соблюдение закона и не все понимают важность этого и не оценивают серьезность последствий нарушения. В 2005–2006 годах компания столкнулась с нарушением FCPA в Китае — оно было связано с оказанием давления на китайских чиновников с целью получения лицензии на прямые продажи. После того как об этом узнало руководство корпорации в США, было проведено расследование, а корпорацию обязали усилить систему мер не только по борьбе с нарушениями антикоррупционного законодательства, но и по предотвращению таких нарушений.

Директор по комплаенс МТС Юлия Ромашкина сообщила, что ее компания выделяет три уровня, необходимых для выполнения антикоррупционной политики как части общей системы комплаенс. Они касаются поведения и отношения сотрудников. «На первом месте — соблюдение морально-этических норм, принятых в обществе, то, что мы называем культурой добросовестного поведения. Именно это самое сложное»,— подчеркнула она. На втором месте, по словам Ромашкиной, соблюдение внутренних корпоративных политик и процедур, «которые могут быть строже, чем законы». Это касается и подарков, и конфликта интересов, например, между гражданскими мужьями и женами. Наконец, на третьем месте — соблюдение законодательства. Соблюдение законодательства, по словам Ромашкиной, обязательно: именно его нарушение чревато штрафами, административным и уголовным наказаниями, поэтому важнейшая задача — обучение сотрудников этим законам. Знание закона и создание культуры добросовестного поведения, когда сотрудник просто не сможет и не захочет нарушить закон в силу своих внутренних убеждений и ценностей, и обеспечивает эффективную систему комплаенс, способную снизить риски для бизнеса. Департамент комплаенс разрабатывает комплаенс-систему и систему контроля, представляет экспертизу, обучение, обеспечивает выполнение комплаенс-требований, в том числе мониторит их исполнение.

Светлана Мочалина, директор юридического департамента и департамента управления рисками L`Occitane Rus, продолжила мысль о важности отбора сотрудников. «Сейчас бизнесу нужны не просто процессники — люди, которые занимаются процессом ради процесса, в том числе и юристы. Нужны единомышленники, которые понимают, что они в первую очередь те, кто защищает и страхует бизнес»,— сказала она.

Директор по комплаенс JLL Russia & CIS Надежда Зотова развила тему бизнес-этики как инструмента управления комплаенс-рисками. Она подчеркнула важность этичного поведения бизнеса по отношению к потребителям, поскольку здесь есть риск того, что потенциальные клиенты не будут пользоваться товарами компании именно из-за ее неэтичности. Она отметила важность обучения, проведения тренингов по этике для сотрудников с целью повышения их способности видеть этические дилеммы в том, что они делают.

Директор юридического департамента сектора «Возобновляемые источники энергии», «General Electric Россия и СНГ» Юлианна Вертинская рассказала о комплаенсе через призму предметов искусства на примере китайских компаний (так называемая элегантная взятка).

Первый вице-президент ГК «БИОТЭК» Сергей Лапин посвятил свое выступление построению системы обучения сотрудников комплаенс-процедурам. В нее входит прежде всего выявление и оценка рисков (как внешних, так и внутренних). «Внешние риски — это изменение законодательства, которое устанавливает новые требования либо дополняет какие-то существующие. Внутренние — это недостоверная документация, отчетность и человеческий фактор. На основании этого анализа мы разрабатываем систему оповещения об угрозах»,— рассказал Лапин. Комплаенс-офицеры, по его словам, активно работают с бухгалтерией, например, в части проверки документов, касающихся расходов в командировках.

Завершило конференцию выступление Фарруха Абдуллаханова, руководителя направления комплаенс и ПОД/ФТ из «KPMG Россия и СНГ». Он подробно остановился на вопросах автоматизации комплаенс-процедур и роли ИТ-технологий в построении системы управления рисками.

Продюсер мероприятия
Александр Московкин mosk@kommersant.ru +7 (903) 754-67-57

По вопросам спонсорства и рекламы
Анастасия Громова  ngromova@kommersant.ru  +7 (916) 262-78-92

По вопросам взаимодействия со СМИ
Александра Легойдо alego@kommersant.ru +7 (905) 507-12-70

По вопросам делегатского участия
Екатерина Абрамова e.abramova@kommersant.ru +7 (926) 109-88-22

партнер

при поддержке

генеральный информационный партнёр

информационный партнер

Картина дня

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...