Командиры «Лисьих гончих»
Пермскому истребительному полку — 73 года
В 1952 году для прикрытия северного направления Уральского района ПВО была сформирована 87-я авиационная дивизия в составе 763,764 и 765-го авиаполков с местом базирования на аэродроме Большое Савино. В 1960-е годы 763-й полк был перебазирован в Комсомольск, а 765-й — на аэродром Салка под нижним Тагилом.
На фото: военнослужащие на месте будущего гарнизона. (В описании фото используется информация из книги «Шестьдесят лет на страже Уральского неба»)
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
С 1958 по 1960 год командиром 764-го ИАП стал фронтовик, Герой Советского Союза Александр Вильямсон. В годы войны он выполнил 382 боевых вылета, сбил лично и в группе 33 самолета противника.
На фото: Александр Вильямсон в кабине истребителя P-39 Airacobra. Первые послевоенные годы. (Переснято с фотографии, хранящейся у супруги полковника Вильямсона)
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
Футбольная команда полка
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
Изначально на вооружении 764-го ИАП стояли реактивные истребители МиГ-15бис, затем МиГ-17 и МиГ-19 различных модификаций.
На фото: летчики на фоне МиГ-19 после учебного вылета с применением вооружения
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
Техник МиГ-19 Иван Коллеров во время стрельб 764-го ИАП
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
Весной 1960 года летчики 764-го ИАП поднимались на перехват американских самолетов-разведчиков Lockheed U-2, которые могли подняться до высоты более 20 тыс. м. Самым известным и одним из самых трагических эпизодов в истории 764-го ИАП стал вылет 1 мая 1960 года на перехват U-2 под управлением Гарри Пауэрса. Выполнить эту задачу пытались старший лейтенант Сергей Сафронов и капитан Борис Айвазян. К моменту их выхода в зону перехвата американский самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75 под Свердловском. Зенитчики приняли два МиГ-19С за продолжающую полет цель и атаковали их ракетами. Капитан Айвазян смог уйти от ракет, самолет старшего лейтенанта Сафронова был поражен, летчик погиб.
На фото: Борис Айвазян после увольнения из Вооруженных сил
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
В 1971–1973 годах 764-й ИАП переучился на истребители МиГ-25П — один из самых совершенных самолетов-перехватчиков того времени с практическим потолком полета до 23 тыс. м.
На фото: летчики полка в гермошлемах на фоне МиГ-25П
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
На МиГ-25 полк работал до начала 1990-х годов. В 1993 году летный состав 764-го ИАП начал осваивать МиГ-31, сверхзвуковой самолет — авиационный комплекс дальнего радиуса действия. По классификации НАТО — Foxhaund («Лисья гончая»).
На фото: отряд МиГ-31 над окраиной Перми
Фото: Евгений Лебедев
Губернатор Пермской области Геннадий Игумнов после осмотра МиГ-31
В 2000-х годах у пермских авиаторов появилась традиция присваивать самолетам почетные наименования, прежде всего — летчиков-героев.
На фото: МиГ-31 с почетным наименованием «Михаил Гриб» на боевом дежурстве. Через несколько дней борт будет потерян в катастрофе. Экипаж в составе Сергея Столпянского и Андрея Горбачева погиб
Фото: Максим Стругов
В 2010–2019 годах на авиабазе, на которой дислоцируются истребители, проходил фестиваль «Крылья Пармы», собиравший десятки тысяч зрителей.
На фото: зрители осматривают МиГ-31
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
В 2011 году губернатор Олег Чиркунов обратился в Минобороны с просьбой запретить заход истребителей на посадку над центром города. Его пожелание выполнено не было. Военные отмечали, что для этого необходимо строить новую взлетно-посадочную полосу.
На фото: МиГ-31заруливает на стоянку после посадки под руководством техника
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
Техник наблюдает за заправкой истребителей во время учений. 2013 год
Фото: Максим Стругов
МиГ-31 на взлете
Фото: Евгений Лебедев
В 1952 году для прикрытия северного направления Уральского района ПВО была сформирована 87-я авиационная дивизия в составе 763,764 и 765-го авиаполков с местом базирования на аэродроме Большое Савино. В 1960-е годы 763-й полк был перебазирован в Комсомольск, а 765-й — на аэродром Салка под нижним Тагилом.
На фото: военнослужащие на месте будущего гарнизона. (В описании фото используется информация из книги «Шестьдесят лет на страже Уральского неба»)
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
С 1958 по 1960 год командиром 764-го ИАП стал фронтовик, Герой Советского Союза Александр Вильямсон. В годы войны он выполнил 382 боевых вылета, сбил лично и в группе 33 самолета противника.
На фото: Александр Вильямсон в кабине истребителя P-39 Airacobra. Первые послевоенные годы. (Переснято с фотографии, хранящейся у супруги полковника Вильямсона)
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
Футбольная команда полка
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
Изначально на вооружении 764-го ИАП стояли реактивные истребители МиГ-15бис, затем МиГ-17 и МиГ-19 различных модификаций.
На фото: летчики на фоне МиГ-19 после учебного вылета с применением вооружения
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
Техник МиГ-19 Иван Коллеров во время стрельб 764-го ИАП
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
Весной 1960 года летчики 764-го ИАП поднимались на перехват американских самолетов-разведчиков Lockheed U-2, которые могли подняться до высоты более 20 тыс. м. Самым известным и одним из самых трагических эпизодов в истории 764-го ИАП стал вылет 1 мая 1960 года на перехват U-2 под управлением Гарри Пауэрса. Выполнить эту задачу пытались старший лейтенант Сергей Сафронов и капитан Борис Айвазян. К моменту их выхода в зону перехвата американский самолет был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75 под Свердловском. Зенитчики приняли два МиГ-19С за продолжающую полет цель и атаковали их ракетами. Капитан Айвазян смог уйти от ракет, самолет старшего лейтенанта Сафронова был поражен, летчик погиб.
На фото: Борис Айвазян после увольнения из Вооруженных сил
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
В 1971–1973 годах 764-й ИАП переучился на истребители МиГ-25П — один из самых совершенных самолетов-перехватчиков того времени с практическим потолком полета до 23 тыс. м.
На фото: летчики полка в гермошлемах на фоне МиГ-25П
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
На МиГ-25 полк работал до начала 1990-х годов. В 1993 году летный состав 764-го ИАП начал осваивать МиГ-31, сверхзвуковой самолет — авиационный комплекс дальнего радиуса действия. По классификации НАТО — Foxhaund («Лисья гончая»).
На фото: отряд МиГ-31 над окраиной Перми
Фото: Евгений Лебедев
Губернатор Пермской области Геннадий Игумнов после осмотра МиГ-31
В 2000-х годах у пермских авиаторов появилась традиция присваивать самолетам почетные наименования, прежде всего — летчиков-героев.
На фото: МиГ-31 с почетным наименованием «Михаил Гриб» на боевом дежурстве. Через несколько дней борт будет потерян в катастрофе. Экипаж в составе Сергея Столпянского и Андрея Горбачева погиб
Фото: Максим Стругов
В 2010–2019 годах на авиабазе, на которой дислоцируются истребители, проходил фестиваль «Крылья Пармы», собиравший десятки тысяч зрителей.
На фото: зрители осматривают МиГ-31
Фото: Коммерсантъ / Максим Кимерлинг
В 2011 году губернатор Олег Чиркунов обратился в Минобороны с просьбой запретить заход истребителей на посадку над центром города. Его пожелание выполнено не было. Военные отмечали, что для этого необходимо строить новую взлетно-посадочную полосу.
На фото: МиГ-31заруливает на стоянку после посадки под руководством техника
Фото: из личного архива Евгения Хлуднева
Техник наблюдает за заправкой истребителей во время учений. 2013 год
Фото: Максим Стругов
МиГ-31 на взлете
Фото: Евгений Лебедев