Городничий на сцене, Понтий Пилат в кино
Жизнь и творческий путь Кирилла Лаврова к 100-летию актера
Кирилл Лавров родился 15 сентября 1925 года в Ленинграде в семье актеров Юрия Лаврова и Ольги Гудим-Левкович. Его родители разошлись в конце 1920-х годов
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
На фотографии Кирилл Лавров с матерью Ольгой Гудим-Левкович. Она была чтецом и выступала на радио. Лавровы проживали в Ленинграде до середины 1930-х годов. Кирилл учился во Второй полной средней школе Володарского района. После убийства Сергея Кирова начались чистки и преследования интеллигенции. Кирилл остался на попечении бабушки, а его родители переехали в Киев. Юрий Лавров стал одним из ведущих артистов, а затем и художественным руководителем Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Подростком Лавров был эвакуирован в Кировскую область, работал грузчиком на зерновом пункте. Затем, уже в Новосибирске, стал токарем на оборонном заводе. В 1943 году добровольно ушел в армию. «У меня была "бронь", и не было призывного возраста. В военкомате я всех замучил — ходил туда каждый день. В конце концов меня... отправили учиться в астраханскую военно-авиационную школу механиков»,— вспоминал он
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров с отцом, народным артистом РСФСР Юрием Лавровым. После армии сын не был принят в театральное училище из-за отсутствия аттестата и отправился в Киев к отцу, чтобы освоить актерскую профессию под его руководством
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров начал стажировку в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки, где работал отец. Спустя пять лет, в возрасте 30 и без диплома о профессиональном образовании, он был приглашен в ленинградский Большой драматический театр (БДТ) имени М. Горького. На фото сцена из спектакля БДТ «Когда цветет акация» (1956). Артисты Кирилл Лавров (справа) и Изиль Заблудовский
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Знакомство Кирилла Лаврова и Георгия Товстоногова произошло практически случайно. В 1956 году режиссер, только что возглавивший БДТ, приехал в Киев на гастроли и попал на спектакль с Лавровым. После второго акта Товстоногов поднялся за кулисы и сказал: «Собирайтесь в Ленинград. Вы нам нужны». Актер, неуверенный в своих силах из-за отсутствия театрального образования, ответил: «Я же не учился, я практик». На что его собеседник отрезал: «Мне нужны артисты, а не дипломы!» Через неделю Лавров уже был в БДТ, положив начало легендарному творческому союзу, определившему лицо театра на десятилетия вперед
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В БДТ Кирилл Лавров получил роль Викентьева в спектакле «Обрыв» по Гончарову. Это был испытательный полигон: молодой актер, не имевший формального образования, должен был доказать, что интуиция не подвела нового главного режиссера . Его Викентьев — легкомысленный, но обаятельный герой — стал антиподом будущим мощным характерам в исполнении Лаврова, но уже тогда критики отмечали органичность, с которой он предстал в этой роли, и точность психологических деталей. Именно с Викентьева началось превращение «киевского самоучки» в будущий символ ленинградской сцены. Товстоногов позже скажет: «В Лаврове я увидел не технику, а правду — а это дороже дипломов»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Спектакль по пьесе Виктора Розова «В поисках радости» в 1957 году стал манифестом оттепели. В БДТ его ставили под прицелом партийных кураторов, опасающихся, что герои-идеалисты заменят советским зрителям «правильных» рабочих-стахановцев. На сцене Кирилл Лавров воплотил образ Геннадия
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров с писателем Александром Володиным. Артист сыграл Славу в адаптации его пьесы «Пять вечеров» на сцене БДТ в 1959 году. В спектакле роли исполнили Зинаида Шарко, Ефим Копелян и Людмила Макарова. Театральный критик и историк театра Анатолий Смелянский отмечал, что именно эта постановка возвела БДТ в статус главной сцены Советского Союза, а Георгия Товстоногова после премьеры стали считать одним из лучших режиссеров
Фото: Павел Маркин / Пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
После первого прочтения пьесы Георгий Товстоногов пообещал Александру Володину «создать волшебство» и сдержал слово. Хотя «Пять вечеров» ставили во многих театрах страны, именно постановка Товстоногова остается эталоном исторической достоверности, актуальности и поэтичности. Интересно, что москвичи специально приезжали в Ленинград, чтобы увидеть «Пять вечеров»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кадр из фильма «Ссора в Лукашах» (1959). На экране артист примерил на себя образ демобилизованного лейтенанта Кости Ласточкина. Первая же главная роль в кино принесла Кириллу Лаврову всесоюзную популярность, а лента стала одним из лидеров проката
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В 1960 году Кирилл Лавров исполнил в Большом драматическом театре роль Ларри в спектакле «Воспоминание о двух понедельниках» Артура Миллера. Георгий Товстоногов предложил Лаврову сыграть немолодого отца семейства, обремененного заботами, но продолжающего задумываться о политическом устройстве страны и ее судьбе. Режиссер объяснил свой выбор тем, что артисту, которому уже за тридцать, пора задуматься о будущем: несмотря на юную внешность и спортивную форму, Лаврову следовало примерить на себя более зрелую роль, и «Ларри — это проба для будущего»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
За две недели до премьеры «Горя от ума» Георгий Товстоногов решил поменять местами актеров, исполняющих роли Чацкого и Молчалина. Сергей Юрский вспоминал, что изначально Кирилл Лавров был назначен на роль положительного главного героя. Но в 1962 году Лавров вышел на сцену как Молчалин. Перестановка оказалась очень удачной
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В постановке по шолоховской «Поднятой целине» Лавров сыграл Семена Давыдова — коммуниста, направленного в деревню проводить коллективизацию. Это была рискованная роль: в эпоху хрущевской оттепели образы строителей социализма часто выглядели шаблонно. Режиссер старался избежать лубочности. Критики позже отмечали: «Он показал Давыдова как человека, который сам становится жертвой системы, которую строит»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров начал сниматься в кино в 1955 году, но переломным моментом в его карьере стал 1964-й, когда режиссер Александр Столпер пригласил его на роль военкора Синцова в фильме «Живые и мертвые» по Константину Симонову. Фильм собрал 41 млн зрителей и получил главный приз кинофестиваля в Карловых Варах. Для Лаврова роль стала переходной от «молодых героев» к глубоким драматическим образам
Фото: киностудия «Мосфильм»
Сотрудничество Лаврова и Симонова началось в 1964 году, когда артист получил роль военкора Ивана Синцова в экранизации романа «Живые и мертвые». Писатель лично участвовал в подборе актеров: он видел в Лаврове не просто артиста, а человека своего поколения, прошедшего войну (Лавров служил авиамехаником на Дальнем Востоке). Константин Симонов отмечал, что Лавров сыграл не «парадного героя», а интеллигента в окопах — изможденного, но не сломленного. Сцена, где Синцов пишет заметку под обстрелом, стала ключевой: Лавров импровизировал, вспоминая собственные фронтовые впечатления. После премьеры Симонов сказал: «Вы подарили моему персонажу то, чего не было в книге,— тихую ярость против войны»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В постановке «Трех сестер» Георгия Товстоногова Кирилл Лавров сыграл штабс-капитана Соленого — персонажа, которого обычно изображали карикатурным неудачником, но его герой стал сенсацией. Вместо традиционного «гадкого утенка» зрители увидели язвительного, опасного и обаятельного циника. Спектакль стал культовым именно из-за этой роли: зрители говорили, что боялись Соленого, но ждали его выхода. А сам Лавров признавался, что это была одна из самых изнурительных ролей: после каждого акта ему требовалось полчаса одиночества, чтобы сбросить с себя кожу персонажа
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В 1932 году БДТ присвоили имя Максима Горького, но в театре не сыграли ни одной его пьесы. К концу 50-х над этим смеялся даже журнал «Крокодил». Поэтому в 1966 году Георгий Товстоногов решил вернуть на сцену БДТ пьесы Горького — первым стал спектакль «Мещане». Кирилл Лавров сыграл машиниста Нила — персонажа, которого критики назвали «большевиком-разрушителем». Спектакль вызвал фурор. Зрители шепотом обсуждали его в фойе, а в 1971-м вышла телеверсия, которую увидела вся страна. Даже в 1990 году, после смерти Товстоногова, возобновленный спектакль собирал аншлаги
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В 1967 году на экраны выходит продолжение «Живых и мертвых». В «Возмездии» Кирилл Лавров вернулся к роли капитана Синцова
Фото: киностудия «Мосфильм»
Кирилл Лавров принял участие в съемках фильма «Братья Карамазовы». Режиссер Иван Пырьев предложил ему одну из ключевых ролей — Ивана Карамазова. После внезапной смерти Пырьева в 1968 году Лавров вместе с Михаилом Ульяновым (исполнитель роли Дмитрия) взял на себя завершение съемок картины
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Изначально Пырьев рассматривал других актеров на роль Ивана (например, Василия Ливанова), но выбрал Лаврова за сочетание интеллектуальной хрупкости и скрытой силы — именно того, что требовалось для самого парадоксального из братьев Карамазовых. С решением режиссер не прогадал, работу Кирилла Лаврова высоко оценили как зрители, так и критики. Фильм собрал более чем 40-миллионную аудиторию при показе в СССР, а в 1969 году номинировался на «Оскар» как лучший иностранный фильм
Фото: киностудия «Мосфильм»
В 1972 году БДТ представил легендарную постановку «Ревизора», которая потом шла на сцене более 30 лет. Режиссерский ход Товстоногова был смелым: Олег Басилашвили играл субтильного и нервного Хлестакова, Сергей Юрский — ироничного Осипа, но центральным героем стал Городничий Кирилла Лаврова. Критики писали, что Лавров играл не карикатуру, а трагикомического титана, заставляющего зал смеяться и замирать одновременно. Его Антон Антонович стал главным символом спектакля, который даже спустя десятилетия называли «вызовом традиции»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В 1972 году выходит фильм «Укрощение огня», основой сюжета для которого стала биография Сергея Королева. Лента драматизирует советскую точку зрения на космическую гонку и показывает реальные кадры с мощными трехступенчатыми ракетами, построенными для запуска первого человека, Юрия Гагарина, в космос на корабле «Восток-1». Андрея Башкирцева, прообразом которого был конструктор Королев, сыграл Кирилл Лавров
Фото: киностудия «Мосфильм»
Кирилл Лавров сыграл Андрея Павлова в фильме «Еще не вечер» (реж. Николай Розанцев) в 1974 году
Фото: Николай Мошков
В 1982 году на сцене БДТ начали показывать чеховского «Дядю Ваню», где Лавров сыграл Астрова. Через четыре года спектакль Товстоногова получил экранное воплощение. Действие телеспектакля «Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни» происходило уже не в декорациях Эдуарда Кочергина, а «на натуре», в атмосфере настоящей старинной усадьбы, в какой разворачиваются и события чеховской пьесы
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В 1984 году Лавров снимается на «Ленфильме» в сериале «Колье Шарлотты». По сюжету сотрудники Комитета госбезопасности полковник Серегин и лейтенант Павлов ведут расследование убийства мелкого фарцовщика и валютчика Виктора Кораблева. В ходе следствия они выходят на преступную группу, занимающуюся контрабандой ценных ювелирных изделий за рубеж. Противоборство с преступниками становится для оперативников настоящим испытанием. Оказывается, убийство Кораблева связано с попыткой нелегально вывезти из страны уникальную антикварную реликвию, известную как «колье Шарлотты»
Фото: Киностудия «Ленфильм»
«Кирилл Лавров для меня, как и для города, был украшением и славой Ленинграда — Петербурга, его неотъемлемой принадлежностью, как все то, что составляет душу нашего города. Я имел счастье много лет общаться с Кириллом Юрьевичем, и для меня в наших отношениях на первом месте стояла не сцена, не его талант великого актера, а особая уютность жизни, которая от него исходила. Он был разнообразен в своих привязанностях: был, например, болельщиком "Зенита". Но в первую очередь, что гораздо важнее, он был болельщиком города»,— вспоминал о дружбе с Лавровым писатель Даниил Гранин
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Еще одна постановка по Максиму Горькому на сцене БДТ вышла в 1987-м, за два года до того, как Кирилл Лавров стал художественным руководителем театра. В спектакле по пьесе «На дне» актер исполнил роль Костылева
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Роль отца Дубровского Кирилл Лавров исполнил в 1988 году. На экранизацию по Пушкину «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (реж. Вячеслав Никифоров) с ним и Михаилом Ефремовым критики оставили смешанные отзывы. В рецензиях отмечалось покадровое сходство с черно-белой версией 1936 года (реж. Александр Ивановский), однако многие зрители остались недовольны выбором актеров на главные роли
Фото: Киностудия «Беларусьфильм»
После смерти своего учителя в 1989 году Лавров возглавил БДТ, но все так же выходил на сцену как актер. Он руководил театром до самой смерти в 2007 году
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
После смерти Товстоногова известный режиссер Темур Чхеидзе был одним из кандидатов на пост главного режиссера БДТ, однако от предложения отказался. «Я знал, что тут ни сделай — это будет хуже, чем во времена Товстоногова. Но его нет, и вообще товстоноговы рождаются крайне редко. А жизнь идет, и я, восторгаясь тем театром, который был когда-то, не ставлю так, как Товстоногов»,— делился Чхеидзе. Тем не менее в 2004-м он уступил многолетним уговорам художественного руководителя Кирилла Лаврова и был назначен главным режиссером БДТ. После смерти Лаврова в 2007-м стал худруком и возглавлял театр до 2013 года
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
«После Товстоногова, в первом на сцене БДТ спектакле Темура Чхеидзе "Коварство и любовь", Лавров играл Президента. Моделью для актера и режиссера стали, наравне с немецкими самодурами ХVIII века, советские властвующие персоны. Их Лавров знал в лицо, входил в их круг и пользовался доверием, как и в своем круге. Конечно, Президент — собирательный образ, и в нем актер суммировал все, что знал о власти. На этот раз он сыграл резко, без двусмысленностей и психологических уверток, без снисхождения. Бесчеловечность, трусость и подлость Президента — не личного масштаба, как в Молчалине, а крупная, на все времена»,— писала о спектакле театральный критик Елена Горфункель
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В режиссуре Темура Чхеидзе в 1999 году вышел спектакль «Борис Годунов», в котором Кирилл Лавров сыграл роль Пимена. В том же году артист получил премию «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров в роли Маттиаса Клаузена спектакле «Перед заходом солнца» по пьесе Герхарта Гауптмана. По итогам сезона 1999–2000 годов он был удостоен за эту роль премии «Золотой софит» в номинации «Актер года»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров сыграл Юрия Михеева — вора в законе, известного как Барон, — в первой части сериала «Бандитский Петербург»
Фото: Кинокомпания «Киномост»
24 марта 2007 года в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова шла постановка «Квартет». После длительного перерыва Кирилл Лавров вернулся на родную сцену в роли Реджинальда Пэджета — как оказалось, в последний раз
Фото: Коммерсантъ / Наталья Разина / купить фото
2005 год. Сериал «Мастер и Маргарита». Во время одной из бесед с режиссером адаптации булгаковского романа Владимиром Бортко, еще в период съемок, Лавров признавался, что боится не дожить до премьеры. Однако свое исполнение роли Понтия Пилата он успел увидеть, хотя уже серьезно болел. В результате роль стала последней в творческой карьере Кирилла Лаврова. Артист скончался в возрасте 82 лет 27 апреля 2007 года и был похоронен на Богословском кладбище в Петербурге
Фото: «Централ Партнершип»
29 марта 2007 года. Художественный руководитель Большого драматического театра Кирилл Лавров (второй слева), художественный руководитель театра «На Таганке» Юрий Любимов (второй справа) и актер Юрий Яковлев (справа) во время гражданской панихиды по народному артисту СССР Михаилу Ульянову. В 2025 году в честь Кирилла Лаврова учредили премию его имени, которая присуждается деятелям искусства «За поддержку и продвижение русской культуры». Организаторами премии совместно с БДТ им. Товстоногова выступили санкт-Петербургское региональное отделение Союза театральных деятелей РФ, театр-фестиваль «Балтийский дом» и фонд содействия развитию культурных программ «Балтийский международный фестивальный центр»
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото
Кирилл Лавров родился 15 сентября 1925 года в Ленинграде в семье актеров Юрия Лаврова и Ольги Гудим-Левкович. Его родители разошлись в конце 1920-х годов
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
На фотографии Кирилл Лавров с матерью Ольгой Гудим-Левкович. Она была чтецом и выступала на радио. Лавровы проживали в Ленинграде до середины 1930-х годов. Кирилл учился во Второй полной средней школе Володарского района. После убийства Сергея Кирова начались чистки и преследования интеллигенции. Кирилл остался на попечении бабушки, а его родители переехали в Киев. Юрий Лавров стал одним из ведущих артистов, а затем и художественным руководителем Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Подростком Лавров был эвакуирован в Кировскую область, работал грузчиком на зерновом пункте. Затем, уже в Новосибирске, стал токарем на оборонном заводе. В 1943 году добровольно ушел в армию. «У меня была "бронь", и не было призывного возраста. В военкомате я всех замучил — ходил туда каждый день. В конце концов меня... отправили учиться в астраханскую военно-авиационную школу механиков»,— вспоминал он
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров с отцом, народным артистом РСФСР Юрием Лавровым. После армии сын не был принят в театральное училище из-за отсутствия аттестата и отправился в Киев к отцу, чтобы освоить актерскую профессию под его руководством
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров начал стажировку в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки, где работал отец. Спустя пять лет, в возрасте 30 и без диплома о профессиональном образовании, он был приглашен в ленинградский Большой драматический театр (БДТ) имени М. Горького. На фото сцена из спектакля БДТ «Когда цветет акация» (1956). Артисты Кирилл Лавров (справа) и Изиль Заблудовский
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Знакомство Кирилла Лаврова и Георгия Товстоногова произошло практически случайно. В 1956 году режиссер, только что возглавивший БДТ, приехал в Киев на гастроли и попал на спектакль с Лавровым. После второго акта Товстоногов поднялся за кулисы и сказал: «Собирайтесь в Ленинград. Вы нам нужны». Актер, неуверенный в своих силах из-за отсутствия театрального образования, ответил: «Я же не учился, я практик». На что его собеседник отрезал: «Мне нужны артисты, а не дипломы!» Через неделю Лавров уже был в БДТ, положив начало легендарному творческому союзу, определившему лицо театра на десятилетия вперед
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В БДТ Кирилл Лавров получил роль Викентьева в спектакле «Обрыв» по Гончарову. Это был испытательный полигон: молодой актер, не имевший формального образования, должен был доказать, что интуиция не подвела нового главного режиссера . Его Викентьев — легкомысленный, но обаятельный герой — стал антиподом будущим мощным характерам в исполнении Лаврова, но уже тогда критики отмечали органичность, с которой он предстал в этой роли, и точность психологических деталей. Именно с Викентьева началось превращение «киевского самоучки» в будущий символ ленинградской сцены. Товстоногов позже скажет: «В Лаврове я увидел не технику, а правду — а это дороже дипломов»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Спектакль по пьесе Виктора Розова «В поисках радости» в 1957 году стал манифестом оттепели. В БДТ его ставили под прицелом партийных кураторов, опасающихся, что герои-идеалисты заменят советским зрителям «правильных» рабочих-стахановцев. На сцене Кирилл Лавров воплотил образ Геннадия
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров с писателем Александром Володиным. Артист сыграл Славу в адаптации его пьесы «Пять вечеров» на сцене БДТ в 1959 году. В спектакле роли исполнили Зинаида Шарко, Ефим Копелян и Людмила Макарова. Театральный критик и историк театра Анатолий Смелянский отмечал, что именно эта постановка возвела БДТ в статус главной сцены Советского Союза, а Георгия Товстоногова после премьеры стали считать одним из лучших режиссеров
Фото: Павел Маркин / Пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
После первого прочтения пьесы Георгий Товстоногов пообещал Александру Володину «создать волшебство» и сдержал слово. Хотя «Пять вечеров» ставили во многих театрах страны, именно постановка Товстоногова остается эталоном исторической достоверности, актуальности и поэтичности. Интересно, что москвичи специально приезжали в Ленинград, чтобы увидеть «Пять вечеров»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кадр из фильма «Ссора в Лукашах» (1959). На экране артист примерил на себя образ демобилизованного лейтенанта Кости Ласточкина. Первая же главная роль в кино принесла Кириллу Лаврову всесоюзную популярность, а лента стала одним из лидеров проката
Фото: Киностудия «Ленфильм»
В 1960 году Кирилл Лавров исполнил в Большом драматическом театре роль Ларри в спектакле «Воспоминание о двух понедельниках» Артура Миллера. Георгий Товстоногов предложил Лаврову сыграть немолодого отца семейства, обремененного заботами, но продолжающего задумываться о политическом устройстве страны и ее судьбе. Режиссер объяснил свой выбор тем, что артисту, которому уже за тридцать, пора задуматься о будущем: несмотря на юную внешность и спортивную форму, Лаврову следовало примерить на себя более зрелую роль, и «Ларри — это проба для будущего»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
За две недели до премьеры «Горя от ума» Георгий Товстоногов решил поменять местами актеров, исполняющих роли Чацкого и Молчалина. Сергей Юрский вспоминал, что изначально Кирилл Лавров был назначен на роль положительного главного героя. Но в 1962 году Лавров вышел на сцену как Молчалин. Перестановка оказалась очень удачной
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В постановке по шолоховской «Поднятой целине» Лавров сыграл Семена Давыдова — коммуниста, направленного в деревню проводить коллективизацию. Это была рискованная роль: в эпоху хрущевской оттепели образы строителей социализма часто выглядели шаблонно. Режиссер старался избежать лубочности. Критики позже отмечали: «Он показал Давыдова как человека, который сам становится жертвой системы, которую строит»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров начал сниматься в кино в 1955 году, но переломным моментом в его карьере стал 1964-й, когда режиссер Александр Столпер пригласил его на роль военкора Синцова в фильме «Живые и мертвые» по Константину Симонову. Фильм собрал 41 млн зрителей и получил главный приз кинофестиваля в Карловых Варах. Для Лаврова роль стала переходной от «молодых героев» к глубоким драматическим образам
Фото: киностудия «Мосфильм»
Сотрудничество Лаврова и Симонова началось в 1964 году, когда артист получил роль военкора Ивана Синцова в экранизации романа «Живые и мертвые». Писатель лично участвовал в подборе актеров: он видел в Лаврове не просто артиста, а человека своего поколения, прошедшего войну (Лавров служил авиамехаником на Дальнем Востоке). Константин Симонов отмечал, что Лавров сыграл не «парадного героя», а интеллигента в окопах — изможденного, но не сломленного. Сцена, где Синцов пишет заметку под обстрелом, стала ключевой: Лавров импровизировал, вспоминая собственные фронтовые впечатления. После премьеры Симонов сказал: «Вы подарили моему персонажу то, чего не было в книге,— тихую ярость против войны»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В постановке «Трех сестер» Георгия Товстоногова Кирилл Лавров сыграл штабс-капитана Соленого — персонажа, которого обычно изображали карикатурным неудачником, но его герой стал сенсацией. Вместо традиционного «гадкого утенка» зрители увидели язвительного, опасного и обаятельного циника. Спектакль стал культовым именно из-за этой роли: зрители говорили, что боялись Соленого, но ждали его выхода. А сам Лавров признавался, что это была одна из самых изнурительных ролей: после каждого акта ему требовалось полчаса одиночества, чтобы сбросить с себя кожу персонажа
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В 1932 году БДТ присвоили имя Максима Горького, но в театре не сыграли ни одной его пьесы. К концу 50-х над этим смеялся даже журнал «Крокодил». Поэтому в 1966 году Георгий Товстоногов решил вернуть на сцену БДТ пьесы Горького — первым стал спектакль «Мещане». Кирилл Лавров сыграл машиниста Нила — персонажа, которого критики назвали «большевиком-разрушителем». Спектакль вызвал фурор. Зрители шепотом обсуждали его в фойе, а в 1971-м вышла телеверсия, которую увидела вся страна. Даже в 1990 году, после смерти Товстоногова, возобновленный спектакль собирал аншлаги
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В 1967 году на экраны выходит продолжение «Живых и мертвых». В «Возмездии» Кирилл Лавров вернулся к роли капитана Синцова
Фото: киностудия «Мосфильм»
Кирилл Лавров принял участие в съемках фильма «Братья Карамазовы». Режиссер Иван Пырьев предложил ему одну из ключевых ролей — Ивана Карамазова. После внезапной смерти Пырьева в 1968 году Лавров вместе с Михаилом Ульяновым (исполнитель роли Дмитрия) взял на себя завершение съемок картины
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Изначально Пырьев рассматривал других актеров на роль Ивана (например, Василия Ливанова), но выбрал Лаврова за сочетание интеллектуальной хрупкости и скрытой силы — именно того, что требовалось для самого парадоксального из братьев Карамазовых. С решением режиссер не прогадал, работу Кирилла Лаврова высоко оценили как зрители, так и критики. Фильм собрал более чем 40-миллионную аудиторию при показе в СССР, а в 1969 году номинировался на «Оскар» как лучший иностранный фильм
Фото: киностудия «Мосфильм»
В 1972 году БДТ представил легендарную постановку «Ревизора», которая потом шла на сцене более 30 лет. Режиссерский ход Товстоногова был смелым: Олег Басилашвили играл субтильного и нервного Хлестакова, Сергей Юрский — ироничного Осипа, но центральным героем стал Городничий Кирилла Лаврова. Критики писали, что Лавров играл не карикатуру, а трагикомического титана, заставляющего зал смеяться и замирать одновременно. Его Антон Антонович стал главным символом спектакля, который даже спустя десятилетия называли «вызовом традиции»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В 1972 году выходит фильм «Укрощение огня», основой сюжета для которого стала биография Сергея Королева. Лента драматизирует советскую точку зрения на космическую гонку и показывает реальные кадры с мощными трехступенчатыми ракетами, построенными для запуска первого человека, Юрия Гагарина, в космос на корабле «Восток-1». Андрея Башкирцева, прообразом которого был конструктор Королев, сыграл Кирилл Лавров
Фото: киностудия «Мосфильм»
Кирилл Лавров сыграл Андрея Павлова в фильме «Еще не вечер» (реж. Николай Розанцев) в 1974 году
Фото: Николай Мошков
В 1982 году на сцене БДТ начали показывать чеховского «Дядю Ваню», где Лавров сыграл Астрова. Через четыре года спектакль Товстоногова получил экранное воплощение. Действие телеспектакля «Дядя Ваня. Сцены из деревенской жизни» происходило уже не в декорациях Эдуарда Кочергина, а «на натуре», в атмосфере настоящей старинной усадьбы, в какой разворачиваются и события чеховской пьесы
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В 1984 году Лавров снимается на «Ленфильме» в сериале «Колье Шарлотты». По сюжету сотрудники Комитета госбезопасности полковник Серегин и лейтенант Павлов ведут расследование убийства мелкого фарцовщика и валютчика Виктора Кораблева. В ходе следствия они выходят на преступную группу, занимающуюся контрабандой ценных ювелирных изделий за рубеж. Противоборство с преступниками становится для оперативников настоящим испытанием. Оказывается, убийство Кораблева связано с попыткой нелегально вывезти из страны уникальную антикварную реликвию, известную как «колье Шарлотты»
Фото: Киностудия «Ленфильм»
«Кирилл Лавров для меня, как и для города, был украшением и славой Ленинграда — Петербурга, его неотъемлемой принадлежностью, как все то, что составляет душу нашего города. Я имел счастье много лет общаться с Кириллом Юрьевичем, и для меня в наших отношениях на первом месте стояла не сцена, не его талант великого актера, а особая уютность жизни, которая от него исходила. Он был разнообразен в своих привязанностях: был, например, болельщиком "Зенита". Но в первую очередь, что гораздо важнее, он был болельщиком города»,— вспоминал о дружбе с Лавровым писатель Даниил Гранин
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Еще одна постановка по Максиму Горькому на сцене БДТ вышла в 1987-м, за два года до того, как Кирилл Лавров стал художественным руководителем театра. В спектакле по пьесе «На дне» актер исполнил роль Костылева
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Роль отца Дубровского Кирилл Лавров исполнил в 1988 году. На экранизацию по Пушкину «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (реж. Вячеслав Никифоров) с ним и Михаилом Ефремовым критики оставили смешанные отзывы. В рецензиях отмечалось покадровое сходство с черно-белой версией 1936 года (реж. Александр Ивановский), однако многие зрители остались недовольны выбором актеров на главные роли
Фото: Киностудия «Беларусьфильм»
После смерти своего учителя в 1989 году Лавров возглавил БДТ, но все так же выходил на сцену как актер. Он руководил театром до самой смерти в 2007 году
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
После смерти Товстоногова известный режиссер Темур Чхеидзе был одним из кандидатов на пост главного режиссера БДТ, однако от предложения отказался. «Я знал, что тут ни сделай — это будет хуже, чем во времена Товстоногова. Но его нет, и вообще товстоноговы рождаются крайне редко. А жизнь идет, и я, восторгаясь тем театром, который был когда-то, не ставлю так, как Товстоногов»,— делился Чхеидзе. Тем не менее в 2004-м он уступил многолетним уговорам художественного руководителя Кирилла Лаврова и был назначен главным режиссером БДТ. После смерти Лаврова в 2007-м стал худруком и возглавлял театр до 2013 года
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
«После Товстоногова, в первом на сцене БДТ спектакле Темура Чхеидзе "Коварство и любовь", Лавров играл Президента. Моделью для актера и режиссера стали, наравне с немецкими самодурами ХVIII века, советские властвующие персоны. Их Лавров знал в лицо, входил в их круг и пользовался доверием, как и в своем круге. Конечно, Президент — собирательный образ, и в нем актер суммировал все, что знал о власти. На этот раз он сыграл резко, без двусмысленностей и психологических уверток, без снисхождения. Бесчеловечность, трусость и подлость Президента — не личного масштаба, как в Молчалине, а крупная, на все времена»,— писала о спектакле театральный критик Елена Горфункель
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
В режиссуре Темура Чхеидзе в 1999 году вышел спектакль «Борис Годунов», в котором Кирилл Лавров сыграл роль Пимена. В том же году артист получил премию «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров в роли Маттиаса Клаузена спектакле «Перед заходом солнца» по пьесе Герхарта Гауптмана. По итогам сезона 1999–2000 годов он был удостоен за эту роль премии «Золотой софит» в номинации «Актер года»
Фото: пресс-служба БДТ им. Г.А. Товстоногова
Кирилл Лавров сыграл Юрия Михеева — вора в законе, известного как Барон, — в первой части сериала «Бандитский Петербург»
Фото: Кинокомпания «Киномост»
24 марта 2007 года в Большом драматическом театре имени Г. А. Товстоногова шла постановка «Квартет». После длительного перерыва Кирилл Лавров вернулся на родную сцену в роли Реджинальда Пэджета — как оказалось, в последний раз
Фото: Коммерсантъ / Наталья Разина / купить фото
2005 год. Сериал «Мастер и Маргарита». Во время одной из бесед с режиссером адаптации булгаковского романа Владимиром Бортко, еще в период съемок, Лавров признавался, что боится не дожить до премьеры. Однако свое исполнение роли Понтия Пилата он успел увидеть, хотя уже серьезно болел. В результате роль стала последней в творческой карьере Кирилла Лаврова. Артист скончался в возрасте 82 лет 27 апреля 2007 года и был похоронен на Богословском кладбище в Петербурге
Фото: «Централ Партнершип»
29 марта 2007 года. Художественный руководитель Большого драматического театра Кирилл Лавров (второй слева), художественный руководитель театра «На Таганке» Юрий Любимов (второй справа) и актер Юрий Яковлев (справа) во время гражданской панихиды по народному артисту СССР Михаилу Ульянову. В 2025 году в честь Кирилла Лаврова учредили премию его имени, которая присуждается деятелям искусства «За поддержку и продвижение русской культуры». Организаторами премии совместно с БДТ им. Товстоногова выступили санкт-Петербургское региональное отделение Союза театральных деятелей РФ, театр-фестиваль «Балтийский дом» и фонд содействия развитию культурных программ «Балтийский международный фестивальный центр»
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов / купить фото