«Строят, ломают, копают, сносят, перестраивают»
90 лет назад был принят Генеральный план реконструкции Москвы
Сталинский план реконструкции Москвы не был воплощен полностью. И в определенном смысле это спасло город: на фото — один из проектов здания Народного комиссариата тяжелой промышленности, который мог уничтожить ставший привычным ансамбль Красной площади, а заодно примерно половину Китай-города
Фото: Альбом «Москва реконструируется», ИЗОСТАТ / ИЗОСТАТ
Поговорка о том, что Москва — это большая деревня, сложилась еще в Средние века, задолго до того, как в город в массовом порядке хлынули оставшиеся без земли крестьяне. Сейчас это трудно представить, но к началу 1930-х большая часть города все еще состояла из деревянных домов в один-два этажа
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Сталинская реконструкция придала многим районам столицы их нынешний вид: например, на этом фото Театральной площади 1940 года уже есть гостиница «Москва» (правда, пока нет памятника Марксу и сквера вокруг него). На всех без исключения снимках тех лет поражает немноголюдность — хотя на самом деле население города с 1917 по 1940 год выросло второе, до 4,3 млн человек
Фото: Смирнов М. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Первый план радикальной перестройки Москвы, вернувшей себе столичный статус, предложила в 1923 году мастерская под руководством Алексея Щусева: застройку предполагалось группировать в основном внутри Окружной железной дороги
Фото: Институт генплана Москвы
План Сергея Шестакова следовал кольцевой структуре Москвы, но в дело не пошел, а после ареста и смерти автора в 1931 году был засекречен и забыт
Фото: Институт генплана Москвы
Политическими архитекторами Генплана были Сталин (в центре), первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Лазарь Каганович (слева) и председатель Совнаркома Вячеслав Молотов (справа). Фотография сделана в Кремле, на территории которого к 1930-м годам уже были снесены несколько архитектурных памятников
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Систематическая реконструкция столицы на самом деле началась за четыре года до принятия Генплана: в 1931-м стартовали работы по прокладке метрополитена
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Лазарь Каганович тестирует турникет на станции первой линии метро
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Москвичи и гости столицы сначала воспринимали метро как аттракцион, но быстро поняли преимущества нового вида транспорта. Строительство метро не прекращалось и во время войны: с 1941 по 1945 год были открыты 7 станций, их общее число выросло до 28
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Ну и как же это только получается, Что-то в жизни перепуталось хитро: Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся От Сокольников до Парка на метро»,— сетовал старый извозчик в песне Леонида Утесова. С появлением метро век извозчиков в Москве кончился (на фото: один из последних представителей профессии у станции «Комсомольская»)
Фото: Вдовенко Борис / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Владимир Семенов, работая над Генпланом, держал в голове идею города-сада британца Эбенизера Говарда, а также предпринятую бароном Османом в 1850–1870-е годы реконструкцию Парижа
Фото: Автор неизвестен
Сергей Чернышев — один из авторов проекта Главного здания МГУ на Ленинских горах
Фото: Wikipedia
После отказа от строительства Дворца Советов специфической архитектурной доминантой послевоенной Москвы Университет, словно заглядывавший в город с юго-запада
Фото: Владимир Вяткин / РИА НОВОСТИ
Дворец Советов с гигантской статуей Ленина должен был стать новым центром Москвы — но по ряду причин так и остался проектом
Фото: Геодезическая контора Управления планировки г. Москвы
Сталинский Генплан Москвы был многократно напечатан, но полностью так и не был реализован
Фото: wikipedia.org
Советское руководство стремилось создать город-праздник. На фото: участники парада физкультурников представляют композицию, посвященную строительству метро
Фото: Зельма Георгий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Первыми в городе появились новые общественные здания, но почти сразу наступило и время жилой застройки. На фото: новые и старые дома в районе Песчаной улицы
Фото: Новиков Андрей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Расширение имевшихся магистралей — таких, как Садовое кольцо,— было одним из основополагающих элементов Генплана. На фото: площадь Маяковского, ныне Триумфальная, перед гостиницей «Пекин» на месте нынешней парковки видны старые дома
Фото: Новиков Андрей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Уровень трафика на расширенном в 1930-е годы Садовом кольце заставляет признать, что авторы реконструкции смотрели очень далеко в будущее
Фото: Коршунов С. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Здание глазной больницы в ходе расширения Тверской развернули на 60 градусов и сдвинули на несколько десятков метров, несмотря на перепад высот: это был один из самых сложных проектов по перемещению домов
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Страстной монастырь (фото 1900 года) был далеко не единственным зданием в центре, без которого до реконструкции Москву невозможно было представить. Памятник Пушкину стоял напротив своего нынешнего места до 1950 года и лишь тогда переехал с Тверского бульвара на Страстной
Фото: Пинелли Даниэль / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Некоторые из снесенных в 1930-е зданий вернулись на место — среди них Иверские ворота, восстановленные в 1994–1995 годах
Фото: Басалаев Александр / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Частью Генплана была полная реконструкция мостов в центре, а также создание парадных набережных
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Одной из главных задач сталинской перестройки города было создание торжественных парадных пространств — и эта задача была выполнена (на фото: площадь перед зданием Моссовета, нынешней мэрии Москвы, в 1950 году)
Фото: Новиков Андрей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Сталинский план реконструкции Москвы не был воплощен полностью. И в определенном смысле это спасло город: на фото — один из проектов здания Народного комиссариата тяжелой промышленности, который мог уничтожить ставший привычным ансамбль Красной площади, а заодно примерно половину Китай-города
Фото: Альбом «Москва реконструируется», ИЗОСТАТ / ИЗОСТАТ
Поговорка о том, что Москва — это большая деревня, сложилась еще в Средние века, задолго до того, как в город в массовом порядке хлынули оставшиеся без земли крестьяне. Сейчас это трудно представить, но к началу 1930-х большая часть города все еще состояла из деревянных домов в один-два этажа
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Сталинская реконструкция придала многим районам столицы их нынешний вид: например, на этом фото Театральной площади 1940 года уже есть гостиница «Москва» (правда, пока нет памятника Марксу и сквера вокруг него). На всех без исключения снимках тех лет поражает немноголюдность — хотя на самом деле население города с 1917 по 1940 год выросло второе, до 4,3 млн человек
Фото: Смирнов М. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Первый план радикальной перестройки Москвы, вернувшей себе столичный статус, предложила в 1923 году мастерская под руководством Алексея Щусева: застройку предполагалось группировать в основном внутри Окружной железной дороги
Фото: Институт генплана Москвы
План Сергея Шестакова следовал кольцевой структуре Москвы, но в дело не пошел, а после ареста и смерти автора в 1931 году был засекречен и забыт
Фото: Институт генплана Москвы
Политическими архитекторами Генплана были Сталин (в центре), первый секретарь Московского горкома ВКП(б) Лазарь Каганович (слева) и председатель Совнаркома Вячеслав Молотов (справа). Фотография сделана в Кремле, на территории которого к 1930-м годам уже были снесены несколько архитектурных памятников
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Систематическая реконструкция столицы на самом деле началась за четыре года до принятия Генплана: в 1931-м стартовали работы по прокладке метрополитена
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Лазарь Каганович тестирует турникет на станции первой линии метро
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Москвичи и гости столицы сначала воспринимали метро как аттракцион, но быстро поняли преимущества нового вида транспорта. Строительство метро не прекращалось и во время войны: с 1941 по 1945 год были открыты 7 станций, их общее число выросло до 28
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
«Ну и как же это только получается, Что-то в жизни перепуталось хитро: Чтоб запрячь тебя, я утром отправляюся От Сокольников до Парка на метро»,— сетовал старый извозчик в песне Леонида Утесова. С появлением метро век извозчиков в Москве кончился (на фото: один из последних представителей профессии у станции «Комсомольская»)
Фото: Вдовенко Борис / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Владимир Семенов, работая над Генпланом, держал в голове идею города-сада британца Эбенизера Говарда, а также предпринятую бароном Османом в 1850–1870-е годы реконструкцию Парижа
Фото: Автор неизвестен
Сергей Чернышев — один из авторов проекта Главного здания МГУ на Ленинских горах
Фото: Wikipedia
После отказа от строительства Дворца Советов специфической архитектурной доминантой послевоенной Москвы Университет, словно заглядывавший в город с юго-запада
Фото: Владимир Вяткин / РИА НОВОСТИ
Дворец Советов с гигантской статуей Ленина должен был стать новым центром Москвы — но по ряду причин так и остался проектом
Фото: Геодезическая контора Управления планировки г. Москвы
Сталинский Генплан Москвы был многократно напечатан, но полностью так и не был реализован
Фото: wikipedia.org
Советское руководство стремилось создать город-праздник. На фото: участники парада физкультурников представляют композицию, посвященную строительству метро
Фото: Зельма Георгий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Первыми в городе появились новые общественные здания, но почти сразу наступило и время жилой застройки. На фото: новые и старые дома в районе Песчаной улицы
Фото: Новиков Андрей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Расширение имевшихся магистралей — таких, как Садовое кольцо,— было одним из основополагающих элементов Генплана. На фото: площадь Маяковского, ныне Триумфальная, перед гостиницей «Пекин» на месте нынешней парковки видны старые дома
Фото: Новиков Андрей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Уровень трафика на расширенном в 1930-е годы Садовом кольце заставляет признать, что авторы реконструкции смотрели очень далеко в будущее
Фото: Коршунов С. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Здание глазной больницы в ходе расширения Тверской развернули на 60 градусов и сдвинули на несколько десятков метров, несмотря на перепад высот: это был один из самых сложных проектов по перемещению домов
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Страстной монастырь (фото 1900 года) был далеко не единственным зданием в центре, без которого до реконструкции Москву невозможно было представить. Памятник Пушкину стоял напротив своего нынешнего места до 1950 года и лишь тогда переехал с Тверского бульвара на Страстной
Фото: Пинелли Даниэль / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Некоторые из снесенных в 1930-е зданий вернулись на место — среди них Иверские ворота, восстановленные в 1994–1995 годах
Фото: Басалаев Александр / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Частью Генплана была полная реконструкция мостов в центре, а также создание парадных набережных
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Одной из главных задач сталинской перестройки города было создание торжественных парадных пространств — и эта задача была выполнена (на фото: площадь перед зданием Моссовета, нынешней мэрии Москвы, в 1950 году)
Фото: Новиков Андрей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ