Философия вместо фантастики
Как создавался фильм Андрея Тарковского «Сталкер»
По первоначальной задумке картину должны были снимать в заброшенных угольных шахтах Таджикистана, но там произошло сильное землетрясение, и локацию пришлось поменять. В результате основным местом съемок стали заброшенная ГЭС и плотина на реке Ягала недалеко от Таллина. Рядом находился химкомбинат, что позже сказалось на здоровье тех, кто работал над фильмом
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Фильм также снимался рядом с железнодорожным мостом через реку Пирита в Эстонии, в Таллинском квартале Ротерманни и недалеко от Ленинграда. Павильонные сцены создавались на Мосфильме. Первоначально предполагалось, что в картине будет использовано больше техники и спецэффектов. Должна была быть создана Комариная Плешь с расплющенным вертолетом и аэростат, по мосту должна была пройти призрачная танковая колонна: для этого Минобороны специально выделило несколько танков. Но от всего этого отказались в пользу философской линии картины
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Первым оператором картины был Георгий Рерберг, но весь материал, созданный им на пленке Kodak, оказался забракованным. Главный инженер Мосфильма считал, что специалисты не учли световые особенности съемки в Прибалтике. На картину пришел другой оператор — Леонид Калашников, но он не сработался с Тарковским. В итоге фильм снимал Александр Княжинский
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Несмотря на все перипетии с браком пленки и сменой операторов, картину не закрыли, а, напротив, дали разрешение на то, чтобы сделать фильм двухсерийным, и выделили дополнительные деньги. В результате бюджет был перерасходован на 300 тыс. руб. и, по некоторым данным, превысил 1 млн руб.
На фото справа налево: Анатолий Солоницын, Николай Гринько и Александр Кайдановский на съемках «Сталкера»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
По воспоминаниям художника Рашита Сафиуллина, декораторы буквально вручную создавали поле, чтобы было ощущение, что по нему годами не ходили люди. Причем, когда режиссер увидел на поле одуванчики, декораторам пришлось по одному вырывать каждый цветок
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Еще до начала работы над фильмом братья Стругацкие сделали несколько вариантов киносценария, один из которых и был взят за основу. Но в процессе работы над фильмом — из-за смены места съемок, брака пленки и решения делать картину двухсерийной — писателям пришлось переделывать сюжет еще несколько раз. В результате, если в первоначальном варианте сценария Сталкер был крутым парнем, то в финальной версии он стал юродивым
На фото: Александр Кайдановский гримируется перед съемками
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Роль Сталкера — человека, становящегося проводником в специальную Зону,— сыграл Александр Кайдановский (в центре), который работал с Тарковским впервые. После фильма Кайдановский поступил на режиссерские курсы Тарковского, но из-за эмиграции последнего поработать вместе им не удалось. Анатолий Солоницын (слева) сыграл до этого в трех фильмах Тарковского, а Николай Гринько (справа) — в четырех
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Дочь Сталкера — Мартышку — сыграла Наталия Абрамова, для которой эта роль стала единственной в кино. По сюжету героиня должна была в финале расчесывать волосы, но девочка сделала короткую стрижку. Парики режиссера не устроили, поэтому было решено побрить Наталии лоб, чтобы она стала похожей на экранного отца. Алисе Фрейндлих (справа) Тарковский предлагал сыграть небольшую роль еще в своем предыдущем фильме — «Зеркало», но у нее не получилось принять участие в съемках. Роль жены в «Сталкере» предусматривала для актрисы появление в начале фильма и небольшой монолог в конце. По воспоминаниям Фрейндлих, сцена не была тщательно прописана, и во многом актрисе пришлось импровизировать
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Эпизод с собакой — один из самых запоминающихся в фильме. Первоначально предполагалось, что в кадре должна присутствовать лиса. Но эти звери тяжело поддаются дрессировке, поэтому лису заменили на собаку. За образец была взята фигурка египетского Анубиса, и похожее животное нашли. Когда режиссера спрашивали, что в «Сталкере» символизирует черная собака, он отвечал: «Черная собака означает черную собаку»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Если в СССР фильм «Сталкер» разошелся небольшим количеством копий и его показывали во второстепенных кинотеатрах, то за рубежом он имел большой успех и оказал влияние на мировой кинематограф. Так, один из самых больших почитателей Тарковского Ларс фон Триер использовал приемы из «Сталкера» в своем дебютном полнометражном фильме «Элемент преступления»
На фото: Анатолий Солоницын на съемках «Сталкера»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
По первоначальной задумке картину должны были снимать в заброшенных угольных шахтах Таджикистана, но там произошло сильное землетрясение, и локацию пришлось поменять. В результате основным местом съемок стали заброшенная ГЭС и плотина на реке Ягала недалеко от Таллина. Рядом находился химкомбинат, что позже сказалось на здоровье тех, кто работал над фильмом
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Фильм также снимался рядом с железнодорожным мостом через реку Пирита в Эстонии, в Таллинском квартале Ротерманни и недалеко от Ленинграда. Павильонные сцены создавались на Мосфильме. Первоначально предполагалось, что в картине будет использовано больше техники и спецэффектов. Должна была быть создана Комариная Плешь с расплющенным вертолетом и аэростат, по мосту должна была пройти призрачная танковая колонна: для этого Минобороны специально выделило несколько танков. Но от всего этого отказались в пользу философской линии картины
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Первым оператором картины был Георгий Рерберг, но весь материал, созданный им на пленке Kodak, оказался забракованным. Главный инженер Мосфильма считал, что специалисты не учли световые особенности съемки в Прибалтике. На картину пришел другой оператор — Леонид Калашников, но он не сработался с Тарковским. В итоге фильм снимал Александр Княжинский
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Несмотря на все перипетии с браком пленки и сменой операторов, картину не закрыли, а, напротив, дали разрешение на то, чтобы сделать фильм двухсерийным, и выделили дополнительные деньги. В результате бюджет был перерасходован на 300 тыс. руб. и, по некоторым данным, превысил 1 млн руб.
На фото справа налево: Анатолий Солоницын, Николай Гринько и Александр Кайдановский на съемках «Сталкера»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
По воспоминаниям художника Рашита Сафиуллина, декораторы буквально вручную создавали поле, чтобы было ощущение, что по нему годами не ходили люди. Причем, когда режиссер увидел на поле одуванчики, декораторам пришлось по одному вырывать каждый цветок
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Еще до начала работы над фильмом братья Стругацкие сделали несколько вариантов киносценария, один из которых и был взят за основу. Но в процессе работы над фильмом — из-за смены места съемок, брака пленки и решения делать картину двухсерийной — писателям пришлось переделывать сюжет еще несколько раз. В результате, если в первоначальном варианте сценария Сталкер был крутым парнем, то в финальной версии он стал юродивым
На фото: Александр Кайдановский гримируется перед съемками
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Роль Сталкера — человека, становящегося проводником в специальную Зону,— сыграл Александр Кайдановский (в центре), который работал с Тарковским впервые. После фильма Кайдановский поступил на режиссерские курсы Тарковского, но из-за эмиграции последнего поработать вместе им не удалось. Анатолий Солоницын (слева) сыграл до этого в трех фильмах Тарковского, а Николай Гринько (справа) — в четырех
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Дочь Сталкера — Мартышку — сыграла Наталия Абрамова, для которой эта роль стала единственной в кино. По сюжету героиня должна была в финале расчесывать волосы, но девочка сделала короткую стрижку. Парики режиссера не устроили, поэтому было решено побрить Наталии лоб, чтобы она стала похожей на экранного отца. Алисе Фрейндлих (справа) Тарковский предлагал сыграть небольшую роль еще в своем предыдущем фильме — «Зеркало», но у нее не получилось принять участие в съемках. Роль жены в «Сталкере» предусматривала для актрисы появление в начале фильма и небольшой монолог в конце. По воспоминаниям Фрейндлих, сцена не была тщательно прописана, и во многом актрисе пришлось импровизировать
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Эпизод с собакой — один из самых запоминающихся в фильме. Первоначально предполагалось, что в кадре должна присутствовать лиса. Но эти звери тяжело поддаются дрессировке, поэтому лису заменили на собаку. За образец была взята фигурка египетского Анубиса, и похожее животное нашли. Когда режиссера спрашивали, что в «Сталкере» символизирует черная собака, он отвечал: «Черная собака означает черную собаку»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»
Если в СССР фильм «Сталкер» разошелся небольшим количеством копий и его показывали во второстепенных кинотеатрах, то за рубежом он имел большой успех и оказал влияние на мировой кинематограф. Так, один из самых больших почитателей Тарковского Ларс фон Триер использовал приемы из «Сталкера» в своем дебютном полнометражном фильме «Элемент преступления»
На фото: Анатолий Солоницын на съемках «Сталкера»
Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»