Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • Hi-Tech
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 80,41
    • € 90,50
    • ¥ 11,07
    • IMOEX 2882,63
    Weekend №14–2025 Валютный прогноз СВО Отношения РФ и США Деятельность папы римского Ситуация в Сирии Команда Мерца Колесников о Путине Книга о первых 100 годах «Ъ» Конфликт на Ближнем Востоке Конфликт Индии и Пакистана США и Украина Пошлины Трампа Экономика РФ Команда Трампа Эксклюзивы «Ъ» Санкции Тенденции Авто Hi-Tech Стиль Календарь предстоящих событий Наука
Следующая страница
  • Фото
19.05.2025, 09:11

Философия вместо фантастики

Как создавался фильм Андрея Тарковского «Сталкер»

19 мая 1980 года в советский прокат вышла картина Андрея Тарковского «Сталкер», в основу которой легло произведение братьев Стругацких «Пикник на обочине». Фантастическая повесть была почти полностью переработана, превратившись в философскую притчу. «Ъ» и телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» собрали кадры со съемок последнего фильма Тарковского, созданного в СССР.
Предыдущая фотография
По первоначальной задумке картину должны были снимать в заброшенных угольных шахтах Таджикистана, но там произошло сильное землетрясение, и локацию пришлось поменять. В результате основным местом съемок стали заброшенная ГЭС и плотина на реке Ягала недалеко от Таллина. Рядом находился химкомбинат, что позже сказалось на здоровье тех, кто работал над фильмом

По первоначальной задумке картину должны были снимать в заброшенных угольных шахтах Таджикистана, но там произошло сильное землетрясение, и локацию пришлось поменять. В результате основным местом съемок стали заброшенная ГЭС и плотина на реке Ягала недалеко от Таллина. Рядом находился химкомбинат, что позже сказалось на здоровье тех, кто работал над фильмом

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Фильм также снимался рядом с железнодорожным мостом через реку Пирита в Эстонии, в Таллинском квартале Ротерманни и недалеко от Ленинграда. Павильонные сцены создавались на Мосфильме. Первоначально предполагалось, что в картине будет использовано больше техники и спецэффектов. Должна была быть создана Комариная Плешь с расплющенным вертолетом и аэростат, по мосту должна была пройти призрачная танковая колонна: для этого Минобороны специально выделило несколько танков. Но от всего этого отказались в пользу философской линии картины

Фильм также снимался рядом с железнодорожным мостом через реку Пирита в Эстонии, в Таллинском квартале Ротерманни и недалеко от Ленинграда. Павильонные сцены создавались на Мосфильме. Первоначально предполагалось, что в картине будет использовано больше техники и спецэффектов. Должна была быть создана Комариная Плешь с расплющенным вертолетом и аэростат, по мосту должна была пройти призрачная танковая колонна: для этого Минобороны специально выделило несколько танков. Но от всего этого отказались в пользу философской линии картины

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Первым оператором картины был Георгий Рерберг, но весь материал, созданный им на пленке Kodak, оказался забракованным. Главный инженер Мосфильма считал, что специалисты не учли световые особенности съемки в Прибалтике. На картину пришел другой оператор — Леонид Калашников, но он не сработался с Тарковским. В итоге фильм снимал Александр Княжинский

Первым оператором картины был Георгий Рерберг, но весь материал, созданный им на пленке Kodak, оказался забракованным. Главный инженер Мосфильма считал, что специалисты не учли световые особенности съемки в Прибалтике. На картину пришел другой оператор — Леонид Калашников, но он не сработался с Тарковским. В итоге фильм снимал Александр Княжинский

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Несмотря на все перипетии с браком пленки и сменой операторов, картину не закрыли, а, напротив, дали разрешение на то, чтобы сделать фильм двухсерийным, и выделили дополнительные деньги. В результате бюджет был перерасходован на 300 тыс. руб. и, по некоторым данным, превысил 1 млн руб.<br>
На фото справа налево: Анатолий Солоницын, Николай Гринько и Александр Кайдановский на съемках «Сталкера»

Несмотря на все перипетии с браком пленки и сменой операторов, картину не закрыли, а, напротив, дали разрешение на то, чтобы сделать фильм двухсерийным, и выделили дополнительные деньги. В результате бюджет был перерасходован на 300 тыс. руб. и, по некоторым данным, превысил 1 млн руб.
На фото справа налево: Анатолий Солоницын, Николай Гринько и Александр Кайдановский на съемках «Сталкера»

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

По воспоминаниям художника Рашита Сафиуллина, декораторы буквально вручную создавали поле, чтобы было ощущение, что по нему годами не ходили люди. Причем, когда режиссер увидел на поле одуванчики, декораторам пришлось по одному вырывать каждый цветок

По воспоминаниям художника Рашита Сафиуллина, декораторы буквально вручную создавали поле, чтобы было ощущение, что по нему годами не ходили люди. Причем, когда режиссер увидел на поле одуванчики, декораторам пришлось по одному вырывать каждый цветок

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Еще до начала работы над фильмом братья Стругацкие сделали несколько вариантов киносценария, один из которых и был взят за основу. Но в процессе работы над фильмом — из-за смены места съемок, брака пленки и решения делать картину двухсерийной — писателям пришлось переделывать сюжет еще несколько раз. В результате, если в первоначальном варианте сценария Сталкер был крутым парнем, то в финальной версии он стал юродивым<br>На фото: Александр Кайдановский гримируется перед съемками

Еще до начала работы над фильмом братья Стругацкие сделали несколько вариантов киносценария, один из которых и был взят за основу. Но в процессе работы над фильмом — из-за смены места съемок, брака пленки и решения делать картину двухсерийной — писателям пришлось переделывать сюжет еще несколько раз. В результате, если в первоначальном варианте сценария Сталкер был крутым парнем, то в финальной версии он стал юродивым
На фото: Александр Кайдановский гримируется перед съемками

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Роль Сталкера — человека, становящегося проводником в специальную Зону,— сыграл Александр Кайдановский (в центре), который работал с Тарковским впервые. После фильма Кайдановский поступил на режиссерские курсы Тарковского, но из-за эмиграции последнего поработать вместе им не удалось. Анатолий Солоницын (слева) сыграл до этого в трех фильмах Тарковского, а Николай Гринько (справа) — в четырех

Роль Сталкера — человека, становящегося проводником в специальную Зону,— сыграл Александр Кайдановский (в центре), который работал с Тарковским впервые. После фильма Кайдановский поступил на режиссерские курсы Тарковского, но из-за эмиграции последнего поработать вместе им не удалось. Анатолий Солоницын (слева) сыграл до этого в трех фильмах Тарковского, а Николай Гринько (справа) — в четырех

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Дочь Сталкера — Мартышку — сыграла Наталия Абрамова, для которой эта роль стала единственной в кино. По сюжету героиня должна была в финале расчесывать волосы, но девочка сделала короткую стрижку. Парики режиссера не устроили, поэтому было решено побрить Наталии лоб, чтобы она стала похожей на экранного отца. Алисе Фрейндлих (справа) Тарковский предлагал сыграть небольшую роль еще в своем предыдущем фильме — «Зеркало», но у нее не получилось принять участие в съемках. Роль жены в «Сталкере» предусматривала для актрисы появление в начале фильма и небольшой монолог в конце. По воспоминаниям Фрейндлих, сцена не была тщательно прописана, и во многом актрисе пришлось импровизировать

Дочь Сталкера — Мартышку — сыграла Наталия Абрамова, для которой эта роль стала единственной в кино. По сюжету героиня должна была в финале расчесывать волосы, но девочка сделала короткую стрижку. Парики режиссера не устроили, поэтому было решено побрить Наталии лоб, чтобы она стала похожей на экранного отца. Алисе Фрейндлих (справа) Тарковский предлагал сыграть небольшую роль еще в своем предыдущем фильме — «Зеркало», но у нее не получилось принять участие в съемках. Роль жены в «Сталкере» предусматривала для актрисы появление в начале фильма и небольшой монолог в конце. По воспоминаниям Фрейндлих, сцена не была тщательно прописана, и во многом актрисе пришлось импровизировать

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Эпизод с собакой — один из самых запоминающихся в фильме. Первоначально предполагалось, что в кадре должна присутствовать лиса. Но эти звери тяжело поддаются дрессировке, поэтому лису заменили на собаку. За образец была взята фигурка египетского Анубиса, и похожее животное нашли. Когда режиссера спрашивали, что в «Сталкере» символизирует черная собака, он отвечал: «Черная собака означает черную собаку»

Эпизод с собакой — один из самых запоминающихся в фильме. Первоначально предполагалось, что в кадре должна присутствовать лиса. Но эти звери тяжело поддаются дрессировке, поэтому лису заменили на собаку. За образец была взята фигурка египетского Анубиса, и похожее животное нашли. Когда режиссера спрашивали, что в «Сталкере» символизирует черная собака, он отвечал: «Черная собака означает черную собаку»

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Если в СССР фильм «Сталкер» разошелся небольшим количеством копий и его показывали во второстепенных кинотеатрах, то за рубежом он имел большой успех и оказал влияние на мировой кинематограф. Так, один из самых больших почитателей Тарковского Ларс фон Триер использовал приемы из «Сталкера» в своем дебютном полнометражном фильме «Элемент преступления»<br>На фото: Анатолий Солоницын на съемках «Сталкера»

Если в СССР фильм «Сталкер» разошелся небольшим количеством копий и его показывали во второстепенных кинотеатрах, то за рубежом он имел большой успех и оказал влияние на мировой кинематограф. Так, один из самых больших почитателей Тарковского Ларс фон Триер использовал приемы из «Сталкера» в своем дебютном полнометражном фильме «Элемент преступления»
На фото: Анатолий Солоницын на съемках «Сталкера»

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Следующая фотография
1 / 10

По первоначальной задумке картину должны были снимать в заброшенных угольных шахтах Таджикистана, но там произошло сильное землетрясение, и локацию пришлось поменять. В результате основным местом съемок стали заброшенная ГЭС и плотина на реке Ягала недалеко от Таллина. Рядом находился химкомбинат, что позже сказалось на здоровье тех, кто работал над фильмом

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Фильм также снимался рядом с железнодорожным мостом через реку Пирита в Эстонии, в Таллинском квартале Ротерманни и недалеко от Ленинграда. Павильонные сцены создавались на Мосфильме. Первоначально предполагалось, что в картине будет использовано больше техники и спецэффектов. Должна была быть создана Комариная Плешь с расплющенным вертолетом и аэростат, по мосту должна была пройти призрачная танковая колонна: для этого Минобороны специально выделило несколько танков. Но от всего этого отказались в пользу философской линии картины

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Первым оператором картины был Георгий Рерберг, но весь материал, созданный им на пленке Kodak, оказался забракованным. Главный инженер Мосфильма считал, что специалисты не учли световые особенности съемки в Прибалтике. На картину пришел другой оператор — Леонид Калашников, но он не сработался с Тарковским. В итоге фильм снимал Александр Княжинский

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Несмотря на все перипетии с браком пленки и сменой операторов, картину не закрыли, а, напротив, дали разрешение на то, чтобы сделать фильм двухсерийным, и выделили дополнительные деньги. В результате бюджет был перерасходован на 300 тыс. руб. и, по некоторым данным, превысил 1 млн руб.
На фото справа налево: Анатолий Солоницын, Николай Гринько и Александр Кайдановский на съемках «Сталкера»

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

По воспоминаниям художника Рашита Сафиуллина, декораторы буквально вручную создавали поле, чтобы было ощущение, что по нему годами не ходили люди. Причем, когда режиссер увидел на поле одуванчики, декораторам пришлось по одному вырывать каждый цветок

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Еще до начала работы над фильмом братья Стругацкие сделали несколько вариантов киносценария, один из которых и был взят за основу. Но в процессе работы над фильмом — из-за смены места съемок, брака пленки и решения делать картину двухсерийной — писателям пришлось переделывать сюжет еще несколько раз. В результате, если в первоначальном варианте сценария Сталкер был крутым парнем, то в финальной версии он стал юродивым
На фото: Александр Кайдановский гримируется перед съемками

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Роль Сталкера — человека, становящегося проводником в специальную Зону,— сыграл Александр Кайдановский (в центре), который работал с Тарковским впервые. После фильма Кайдановский поступил на режиссерские курсы Тарковского, но из-за эмиграции последнего поработать вместе им не удалось. Анатолий Солоницын (слева) сыграл до этого в трех фильмах Тарковского, а Николай Гринько (справа) — в четырех

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Дочь Сталкера — Мартышку — сыграла Наталия Абрамова, для которой эта роль стала единственной в кино. По сюжету героиня должна была в финале расчесывать волосы, но девочка сделала короткую стрижку. Парики режиссера не устроили, поэтому было решено побрить Наталии лоб, чтобы она стала похожей на экранного отца. Алисе Фрейндлих (справа) Тарковский предлагал сыграть небольшую роль еще в своем предыдущем фильме — «Зеркало», но у нее не получилось принять участие в съемках. Роль жены в «Сталкере» предусматривала для актрисы появление в начале фильма и небольшой монолог в конце. По воспоминаниям Фрейндлих, сцена не была тщательно прописана, и во многом актрисе пришлось импровизировать

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Эпизод с собакой — один из самых запоминающихся в фильме. Первоначально предполагалось, что в кадре должна присутствовать лиса. Но эти звери тяжело поддаются дрессировке, поэтому лису заменили на собаку. За образец была взята фигурка египетского Анубиса, и похожее животное нашли. Когда режиссера спрашивали, что в «Сталкере» символизирует черная собака, он отвечал: «Черная собака означает черную собаку»

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Если в СССР фильм «Сталкер» разошелся небольшим количеством копий и его показывали во второстепенных кинотеатрах, то за рубежом он имел большой успех и оказал влияние на мировой кинематограф. Так, один из самых больших почитателей Тарковского Ларс фон Триер использовал приемы из «Сталкера» в своем дебютном полнометражном фильме «Элемент преступления»
На фото: Анатолий Солоницын на съемках «Сталкера»

Фото: предоставлено телеканалом «Мосфильм. Золотая коллекция»

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

Большой балетмейстер

Жизнь и творчество Юрия Григоровича

Фотогалерея

В Лондоне открылась Chelsea Flower Show

Кадры с цветочной выставки

Фотогалерея

Светская хроника

12–18 мая

Фотогалерея

Философия вместо фантастики

Как создавался фильм Андрея Тарковского «Сталкер»

Фотогалерея

Вьетнамский Джордж Вашингтон

Каким был лидер коммунистического Вьетнама Хо Ши Мин

Фотогалерея

Интронизация папы римского Льва XIV

Фоторепортаж

Фотогалерея

«Евровидение–2025»

Как прошел конкурс песни

Фотогалерея

78-й Каннский кинофестиваль

Кто посетил торжественную церемонию открытия

Наглядно

Осторожно, двери открываются!

Тест “Ъ”: сможете ли вы не заблудиться в московской подземке

Фотогалерея

Лучшие фото недели

Запоминающиеся кадры 12–18 мая

Фотогалерея

Самые высокооплачиваемые спортсмены мира

Кто вошел в топ-10 рейтинга

Фотогалерея

«Если человек считает себя счастливым, это конец»

Какой была актриса Людмила Касаткина

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 19.05.2025

    ЛАНИТ

    ЛАНИТ выступит стратегическим партнером ежегодного TAdviser SummIT

  • 19.05.2025

    ГК «Галс-Девелопмент»

    «Галс-Девелопмент» построит комплекс de luxe класса «Рождественка 8»

  • 19.05.2025

    АО «Газпромбанк»

    Газпромбанк выступил стратегическим партнером Russian Retail Show 2025

  • 19.05.2025

    АО «Российский аукционный дом»

    Впервые на рынке — права требования по договорам потребительского лизинга

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 123112, Москва, Пресненская наб. д. 10, этаж 35, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее