Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Технологии
  • Здоровье +
  • Сомелье
  • Ответственный бизнес
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Академия
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 81,49
    • € 95,63
    • ¥ 11,35
    • IMOEX 2647,25
    Новое на Weekend Экономика РФ Нехватка топлива Валютный прогноз Топ-1000 менеджеров СВО ДСНВ Дональд Трамп Ближневосточный конфликт Колесников о Путине Тесты «Ъ» Эксклюзивы «Ъ» США и Украина Команда Трампа Санкции Книга об истории «Ъ» Отношения РФ и КНР Тенденции Деньги Стиль Наука
Следующая страница
  • Фото
15.05.2024, 00:00

Шарашкины конторы

Кто и чем занимался в специальных научно-технических бюро

15 мая 1930 года в СССР был подписан циркуляр, который вводил особые научно-технические бюро ОГПУ. В них привлекались высококвалифицированные специалисты, осужденные за вредительство, а сами заведения стали называться «шарашками». Кто работал в этих бюро — в фотогалерее «Ъ».
Предыдущая фотография
Первая «шарашка» в стране была создана в 1929 году в камерах Бутырской тюрьмы для нужд советской авиапромышленности. «Опытно-конструкторское бюро» получило название ЦКБ-39 ОГПУ. В мае 1930 года в СССР был подписан циркуляр, который де-юре вводил особые научно-технические бюро ОГПУ      
<br>На фото: коллектив ЦКБ-39 — заключенные, вольнонаемные и охранники

Первая «шарашка» в стране была создана в 1929 году в камерах Бутырской тюрьмы для нужд советской авиапромышленности. «Опытно-конструкторское бюро» получило название ЦКБ-39 ОГПУ. В мае 1930 года в СССР был подписан циркуляр, который де-юре вводил особые научно-технические бюро ОГПУ
На фото: коллектив ЦКБ-39 — заключенные, вольнонаемные и охранники

Фото: Архив В. Л. Корвин-Кербера

Первенец ЦКБ-39 — истребитель И-5, созданный под руководством заключенных авиаконструкторов Николая Поликарпова и Дмитрия Григоровича. В 1932 году он был принят на вооружение ВВС СССР, использовался в начале Великой Отечественной войны. Первый прототип самолета носил название «Внутренняя тюрьма — 11» (ВТ-11)

Первенец ЦКБ-39 — истребитель И-5, созданный под руководством заключенных авиаконструкторов Николая Поликарпова и Дмитрия Григоровича. В 1932 году он был принят на вооружение ВВС СССР, использовался в начале Великой Отечественной войны. Первый прототип самолета носил название «Внутренняя тюрьма — 11» (ВТ-11)

Фото: РИА Новости

Один из основоположников советской школы самолетостроения Николай Поликарпов отбывал наказание с 1929 по 1931 год по обвинению в участии в контрреволюционной вредительской организации, саботаже и срыве опытных работ. К самым значимым его разработкам относят самолет У-2, который был задуман как учебный, но массово выпускался в разных модификациях как многоцелевой почти 30 лет

Один из основоположников советской школы самолетостроения Николай Поликарпов отбывал наказание с 1929 по 1931 год по обвинению в участии в контрреволюционной вредительской организации, саботаже и срыве опытных работ. К самым значимым его разработкам относят самолет У-2, который был задуман как учебный, но массово выпускался в разных модификациях как многоцелевой почти 30 лет

Фото: Wikimedia

Также по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации с 1929 по 1931 год в Бутырской тюрьме сидел авиаконструктор Дмитрий Григорович. Под его руководством было построено около 80 моделей. В дальнейшем работал главным конструктором морского отдела, руководителем кафедры конструкции самолетов МАИ

Также по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации с 1929 по 1931 год в Бутырской тюрьме сидел авиаконструктор Дмитрий Григорович. Под его руководством было построено около 80 моделей. В дальнейшем работал главным конструктором морского отдела, руководителем кафедры конструкции самолетов МАИ

Фото: Корвин-Кербер В. Л. / Wikipedia

В 1938 году на месте базы исполкома коммунистического интернационала около подмосковного Болшево была создана спецтюрьма НКВД, вошедшая в историю как «Болшевская шарашка». Здесь работали Андрей Туполев, Владимир Мясищев, Владимир Петляков, шесть будущих академиков, двенадцать профессоров и докторов наук

В 1938 году на месте базы исполкома коммунистического интернационала около подмосковного Болшево была создана спецтюрьма НКВД, вошедшая в историю как «Болшевская шарашка». Здесь работали Андрей Туполев, Владимир Мясищев, Владимир Петляков, шесть будущих академиков, двенадцать профессоров и докторов наук

Фото: Альманах «Вчера и сегодня»

По мере того, как работа над проектами подходила к новой стадии и для ее продолжения требовался станочный парк, бригады стали переводить в Москву, в здание Конструкторского отдела сектора опытного самолетостроения. Второе в авиапромышленности «Опытно-конструкторское бюро» ЦКБ-29 НКВД позже получило неофициальное название «Туполевская шарага»

По мере того, как работа над проектами подходила к новой стадии и для ее продолжения требовался станочный парк, бригады стали переводить в Москву, в здание Конструкторского отдела сектора опытного самолетостроения. Второе в авиапромышленности «Опытно-конструкторское бюро» ЦКБ-29 НКВД позже получило неофициальное название «Туполевская шарага»

Фото: «Мемориал»

В 1939 году ЦКБ-29 под руководством Андрея Туполева начала строительство двухмоторного фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2. Ему разрешили привлечь к работе любых специалистов и предложили составить список из 100 человек. «Список Туполева» спас от смерти на лесоповале и рудниках Колымы более 100 ученых — например, будущего отца космонавтики Сергея Королева

В 1939 году ЦКБ-29 под руководством Андрея Туполева начала строительство двухмоторного фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2. Ему разрешили привлечь к работе любых специалистов и предложили составить список из 100 человек. «Список Туполева» спас от смерти на лесоповале и рудниках Колымы более 100 ученых — например, будущего отца космонавтики Сергея Королева

Фото: Ухтомский Ю. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Массовое производство и поступление Ту-2 в войска началось весной 1944 года. Самолет оставался на службе в ВВС СССР в послевоенные годы, заменив списанные сразу после войны Ил-4 и Пе-2, и эксплуатировался до начала 1950-х годов, вплоть до перевооружения на реактивную авиацию

Массовое производство и поступление Ту-2 в войска началось весной 1944 года. Самолет оставался на службе в ВВС СССР в послевоенные годы, заменив списанные сразу после войны Ил-4 и Пе-2, и эксплуатировался до начала 1950-х годов, вплоть до перевооружения на реактивную авиацию

Фото: В. Шияновский / РИА Новости

Авиаконструктор Владимир Петляков (на фото) отбывал наказание в ЦКБ-29 с 1938 по 1940 год и долгое время работал под началом Андрея Туполева. Но известность он получил благодаря созданному в заключении пикирующему бомбардировщику Пе-2. После заключения был назначен главным конструктором завода № 39. В 1941 году получил Сталинскую премию I степени за выдающиеся успехи в создании пикирующих бомбардировщиков и принятии их на вооружение ВВС

Авиаконструктор Владимир Петляков (на фото) отбывал наказание в ЦКБ-29 с 1938 по 1940 год и долгое время работал под началом Андрея Туполева. Но известность он получил благодаря созданному в заключении пикирующему бомбардировщику Пе-2. После заключения был назначен главным конструктором завода № 39. В 1941 году получил Сталинскую премию I степени за выдающиеся успехи в создании пикирующих бомбардировщиков и принятии их на вооружение ВВС

Фото: Широков Г. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был одним из самых массовых самолетов СССР и основным фронтовым бомбардировщиком ВВС РККА, применялся с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, а также в боях с Японией

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был одним из самых массовых самолетов СССР и основным фронтовым бомбардировщиком ВВС РККА, применялся с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, а также в боях с Японией

Фото: Леонид Коробов / РИА Новости

Итальянский коммунист, автор более 60 законченных проектов самолетов Роберт Бартини переехал в СССР в 1922 году. В 1938 году был арестован по обвинению в шпионаже. Единственный авиаконструктор, отсидевший полный срок (10 лет), вышел на свободу в 1947 году. В «Туполевской шараге» работал над бомбардировщиком Ту-2

Итальянский коммунист, автор более 60 законченных проектов самолетов Роберт Бартини переехал в СССР в 1922 году. В 1938 году был арестован по обвинению в шпионаже. Единственный авиаконструктор, отсидевший полный срок (10 лет), вышел на свободу в 1947 году. В «Туполевской шараге» работал над бомбардировщиком Ту-2

Фото: В. Климов / РИА Новости

Советский изобретатель, инженер-электромеханик и музыкант Лев Термен (на фото) — создатель музыкального инструмента терменвокса, системы охранной сигнализации и подслушивающего устройства «Златоуст». В ЦКБ-29 вместе с Сергеем Королевым разрабатывал беспилотные летательные аппараты, управляемые по радио — прообразы современных крылатых ракет

Советский изобретатель, инженер-электромеханик и музыкант Лев Термен (на фото) — создатель музыкального инструмента терменвокса, системы охранной сигнализации и подслушивающего устройства «Златоуст». В ЦКБ-29 вместе с Сергеем Королевым разрабатывал беспилотные летательные аппараты, управляемые по радио — прообразы современных крылатых ракет

Фото: Птицын / РИА Новости

Основоположник практической космонавтики Сергей Королев отбывал наказание по обвинению во вредительстве с 1940 по 1944 год сначала в ЦКБ-29 в Москве, затем — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов

Основоположник практической космонавтики Сергей Королев отбывал наказание по обвинению во вредительстве с 1940 по 1944 год сначала в ЦКБ-29 в Москве, затем — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов

Фото: Снегирев Игорь / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Советский ученый Юрий Кондратюк отбывал наказание с 1931 по 1933 год в специализированном бюро для заключенных-инженеров № 14 в Новосибирске, где разрабатывал горно-шахтное оборудование для добычи угля. Получил известность благодаря своим теоретическим работам в области космонавтики. В частности, рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне

Советский ученый Юрий Кондратюк отбывал наказание с 1931 по 1933 год в специализированном бюро для заключенных-инженеров № 14 в Новосибирске, где разрабатывал горно-шахтное оборудование для добычи угля. Получил известность благодаря своим теоретическим работам в области космонавтики. В частности, рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне

Фото: «Русская Семерка»

Русский писатель, драматург Александр Солженицын в 1946 году отбывал наказание в закрытом конструкторском бюро при авиамоторном заводе в Рыбинске, после был переведен в «шарашку» в Загорск, затем в «Марфинскую шарашку», где работал по специальности — математиком

Русский писатель, драматург Александр Солженицын в 1946 году отбывал наказание в закрытом конструкторском бюро при авиамоторном заводе в Рыбинске, после был переведен в «шарашку» в Загорск, затем в «Марфинскую шарашку», где работал по специальности — математиком

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин

«Марфинская шарашка» или НИИ Связи занималась созданием аппаратуры для радиоразведки, разработкой телефонных шифраторов и криптоанализом телефонных переговоров для органов госбезопасности СССР. Описана в романе Александра Солженицына «В круге первом»

«Марфинская шарашка» или НИИ Связи занималась созданием аппаратуры для радиоразведки, разработкой телефонных шифраторов и криптоанализом телефонных переговоров для органов госбезопасности СССР. Описана в романе Александра Солженицына «В круге первом»

Фото: «Мемориал»

Магистральный грузовой паровоз «Феликс Дзержинский» был создан в техническом бюро транспортного отдела ОГПУ в 1931 году в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией

Магистральный грузовой паровоз «Феликс Дзержинский» был создан в техническом бюро транспортного отдела ОГПУ в 1931 году в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией

Фото: Юрий Кавер / РИА Новости

76-мм полковая пушка, активно использовавшаяся на завершающем этапе Великой Отечественной войны, была разработана в 1942—1943 годах силами инженеров-заключенных в ЦКБ-39

76-мм полковая пушка, активно использовавшаяся на завершающем этапе Великой Отечественной войны, была разработана в 1942—1943 годах силами инженеров-заключенных в ЦКБ-39

Фото: Сайга20К / Wikimedia

Ликвидация «шарашек» началась после смерти Сталина. 30 марта 1953 года был расформирован 4-й спецотдел МВД, который занимался руководством системой тюремных НИИ и КБ. Большинство «шарашек» были преобразованы в отраслевые Научно-исследовательские институты

Ликвидация «шарашек» началась после смерти Сталина. 30 марта 1953 года был расформирован 4-й спецотдел МВД, который занимался руководством системой тюремных НИИ и КБ. Большинство «шарашек» были преобразованы в отраслевые Научно-исследовательские институты

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Следующая фотография
1 / 19

Первая «шарашка» в стране была создана в 1929 году в камерах Бутырской тюрьмы для нужд советской авиапромышленности. «Опытно-конструкторское бюро» получило название ЦКБ-39 ОГПУ. В мае 1930 года в СССР был подписан циркуляр, который де-юре вводил особые научно-технические бюро ОГПУ
На фото: коллектив ЦКБ-39 — заключенные, вольнонаемные и охранники

Фото: Архив В. Л. Корвин-Кербера

Первенец ЦКБ-39 — истребитель И-5, созданный под руководством заключенных авиаконструкторов Николая Поликарпова и Дмитрия Григоровича. В 1932 году он был принят на вооружение ВВС СССР, использовался в начале Великой Отечественной войны. Первый прототип самолета носил название «Внутренняя тюрьма — 11» (ВТ-11)

Фото: РИА Новости

Один из основоположников советской школы самолетостроения Николай Поликарпов отбывал наказание с 1929 по 1931 год по обвинению в участии в контрреволюционной вредительской организации, саботаже и срыве опытных работ. К самым значимым его разработкам относят самолет У-2, который был задуман как учебный, но массово выпускался в разных модификациях как многоцелевой почти 30 лет

Фото: Wikimedia

Также по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации с 1929 по 1931 год в Бутырской тюрьме сидел авиаконструктор Дмитрий Григорович. Под его руководством было построено около 80 моделей. В дальнейшем работал главным конструктором морского отдела, руководителем кафедры конструкции самолетов МАИ

Фото: Корвин-Кербер В. Л. / Wikipedia

В 1938 году на месте базы исполкома коммунистического интернационала около подмосковного Болшево была создана спецтюрьма НКВД, вошедшая в историю как «Болшевская шарашка». Здесь работали Андрей Туполев, Владимир Мясищев, Владимир Петляков, шесть будущих академиков, двенадцать профессоров и докторов наук

Фото: Альманах «Вчера и сегодня»

По мере того, как работа над проектами подходила к новой стадии и для ее продолжения требовался станочный парк, бригады стали переводить в Москву, в здание Конструкторского отдела сектора опытного самолетостроения. Второе в авиапромышленности «Опытно-конструкторское бюро» ЦКБ-29 НКВД позже получило неофициальное название «Туполевская шарага»

Фото: «Мемориал»

В 1939 году ЦКБ-29 под руководством Андрея Туполева начала строительство двухмоторного фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2. Ему разрешили привлечь к работе любых специалистов и предложили составить список из 100 человек. «Список Туполева» спас от смерти на лесоповале и рудниках Колымы более 100 ученых — например, будущего отца космонавтики Сергея Королева

Фото: Ухтомский Ю. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Массовое производство и поступление Ту-2 в войска началось весной 1944 года. Самолет оставался на службе в ВВС СССР в послевоенные годы, заменив списанные сразу после войны Ил-4 и Пе-2, и эксплуатировался до начала 1950-х годов, вплоть до перевооружения на реактивную авиацию

Фото: В. Шияновский / РИА Новости

Авиаконструктор Владимир Петляков (на фото) отбывал наказание в ЦКБ-29 с 1938 по 1940 год и долгое время работал под началом Андрея Туполева. Но известность он получил благодаря созданному в заключении пикирующему бомбардировщику Пе-2. После заключения был назначен главным конструктором завода № 39. В 1941 году получил Сталинскую премию I степени за выдающиеся успехи в создании пикирующих бомбардировщиков и принятии их на вооружение ВВС

Фото: Широков Г. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был одним из самых массовых самолетов СССР и основным фронтовым бомбардировщиком ВВС РККА, применялся с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, а также в боях с Японией

Фото: Леонид Коробов / РИА Новости

Итальянский коммунист, автор более 60 законченных проектов самолетов Роберт Бартини переехал в СССР в 1922 году. В 1938 году был арестован по обвинению в шпионаже. Единственный авиаконструктор, отсидевший полный срок (10 лет), вышел на свободу в 1947 году. В «Туполевской шараге» работал над бомбардировщиком Ту-2

Фото: В. Климов / РИА Новости

Советский изобретатель, инженер-электромеханик и музыкант Лев Термен (на фото) — создатель музыкального инструмента терменвокса, системы охранной сигнализации и подслушивающего устройства «Златоуст». В ЦКБ-29 вместе с Сергеем Королевым разрабатывал беспилотные летательные аппараты, управляемые по радио — прообразы современных крылатых ракет

Фото: Птицын / РИА Новости

Основоположник практической космонавтики Сергей Королев отбывал наказание по обвинению во вредительстве с 1940 по 1944 год сначала в ЦКБ-29 в Москве, затем — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов

Фото: Снегирев Игорь / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Советский ученый Юрий Кондратюк отбывал наказание с 1931 по 1933 год в специализированном бюро для заключенных-инженеров № 14 в Новосибирске, где разрабатывал горно-шахтное оборудование для добычи угля. Получил известность благодаря своим теоретическим работам в области космонавтики. В частности, рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне

Фото: «Русская Семерка»

Русский писатель, драматург Александр Солженицын в 1946 году отбывал наказание в закрытом конструкторском бюро при авиамоторном заводе в Рыбинске, после был переведен в «шарашку» в Загорск, затем в «Марфинскую шарашку», где работал по специальности — математиком

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин

«Марфинская шарашка» или НИИ Связи занималась созданием аппаратуры для радиоразведки, разработкой телефонных шифраторов и криптоанализом телефонных переговоров для органов госбезопасности СССР. Описана в романе Александра Солженицына «В круге первом»

Фото: «Мемориал»

Магистральный грузовой паровоз «Феликс Дзержинский» был создан в техническом бюро транспортного отдела ОГПУ в 1931 году в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией

Фото: Юрий Кавер / РИА Новости

76-мм полковая пушка, активно использовавшаяся на завершающем этапе Великой Отечественной войны, была разработана в 1942—1943 годах силами инженеров-заключенных в ЦКБ-39

Фото: Сайга20К / Wikimedia

Ликвидация «шарашек» началась после смерти Сталина. 30 марта 1953 года был расформирован 4-й спецотдел МВД, который занимался руководством системой тюремных НИИ и КБ. Большинство «шарашек» были преобразованы в отраслевые Научно-исследовательские институты

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

Снова в Думу

Яркие моменты работы депутатов в сентябре

Фотогалерея

Модные показы во французской столице

В Париже проходит неделя моды

Фотогалерея

«Быть актрисой — высшая степень женственности»

Монике Беллуччи исполнился 61 год

Фотогалерея

«Каждый день люди во Франции видят меня по телевизору»

Марион Котийяр исполнилось 50 лет

Фотогалерея

Лучшие фото за сентябрь

Запоминающиеся кадры месяца

Фотогалерея

Прощание с Тиграном Кеосаяном

Фоторепортаж

Фотогалерея

Селебрити в мире моды

Кто из звезд посетил модные показы в Милане

Фотогалерея

Светская хроника

22–28 сентября

Наглядно

Банкроты во власти и бизнесе

10 лет закону для «нового старта» граждан

Фотогалерея

Неделя моды в Милане

Кадры с подиума

Фотогалерея

«Легче защитить свою добродетель от мужчин, чем репутацию от женщин»

Брижит Бардо исполнился 91 год

Спецпроекты

«За меня такую штуковину никто не напишет»

Генератор неслучайных эпитетов по канонам Дмитрия Медведева

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 01.10.2025

    АО «Альфа-Банк»

    Альфа-Банк запустил мультсериал-игру «Альфа. Сердца. Технологии»

  • 01.10.2025

    АО «Альфа-Банк»

    Альфа-Банк первым внедрил технологию автоматической регистрации самозанятости

  • 01.10.2025

    АО «Газпромбанк»

    Участник группы Газпромбанка и партнеры намерены построить российскую часть моста в КНР

  • 01.10.2025

    ГК «Галс-Девелопмент»

    «Галс-Девелопмент» признался в любви к Москве в новой имиджевой кампании

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 127006, Москва, Оружейный переулок д. 41, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее