Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Технологии
  • Здоровье +
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Регата
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 78,71
    • € 90,75
    • ¥ 10,89
    • IMOEX 2788,94
    ПМЭФ-2025 Конфликт Израиля и Ирана Новый Weekend Валютный прогноз СВО Отношения РФ и США Торговые переговоры США и Китая Книга об истории «Ъ» Колесников о Путине Конфликт Трампа и Маска Команда Трампа Санкции против России Теракты в Курской и Брянской областях Ситуация в Сирии США и Украина Конфликт на Ближнем Востоке Эксклюзивы «Ъ» Экономика РФ Тенденции Авто Стиль Наука
Следующая страница
  • Фото
15.05.2024, 00:00

Шарашкины конторы

Кто и чем занимался в специальных научно-технических бюро

15 мая 1930 года в СССР был подписан циркуляр, который вводил особые научно-технические бюро ОГПУ. В них привлекались высококвалифицированные специалисты, осужденные за вредительство, а сами заведения стали называться «шарашками». Кто работал в этих бюро — в фотогалерее «Ъ».
Предыдущая фотография
Первая «шарашка» в стране была создана в 1929 году в камерах Бутырской тюрьмы для нужд советской авиапромышленности. «Опытно-конструкторское бюро» получило название ЦКБ-39 ОГПУ. В мае 1930 года в СССР был подписан циркуляр, который де-юре вводил особые научно-технические бюро ОГПУ      
<br>На фото: коллектив ЦКБ-39 — заключенные, вольнонаемные и охранники

Первая «шарашка» в стране была создана в 1929 году в камерах Бутырской тюрьмы для нужд советской авиапромышленности. «Опытно-конструкторское бюро» получило название ЦКБ-39 ОГПУ. В мае 1930 года в СССР был подписан циркуляр, который де-юре вводил особые научно-технические бюро ОГПУ
На фото: коллектив ЦКБ-39 — заключенные, вольнонаемные и охранники

Фото: Архив В. Л. Корвин-Кербера

Первенец ЦКБ-39 — истребитель И-5, созданный под руководством заключенных авиаконструкторов Николая Поликарпова и Дмитрия Григоровича. В 1932 году он был принят на вооружение ВВС СССР, использовался в начале Великой Отечественной войны. Первый прототип самолета носил название «Внутренняя тюрьма — 11» (ВТ-11)

Первенец ЦКБ-39 — истребитель И-5, созданный под руководством заключенных авиаконструкторов Николая Поликарпова и Дмитрия Григоровича. В 1932 году он был принят на вооружение ВВС СССР, использовался в начале Великой Отечественной войны. Первый прототип самолета носил название «Внутренняя тюрьма — 11» (ВТ-11)

Фото: РИА Новости

Один из основоположников советской школы самолетостроения Николай Поликарпов отбывал наказание с 1929 по 1931 год по обвинению в участии в контрреволюционной вредительской организации, саботаже и срыве опытных работ. К самым значимым его разработкам относят самолет У-2, который был задуман как учебный, но массово выпускался в разных модификациях как многоцелевой почти 30 лет

Один из основоположников советской школы самолетостроения Николай Поликарпов отбывал наказание с 1929 по 1931 год по обвинению в участии в контрреволюционной вредительской организации, саботаже и срыве опытных работ. К самым значимым его разработкам относят самолет У-2, который был задуман как учебный, но массово выпускался в разных модификациях как многоцелевой почти 30 лет

Фото: Wikimedia

Также по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации с 1929 по 1931 год в Бутырской тюрьме сидел авиаконструктор Дмитрий Григорович. Под его руководством было построено около 80 моделей. В дальнейшем работал главным конструктором морского отдела, руководителем кафедры конструкции самолетов МАИ

Также по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации с 1929 по 1931 год в Бутырской тюрьме сидел авиаконструктор Дмитрий Григорович. Под его руководством было построено около 80 моделей. В дальнейшем работал главным конструктором морского отдела, руководителем кафедры конструкции самолетов МАИ

Фото: Корвин-Кербер В. Л. / Wikipedia

В 1938 году на месте базы исполкома коммунистического интернационала около подмосковного Болшево была создана спецтюрьма НКВД, вошедшая в историю как «Болшевская шарашка». Здесь работали Андрей Туполев, Владимир Мясищев, Владимир Петляков, шесть будущих академиков, двенадцать профессоров и докторов наук

В 1938 году на месте базы исполкома коммунистического интернационала около подмосковного Болшево была создана спецтюрьма НКВД, вошедшая в историю как «Болшевская шарашка». Здесь работали Андрей Туполев, Владимир Мясищев, Владимир Петляков, шесть будущих академиков, двенадцать профессоров и докторов наук

Фото: Альманах «Вчера и сегодня»

По мере того, как работа над проектами подходила к новой стадии и для ее продолжения требовался станочный парк, бригады стали переводить в Москву, в здание Конструкторского отдела сектора опытного самолетостроения. Второе в авиапромышленности «Опытно-конструкторское бюро» ЦКБ-29 НКВД позже получило неофициальное название «Туполевская шарага»

По мере того, как работа над проектами подходила к новой стадии и для ее продолжения требовался станочный парк, бригады стали переводить в Москву, в здание Конструкторского отдела сектора опытного самолетостроения. Второе в авиапромышленности «Опытно-конструкторское бюро» ЦКБ-29 НКВД позже получило неофициальное название «Туполевская шарага»

Фото: «Мемориал»

В 1939 году ЦКБ-29 под руководством Андрея Туполева начала строительство двухмоторного фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2. Ему разрешили привлечь к работе любых специалистов и предложили составить список из 100 человек. «Список Туполева» спас от смерти на лесоповале и рудниках Колымы более 100 ученых — например, будущего отца космонавтики Сергея Королева

В 1939 году ЦКБ-29 под руководством Андрея Туполева начала строительство двухмоторного фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2. Ему разрешили привлечь к работе любых специалистов и предложили составить список из 100 человек. «Список Туполева» спас от смерти на лесоповале и рудниках Колымы более 100 ученых — например, будущего отца космонавтики Сергея Королева

Фото: Ухтомский Ю. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Массовое производство и поступление Ту-2 в войска началось весной 1944 года. Самолет оставался на службе в ВВС СССР в послевоенные годы, заменив списанные сразу после войны Ил-4 и Пе-2, и эксплуатировался до начала 1950-х годов, вплоть до перевооружения на реактивную авиацию

Массовое производство и поступление Ту-2 в войска началось весной 1944 года. Самолет оставался на службе в ВВС СССР в послевоенные годы, заменив списанные сразу после войны Ил-4 и Пе-2, и эксплуатировался до начала 1950-х годов, вплоть до перевооружения на реактивную авиацию

Фото: В. Шияновский / РИА Новости

Авиаконструктор Владимир Петляков (на фото) отбывал наказание в ЦКБ-29 с 1938 по 1940 год и долгое время работал под началом Андрея Туполева. Но известность он получил благодаря созданному в заключении пикирующему бомбардировщику Пе-2. После заключения был назначен главным конструктором завода № 39. В 1941 году получил Сталинскую премию I степени за выдающиеся успехи в создании пикирующих бомбардировщиков и принятии их на вооружение ВВС

Авиаконструктор Владимир Петляков (на фото) отбывал наказание в ЦКБ-29 с 1938 по 1940 год и долгое время работал под началом Андрея Туполева. Но известность он получил благодаря созданному в заключении пикирующему бомбардировщику Пе-2. После заключения был назначен главным конструктором завода № 39. В 1941 году получил Сталинскую премию I степени за выдающиеся успехи в создании пикирующих бомбардировщиков и принятии их на вооружение ВВС

Фото: Широков Г. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был одним из самых массовых самолетов СССР и основным фронтовым бомбардировщиком ВВС РККА, применялся с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, а также в боях с Японией

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был одним из самых массовых самолетов СССР и основным фронтовым бомбардировщиком ВВС РККА, применялся с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, а также в боях с Японией

Фото: Леонид Коробов / РИА Новости

Итальянский коммунист, автор более 60 законченных проектов самолетов Роберт Бартини переехал в СССР в 1922 году. В 1938 году был арестован по обвинению в шпионаже. Единственный авиаконструктор, отсидевший полный срок (10 лет), вышел на свободу в 1947 году. В «Туполевской шараге» работал над бомбардировщиком Ту-2

Итальянский коммунист, автор более 60 законченных проектов самолетов Роберт Бартини переехал в СССР в 1922 году. В 1938 году был арестован по обвинению в шпионаже. Единственный авиаконструктор, отсидевший полный срок (10 лет), вышел на свободу в 1947 году. В «Туполевской шараге» работал над бомбардировщиком Ту-2

Фото: В. Климов / РИА Новости

Советский изобретатель, инженер-электромеханик и музыкант Лев Термен (на фото) — создатель музыкального инструмента терменвокса, системы охранной сигнализации и подслушивающего устройства «Златоуст». В ЦКБ-29 вместе с Сергеем Королевым разрабатывал беспилотные летательные аппараты, управляемые по радио — прообразы современных крылатых ракет

Советский изобретатель, инженер-электромеханик и музыкант Лев Термен (на фото) — создатель музыкального инструмента терменвокса, системы охранной сигнализации и подслушивающего устройства «Златоуст». В ЦКБ-29 вместе с Сергеем Королевым разрабатывал беспилотные летательные аппараты, управляемые по радио — прообразы современных крылатых ракет

Фото: Птицын / РИА Новости

Основоположник практической космонавтики Сергей Королев отбывал наказание по обвинению во вредительстве с 1940 по 1944 год сначала в ЦКБ-29 в Москве, затем — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов

Основоположник практической космонавтики Сергей Королев отбывал наказание по обвинению во вредительстве с 1940 по 1944 год сначала в ЦКБ-29 в Москве, затем — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов

Фото: Снегирев Игорь / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Советский ученый Юрий Кондратюк отбывал наказание с 1931 по 1933 год в специализированном бюро для заключенных-инженеров № 14 в Новосибирске, где разрабатывал горно-шахтное оборудование для добычи угля. Получил известность благодаря своим теоретическим работам в области космонавтики. В частности, рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне

Советский ученый Юрий Кондратюк отбывал наказание с 1931 по 1933 год в специализированном бюро для заключенных-инженеров № 14 в Новосибирске, где разрабатывал горно-шахтное оборудование для добычи угля. Получил известность благодаря своим теоретическим работам в области космонавтики. В частности, рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне

Фото: «Русская Семерка»

Русский писатель, драматург Александр Солженицын в 1946 году отбывал наказание в закрытом конструкторском бюро при авиамоторном заводе в Рыбинске, после был переведен в «шарашку» в Загорск, затем в «Марфинскую шарашку», где работал по специальности — математиком

Русский писатель, драматург Александр Солженицын в 1946 году отбывал наказание в закрытом конструкторском бюро при авиамоторном заводе в Рыбинске, после был переведен в «шарашку» в Загорск, затем в «Марфинскую шарашку», где работал по специальности — математиком

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин

«Марфинская шарашка» или НИИ Связи занималась созданием аппаратуры для радиоразведки, разработкой телефонных шифраторов и криптоанализом телефонных переговоров для органов госбезопасности СССР. Описана в романе Александра Солженицына «В круге первом»

«Марфинская шарашка» или НИИ Связи занималась созданием аппаратуры для радиоразведки, разработкой телефонных шифраторов и криптоанализом телефонных переговоров для органов госбезопасности СССР. Описана в романе Александра Солженицына «В круге первом»

Фото: «Мемориал»

Магистральный грузовой паровоз «Феликс Дзержинский» был создан в техническом бюро транспортного отдела ОГПУ в 1931 году в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией

Магистральный грузовой паровоз «Феликс Дзержинский» был создан в техническом бюро транспортного отдела ОГПУ в 1931 году в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией

Фото: Юрий Кавер / РИА Новости

76-мм полковая пушка, активно использовавшаяся на завершающем этапе Великой Отечественной войны, была разработана в 1942—1943 годах силами инженеров-заключенных в ЦКБ-39

76-мм полковая пушка, активно использовавшаяся на завершающем этапе Великой Отечественной войны, была разработана в 1942—1943 годах силами инженеров-заключенных в ЦКБ-39

Фото: Сайга20К / Wikimedia

Ликвидация «шарашек» началась после смерти Сталина. 30 марта 1953 года был расформирован 4-й спецотдел МВД, который занимался руководством системой тюремных НИИ и КБ. Большинство «шарашек» были преобразованы в отраслевые Научно-исследовательские институты

Ликвидация «шарашек» началась после смерти Сталина. 30 марта 1953 года был расформирован 4-й спецотдел МВД, который занимался руководством системой тюремных НИИ и КБ. Большинство «шарашек» были преобразованы в отраслевые Научно-исследовательские институты

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Следующая фотография
1 / 19

Первая «шарашка» в стране была создана в 1929 году в камерах Бутырской тюрьмы для нужд советской авиапромышленности. «Опытно-конструкторское бюро» получило название ЦКБ-39 ОГПУ. В мае 1930 года в СССР был подписан циркуляр, который де-юре вводил особые научно-технические бюро ОГПУ
На фото: коллектив ЦКБ-39 — заключенные, вольнонаемные и охранники

Фото: Архив В. Л. Корвин-Кербера

Первенец ЦКБ-39 — истребитель И-5, созданный под руководством заключенных авиаконструкторов Николая Поликарпова и Дмитрия Григоровича. В 1932 году он был принят на вооружение ВВС СССР, использовался в начале Великой Отечественной войны. Первый прототип самолета носил название «Внутренняя тюрьма — 11» (ВТ-11)

Фото: РИА Новости

Один из основоположников советской школы самолетостроения Николай Поликарпов отбывал наказание с 1929 по 1931 год по обвинению в участии в контрреволюционной вредительской организации, саботаже и срыве опытных работ. К самым значимым его разработкам относят самолет У-2, который был задуман как учебный, но массово выпускался в разных модификациях как многоцелевой почти 30 лет

Фото: Wikimedia

Также по обвинению в участии в антисоветской вредительской организации с 1929 по 1931 год в Бутырской тюрьме сидел авиаконструктор Дмитрий Григорович. Под его руководством было построено около 80 моделей. В дальнейшем работал главным конструктором морского отдела, руководителем кафедры конструкции самолетов МАИ

Фото: Корвин-Кербер В. Л. / Wikipedia

В 1938 году на месте базы исполкома коммунистического интернационала около подмосковного Болшево была создана спецтюрьма НКВД, вошедшая в историю как «Болшевская шарашка». Здесь работали Андрей Туполев, Владимир Мясищев, Владимир Петляков, шесть будущих академиков, двенадцать профессоров и докторов наук

Фото: Альманах «Вчера и сегодня»

По мере того, как работа над проектами подходила к новой стадии и для ее продолжения требовался станочный парк, бригады стали переводить в Москву, в здание Конструкторского отдела сектора опытного самолетостроения. Второе в авиапромышленности «Опытно-конструкторское бюро» ЦКБ-29 НКВД позже получило неофициальное название «Туполевская шарага»

Фото: «Мемориал»

В 1939 году ЦКБ-29 под руководством Андрея Туполева начала строительство двухмоторного фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2. Ему разрешили привлечь к работе любых специалистов и предложили составить список из 100 человек. «Список Туполева» спас от смерти на лесоповале и рудниках Колымы более 100 ученых — например, будущего отца космонавтики Сергея Королева

Фото: Ухтомский Ю. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Массовое производство и поступление Ту-2 в войска началось весной 1944 года. Самолет оставался на службе в ВВС СССР в послевоенные годы, заменив списанные сразу после войны Ил-4 и Пе-2, и эксплуатировался до начала 1950-х годов, вплоть до перевооружения на реактивную авиацию

Фото: В. Шияновский / РИА Новости

Авиаконструктор Владимир Петляков (на фото) отбывал наказание в ЦКБ-29 с 1938 по 1940 год и долгое время работал под началом Андрея Туполева. Но известность он получил благодаря созданному в заключении пикирующему бомбардировщику Пе-2. После заключения был назначен главным конструктором завода № 39. В 1941 году получил Сталинскую премию I степени за выдающиеся успехи в создании пикирующих бомбардировщиков и принятии их на вооружение ВВС

Фото: Широков Г. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Пикирующий бомбардировщик Пе-2 был одним из самых массовых самолетов СССР и основным фронтовым бомбардировщиком ВВС РККА, применялся с первых дней Великой Отечественной войны и до ее конца, а также в боях с Японией

Фото: Леонид Коробов / РИА Новости

Итальянский коммунист, автор более 60 законченных проектов самолетов Роберт Бартини переехал в СССР в 1922 году. В 1938 году был арестован по обвинению в шпионаже. Единственный авиаконструктор, отсидевший полный срок (10 лет), вышел на свободу в 1947 году. В «Туполевской шараге» работал над бомбардировщиком Ту-2

Фото: В. Климов / РИА Новости

Советский изобретатель, инженер-электромеханик и музыкант Лев Термен (на фото) — создатель музыкального инструмента терменвокса, системы охранной сигнализации и подслушивающего устройства «Златоуст». В ЦКБ-29 вместе с Сергеем Королевым разрабатывал беспилотные летательные аппараты, управляемые по радио — прообразы современных крылатых ракет

Фото: Птицын / РИА Новости

Основоположник практической космонавтики Сергей Королев отбывал наказание по обвинению во вредительстве с 1940 по 1944 год сначала в ЦКБ-29 в Москве, затем — ОКБ-16 при Казанском авиазаводе № 16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов

Фото: Снегирев Игорь / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Советский ученый Юрий Кондратюк отбывал наказание с 1931 по 1933 год в специализированном бюро для заключенных-инженеров № 14 в Новосибирске, где разрабатывал горно-шахтное оборудование для добычи угля. Получил известность благодаря своим теоретическим работам в области космонавтики. В частности, рассчитал оптимальную траекторию полета к Луне

Фото: «Русская Семерка»

Русский писатель, драматург Александр Солженицын в 1946 году отбывал наказание в закрытом конструкторском бюро при авиамоторном заводе в Рыбинске, после был переведен в «шарашку» в Загорск, затем в «Марфинскую шарашку», где работал по специальности — математиком

Фото: Коммерсантъ / Павел Кассин

«Марфинская шарашка» или НИИ Связи занималась созданием аппаратуры для радиоразведки, разработкой телефонных шифраторов и криптоанализом телефонных переговоров для органов госбезопасности СССР. Описана в романе Александра Солженицына «В круге первом»

Фото: «Мемориал»

Магистральный грузовой паровоз «Феликс Дзержинский» был создан в техническом бюро транспортного отдела ОГПУ в 1931 году в связи с проводившейся в Советском Союзе индустриализацией

Фото: Юрий Кавер / РИА Новости

76-мм полковая пушка, активно использовавшаяся на завершающем этапе Великой Отечественной войны, была разработана в 1942—1943 годах силами инженеров-заключенных в ЦКБ-39

Фото: Сайга20К / Wikimedia

Ликвидация «шарашек» началась после смерти Сталина. 30 марта 1953 года был расформирован 4-й спецотдел МВД, который занимался руководством системой тюремных НИИ и КБ. Большинство «шарашек» были преобразованы в отраслевые Научно-исследовательские институты

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

Ты помнишь, как все начиналось

Вспоминаем историю Петербургского международного экономического форума

Фотогалерея

«Я не сильно люблю реформы, они всегда болезненны»

Анатолию Чубайсу — 70

Фотогалерея

Американский символ свободы

140 лет назад в США прибыла статуя Свободы

Фотогалерея

Авиасалон в Ле-Бурже

Гости и экспонаты выставки

Фотогалерея

Визит принцессы Дианы в Москву

Как 30 лет назад «Королева людских сердец» провела два дня в столице

Фотогалерея

Светская хроника

9–15 июня

Фотогалерея

Военный парад в Вашингтоне

Фоторепортаж

Фотогалерея

Поврежденные ценности

40 лет назад облили кислотой «Данаю» Рембрандта

Фотогалерея

Последствия ударов Израиля по Ирану

Фоторепортаж

Фотогалерея

«Нет королям»

Кадры протестов против Трампа в мире

Фотогалерея

День Короля

Кадры с парада в честь дня рождения Карла III

Фотогалерея

Настоящий индеец

Главные роли Гойко Митича

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 17.06.2025

    ООО «Серконс»

    Что ждет промышленное строительство в ближайшие годы

  • 17.06.2025

    ЛАНИТ

    ЛАНИТ передал ноутбуки фонду «Вера»

  • 17.06.2025

    DOGMA

    В ЖК «Публицист» завершили бурение питьевых скважин

  • 17.06.2025

    АО «Российский аукционный дом»

    Особняк на Каменном острове в Петербурге будет продан на торгах

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 123112, Москва, Пресненская наб. д. 10, этаж 35, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее