«Статьи пишутся не для коллег-ученых, a для маркетологов»
Гонка за публикациями и цитированием неплодотворна
Недавно автор этой колонки опубликовал критический обзор о нескольких мифах в физике сверхтвердых материалов (Myths about new ultrahard phases: Why materials that are significantly superior to diamond in elastic moduli and hardness are impossible, J Appl. Phys., 125, 130901 (2019)). За последние годы в самых престижных журналах появились десятки статей о получении наноструктурированных материалов с твердостью и упругими модулями, в несколько раз превышающими характеристики алмаза. Выглядит как сенсационный научный прорыв. На деле — добросовестное (или недобросовестное) заблуждение. И хотя «сенсационные» результаты в данной области противоречат простым физическим законам, попытки их публикаций (зачастую успешные) непрерывно продолжаются. Большинство таких работ публикуется исследователями из Китая. Причины появления подобных публикаций лежат не в чисто научной сфере и связаны с изменениями последних десятилетий в научной политике.