Из чего состоит опера: финал
Проект Сергея Ходнева
Всю оперную историю можно разделить на две большие части именно по признаку того, каким господствующий в то или иное время вкус хочет видеть образцовый финал оперы (оперы серьезной — что произведение номинально веселое должно заканчиваться чем-то благополучным, это вроде бы и так понятно). Сначала предполагалось, что даже при наличии трагических коллизий все-таки хорошо завершать оперу внезапным счастьем и торжеством; французы, правда, со своей «лирической трагедией» придерживались иного мнения — но до поры до времени это и была очень локальная традиция, общеевропейскому мейнстриму не очень интересная. Потом, уже в XIX столетии, композиторы начинают воспринимать «хеппи-энд» как совершенно ненужную докуку — да и публика, в общем-то, с удовольствием принимает музыкальные драмы с вопиюще несчастным исходом.