Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Технологии
  • Здоровье +
  • Сомелье
  • Ответственный бизнес
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Энциклопедия красоты
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Академия
  • Юридический рейтинг
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 80,88
    • € 93,38
    • ¥ 11,26
    • IMOEX 2574,18
    Что посмотреть в кино Обзор законов с ноября Новое на Weekend Валютный прогноз Отношения РФ и США СВО Экономика РФ Санкции Цены на бензин Кража из Лувра Мессенджеры Военная служба Колесников о Путине Генератор Медведева Наука США и Украина Цены на золото Тесты «Ъ» Эксклюзивы «Ъ» Команда Трампа Книга об истории «Ъ» Тенденции Деньги Стиль
Следующая страница
  • Общество
29.07.2017, 11:23

Контрабандисты в отчаянии

Как самые быстрые парусники проиграли гонку за прогрессом

Около 1800 года в американском городе Балтиморе стали строить новый тип кораблей. Поначалу это были парусники длиной около 30 метров, представлявшие собой вольную фантазию на тему бригантины или шхуны. Их назвали клиперами.
Предыдущая фотография

Фото: DeAgostini/DIOMEDIA

У обычных парусников соотношение длины и ширины составляло 3:1 или 4:1, а у клиперов постепенно дошло до 6:1. Еще у них были острые обводы корпуса и сильно скошенный и изящно выгнутый форштевень

У обычных парусников соотношение длины и ширины составляло 3:1 или 4:1, а у клиперов постепенно дошло до 6:1. Еще у них были острые обводы корпуса и сильно скошенный и изящно выгнутый форштевень

Клиперы широко использовали для контрабанды и легальной, но сомнительной торговли. Так, британцы приспособили их для поставки опиума в Китай

Клиперы широко использовали для контрабанды и легальной, но сомнительной торговли. Так, британцы приспособили их для поставки опиума в Китай

Фото: DIOMEDIA

Но время шло, и для клиперов открылось совершенно новое, вполне легальное и даже достойное коммерческое применение, приносившее большую прибыль. Их решили использовать для перевозки чая

Но время шло, и для клиперов открылось совершенно новое, вполне легальное и даже достойное коммерческое применение, приносившее большую прибыль. Их решили использовать для перевозки чая

Фото: The New York Historical Society/Getty Images

Китайцы называли этот чай красным по цвету готового напитка, британцы же назвали его черным по цвету того, что заваривали. Некоторая путаница сохранилась до сих пор

Китайцы называли этот чай красным по цвету готового напитка, британцы же назвали его черным по цвету того, что заваривали. Некоторая путаница сохранилась до сих пор

Фото: Heritage Images/Getty Images

Все идеи, заложенные в клиперы, здесь были доведены до предела: вытянутый корпус, формы, подчиненные тому, чтобы снизить, насколько это только возможно, сопротивление воды, и максимальное парусное вооружение

Все идеи, заложенные в клиперы, здесь были доведены до предела: вытянутый корпус, формы, подчиненные тому, чтобы снизить, насколько это только возможно, сопротивление воды, и максимальное парусное вооружение

Фото: Mary Evans/DIOMEDIA

Британцы смотрели на все эти рекорды с ревнивой болью, которая еще усилилась, когда в конце 1850 года американский клипер «Ориентал» привез в Лондон большую партию чая из Китая

Британцы смотрели на все эти рекорды с ревнивой болью, которая еще усилилась, когда в конце 1850 года американский клипер «Ориентал» привез в Лондон большую партию чая из Китая

Фото: Granger/DIOMEDIA

Однако дело было не только в деньгах. Англичане того времени, особенно моряки, были не просто торговцами, но спортсменами

Однако дело было не только в деньгах. Англичане того времени, особенно моряки, были не просто торговцами, но спортсменами

Фото: Dominic Sansoni

Чаще всех их выигрывал подзабытый ныне клипер «Файери Кросс» (Fiery Cross — «пламенный крест»): в 1861, 1862, 1863 и 1865 годах. Достижение фантастическое, особенно учитывая, что никто и близко к нему не подошел

Чаще всех их выигрывал подзабытый ныне клипер «Файери Кросс» (Fiery Cross — «пламенный крест»): в 1861, 1862, 1863 и 1865 годах. Достижение фантастическое, особенно учитывая, что никто и близко к нему не подошел

Фото: doriccolumns.wordpress.com

Однако в 1866 году на старт вышли несколько новых клиперов, которые, как полагали, составят ему конкуренцию: «Ариэль», «Тайпин» и «Серика»

Однако в 1866 году на старт вышли несколько новых клиперов, которые, как полагали, составят ему конкуренцию: «Ариэль», «Тайпин» и «Серика»

Фото: Getty Images

Стартом гонки был момент начала погрузки товара. В данном случае в нижнем течении реки Мин недалеко от города Фучжоу

Стартом гонки был момент начала погрузки товара. В данном случае в нижнем течении реки Мин недалеко от города Фучжоу

Фото: Corbis via Getty Images

Первым в половине второго ночи 5 сентября в Ла-Манш вошел «Ариэль», но «Тайпин» под командой капитана Дональда Маккиннона (на фото) буквально наступал ему на пятки. Тем не менее «Ариэль» сохранял лидерство

Первым в половине второго ночи 5 сентября в Ла-Манш вошел «Ариэль», но «Тайпин» под командой капитана Дональда Маккиннона (на фото) буквально наступал ему на пятки. Тем не менее «Ариэль» сохранял лидерство

Фото: mikedashhistory.com

У этой истории был еще и немаловажный коммерческий аспект. Первый чай стоил очень дорого, а так как он уже две недели был в продаже, цены на него упали. Они упали еще больше от того, что четыре клипера пришли практически одновременно

У этой истории был еще и немаловажный коммерческий аспект. Первый чай стоил очень дорого, а так как он уже две недели был в продаже, цены на него упали. Они упали еще больше от того, что четыре клипера пришли практически одновременно

Фото: Universal Images Group/DIOMEDIA

Фото: Getty Images

Брат судовладельца Уиллиса (слева), который был на борту, потребовал от капитана Муди (справа), чтобы тот зашел в Кейптаун и встал на ремонт, но капитан далеко его послал и продолжил уже безнадежно проигранную гонку

Брат судовладельца Уиллиса (слева), который был на борту, потребовал от капитана Муди (справа), чтобы тот зашел в Кейптаун и встал на ремонт, но капитан далеко его послал и продолжил уже безнадежно проигранную гонку

Фото: hecuttysarkconservationproject.blogspot.ru, wikipedia.org

Снова «Катти Сарк» должна была погибнуть 21 марта 2007 года, когда предположительно из-за невыключенного пылесоса на ней начался пожар

Снова «Катти Сарк» должна была погибнуть 21 марта 2007 года, когда предположительно из-за невыключенного пылесоса на ней начался пожар

Фото: Reuters

Скорость у пароходов была пока поменьше, чем у клиперов, но она была всегда. К тому же пароходы не зависели от ветров. В результате пароход, имевший меньшую максимальную скорость, чем клипер, к удаленной цели приходил раньше

Скорость у пароходов была пока поменьше, чем у клиперов, но она была всегда. К тому же пароходы не зависели от ветров. В результате пароход, имевший меньшую максимальную скорость, чем клипер, к удаленной цели приходил раньше

Фото: Getty Images

Второй удар оказался еще серьезнее, и он обеспечил практически мгновенную победу пароходам над клиперами. В конце 1869 года был открыт Суэцкий канал. Клиперы оказались плохо приспособлены к его прохождению. Теоретически это было возможно, но практически клиперы продолжали ходить в Британию вокруг Африки

Второй удар оказался еще серьезнее, и он обеспечил практически мгновенную победу пароходам над клиперами. В конце 1869 года был открыт Суэцкий канал. Клиперы оказались плохо приспособлены к его прохождению. Теоретически это было возможно, но практически клиперы продолжали ходить в Британию вокруг Африки

Фото: Getty Images

Фото: Reuters

Следующая фотография
1 / 19

Фото: DeAgostini/DIOMEDIA

У обычных парусников соотношение длины и ширины составляло 3:1 или 4:1, а у клиперов постепенно дошло до 6:1. Еще у них были острые обводы корпуса и сильно скошенный и изящно выгнутый форштевень

Клиперы широко использовали для контрабанды и легальной, но сомнительной торговли. Так, британцы приспособили их для поставки опиума в Китай

Фото: DIOMEDIA

Но время шло, и для клиперов открылось совершенно новое, вполне легальное и даже достойное коммерческое применение, приносившее большую прибыль. Их решили использовать для перевозки чая

Фото: The New York Historical Society/Getty Images

Китайцы называли этот чай красным по цвету готового напитка, британцы же назвали его черным по цвету того, что заваривали. Некоторая путаница сохранилась до сих пор

Фото: Heritage Images/Getty Images

Все идеи, заложенные в клиперы, здесь были доведены до предела: вытянутый корпус, формы, подчиненные тому, чтобы снизить, насколько это только возможно, сопротивление воды, и максимальное парусное вооружение

Фото: Mary Evans/DIOMEDIA

Британцы смотрели на все эти рекорды с ревнивой болью, которая еще усилилась, когда в конце 1850 года американский клипер «Ориентал» привез в Лондон большую партию чая из Китая

Фото: Granger/DIOMEDIA

Однако дело было не только в деньгах. Англичане того времени, особенно моряки, были не просто торговцами, но спортсменами

Фото: Dominic Sansoni

Чаще всех их выигрывал подзабытый ныне клипер «Файери Кросс» (Fiery Cross — «пламенный крест»): в 1861, 1862, 1863 и 1865 годах. Достижение фантастическое, особенно учитывая, что никто и близко к нему не подошел

Фото: doriccolumns.wordpress.com

Однако в 1866 году на старт вышли несколько новых клиперов, которые, как полагали, составят ему конкуренцию: «Ариэль», «Тайпин» и «Серика»

Фото: Getty Images

Стартом гонки был момент начала погрузки товара. В данном случае в нижнем течении реки Мин недалеко от города Фучжоу

Фото: Corbis via Getty Images

Первым в половине второго ночи 5 сентября в Ла-Манш вошел «Ариэль», но «Тайпин» под командой капитана Дональда Маккиннона (на фото) буквально наступал ему на пятки. Тем не менее «Ариэль» сохранял лидерство

Фото: mikedashhistory.com

У этой истории был еще и немаловажный коммерческий аспект. Первый чай стоил очень дорого, а так как он уже две недели был в продаже, цены на него упали. Они упали еще больше от того, что четыре клипера пришли практически одновременно

Фото: Universal Images Group/DIOMEDIA

Фото: Getty Images

Брат судовладельца Уиллиса (слева), который был на борту, потребовал от капитана Муди (справа), чтобы тот зашел в Кейптаун и встал на ремонт, но капитан далеко его послал и продолжил уже безнадежно проигранную гонку

Фото: hecuttysarkconservationproject.blogspot.ru, wikipedia.org

Снова «Катти Сарк» должна была погибнуть 21 марта 2007 года, когда предположительно из-за невыключенного пылесоса на ней начался пожар

Фото: Reuters

Скорость у пароходов была пока поменьше, чем у клиперов, но она была всегда. К тому же пароходы не зависели от ветров. В результате пароход, имевший меньшую максимальную скорость, чем клипер, к удаленной цели приходил раньше

Фото: Getty Images

Второй удар оказался еще серьезнее, и он обеспечил практически мгновенную победу пароходам над клиперами. В конце 1869 года был открыт Суэцкий канал. Клиперы оказались плохо приспособлены к его прохождению. Теоретически это было возможно, но практически клиперы продолжали ходить в Британию вокруг Африки

Фото: Getty Images

Фото: Reuters

Подписывайтесь на тему:

  • Еженедельный Ъ 

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

Светская хроника

30–31 октября

Фотогалерея

Лучшие фото за октябрь

Запоминающиеся кадры месяца

Фотогалерея

Хэллоуин

Как отметили праздник в разных странах

Фотогалерея

Октябрьские слушания

Яркие моменты работы депутатов в октябре

Наглядно

Прокатная десятка

На российские экраны вышел призер Каннского фестиваля «Сират»

Фотогалерея

«Я не создаю "миленькие" здания, мне они не нравятся»

Захе Хадид исполнилось бы 75 лет

Фотогалерея

Жрец эротической светописи

Фотохудожник Хельмут Ньютон и его работы

Фотогалерея

Модель, бизнесмен, политик

Иванке Трамп исполнилось 44

Фотогалерея

Изгалились, как смогли

Как работают фотографы в «самом открытом парламенте мира»

Фотогалерея

Их голосами

Какие мультфильмы озвучивали знаменитые актеры

Фотогалерея

Запрограммирован на успех

Биллу Гейтсу исполнилось 70

Фотогалерея

Как создают мультфильмы

Работа аниматоров 50 лет назад и сегодня

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 01.11.2025

    STONE

    STONE приступает к строительству премиального бизнес-центра STONE Мнёвники 1

  • 01.11.2025

    Донстрой

    «Донстрой» представил новогодние скидки на квартиры до 15%

  • 01.11.2025

    АО «Почта России»

    Партнерские пункты «Почты России»: пришел, увидел, оплатил

  • 01.11.2025

    ПАО «ВымпелКом»

    Нейросеть назвала самые продвинутые в области ИИ регионы

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 127006, Москва, Оружейный переулок д. 41, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее