Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Технологии
  • Здоровье +
  • Сомелье
  • Ответственный бизнес
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Академия
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 81,93
    • € 95,67
    • ¥ 11,37
    • IMOEX 2642,59
    СВО Новое на Weekend Валютный прогноз Новые законы в октябре Экономика РФ Нехватка топлива Генератор Медведева Ближневосточный конфликт ДСНВ Дональд Трамп Колесников о Путине Тесты «Ъ» Эксклюзивы «Ъ» США и Украина Команда Трампа Санкции Книга об истории «Ъ» Отношения РФ и КНР Тенденции Деньги Стиль Наука
Следующая страница
  • Фото
04.06.2019, 00:00

Залпом в историю

История крейсера «Аврора»

4 июня 1897 года на судоверфи «Новое адмиралтейство» (ныне — «Адмиралтейские верфи») в Санкт-Петербурге был заложен крейсер «Аврора». Не отличавшийся выдающимися боевыми характеристиками и героическими подвигами в морских сражениях, он, тем не менее, вошел в отечественную историю как легендарный корабль, выстрел с которого положил начало Октябрьской революции. История «непотопляемого» крейсера «Аврора» — в фотогалерее «Ъ».
Предыдущая фотография
Строительство самого знаменитого в истории России крейсера началось 4 июня (по старому стилю — 23 мая) 1897 года на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. Через три года корабль торжественно спустили на воду в присутствии императора Николая II. Свое название он получил в честь парусного фрегата «Аврора», который защищал Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны

Строительство самого знаменитого в истории России крейсера началось 4 июня (по старому стилю — 23 мая) 1897 года на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. Через три года корабль торжественно спустили на воду в присутствии императора Николая II. Свое название он получил в честь парусного фрегата «Аврора», который защищал Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны

Фото: РИА Новости

В июле 1903 года крейсер вошел в строй боевых кораблей российского флота. Изначально «Аврора» создавалась для усиления Порт-Артурской эскадры в Тихом океане, где на тот момент назревал военный конфликт с Японией, и по боевым характеристикам не считалась выдающимся кораблем <br>На фото: команда крейсера «Аврора»

В июле 1903 года крейсер вошел в строй боевых кораблей российского флота. Изначально «Аврора» создавалась для усиления Порт-Артурской эскадры в Тихом океане, где на тот момент назревал военный конфликт с Японией, и по боевым характеристикам не считалась выдающимся кораблем
На фото: команда крейсера «Аврора»

Фото: РИА Новости

25 сентября 1903 года корабль с укомплектованным экипажем в 600 человек под командованием капитана первого ранга Евгения Егорьева отправился из Кронштадта на Дальний Восток, где 14 мая 1905 года провел первое сражение в битве при Цусиме

25 сентября 1903 года корабль с укомплектованным экипажем в 600 человек под командованием капитана первого ранга Евгения Егорьева отправился из Кронштадта на Дальний Восток, где 14 мая 1905 года провел первое сражение в битве при Цусиме

Фото: Wikipedia

Корабль серьезно пострадал от японских орудий: по крейсеру было нанесено десять ударов, несколько отсеков было затоплено, пушки оказались полностью выведены из строя, судно было полностью охвачено огнем. Тем не менее корабль выдержал бой до конца. В 1906 году он вернулся назад в балтийские воды, где стал учебным судном морского корпуса

Корабль серьезно пострадал от японских орудий: по крейсеру было нанесено десять ударов, несколько отсеков было затоплено, пушки оказались полностью выведены из строя, судно было полностью охвачено огнем. Тем не менее корабль выдержал бой до конца. В 1906 году он вернулся назад в балтийские воды, где стал учебным судном морского корпуса

Фото: Wikipedia

Позднее «Аврора» принимала участие в морских сражениях  Первой мировой войны, а в 1916 году отправилась на ремонт в Петроград. После прихода к власти большевиков в 1917 году большая часть экипажа судна перешла на их сторону. По легенде именно с «Авроры» в ночь на 25 октября 1917 года раздался холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца и положивший начало Октябрьской революции. Это ставится под сомнение рядом историков, утверждающих, что знаменитый выстрел произвели из Петропавловской крепости

Позднее «Аврора» принимала участие в морских сражениях Первой мировой войны, а в 1916 году отправилась на ремонт в Петроград. После прихода к власти большевиков в 1917 году большая часть экипажа судна перешла на их сторону. По легенде именно с «Авроры» в ночь на 25 октября 1917 года раздался холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца и положивший начало Октябрьской революции. Это ставится под сомнение рядом историков, утверждающих, что знаменитый выстрел произвели из Петропавловской крепости

Фото: Г.В.Горшков / Центральный военно-морской музей

До начала Великой Отечественной войны крейсер служил учебным судном для курсантов военно-морских училищ. В начале 1941 года имя «Авроры» указом наркома ВМФ было присвоено другому кораблю, и на этом существование прославленного крейсера должно было прекратиться. Но разразившаяся война помешала этим планам

До начала Великой Отечественной войны крейсер служил учебным судном для курсантов военно-морских училищ. В начале 1941 года имя «Авроры» указом наркома ВМФ было присвоено другому кораблю, и на этом существование прославленного крейсера должно было прекратиться. Но разразившаяся война помешала этим планам

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

Команда «Авроры» проявила большой героизм, мужественно обороняясь от неприятеля в порту города Ораниенбаум. Но корабль был слишком стар, чтобы выдержать вражеские снаряды. 30 сентября 1941 года получивший пробоину крейсер сел на мель. В 1944 году после снятия блокады Ленинграда «Аврору» подняли со дна, и вновь отправили на ремонт. В 1948 году крейсер поставили на «вечную» стоянку у Петроградской набережной

Команда «Авроры» проявила большой героизм, мужественно обороняясь от неприятеля в порту города Ораниенбаум. Но корабль был слишком стар, чтобы выдержать вражеские снаряды. 30 сентября 1941 года получивший пробоину крейсер сел на мель. В 1944 году после снятия блокады Ленинграда «Аврору» подняли со дна, и вновь отправили на ремонт. В 1948 году крейсер поставили на «вечную» стоянку у Петроградской набережной

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

После ремонта крейсер превратился в корабль-памятник и в учебную базу Нахимовского  училища одновременно

После ремонта крейсер превратился в корабль-памятник и в учебную базу Нахимовского училища одновременно

В 1946 году крейсер «Аврора» снялся «в роли» другого знаменитого крейсера — «Варяга». Суда имели различия в конструкции, поэтому «Аврору» пришлось перестраивать в соответствии с характеристиками «Варяга»: с орудий корабля убрали щиты, отреставрировали носовую часть и достроили четвертую палубу

В 1946 году крейсер «Аврора» снялся «в роли» другого знаменитого крейсера — «Варяга». Суда имели различия в конструкции, поэтому «Аврору» пришлось перестраивать в соответствии с характеристиками «Варяга»: с орудий корабля убрали щиты, отреставрировали носовую часть и достроили четвертую палубу

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции был снят фильм «Залп “Авроры”», где корабль «сыграл» уже самого себя. События памятной ночи 25 октября 1917 года были с точностью воспроизведены — для съемок крейсер отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту

В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции был снят фильм «Залп “Авроры”», где корабль «сыграл» уже самого себя. События памятной ночи 25 октября 1917 года были с точностью воспроизведены — для съемок крейсер отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту

Фото: РИА Новости

В 1956 году на легендарном крейсере открыли музей, состоявший из 6 залов, где были выставлены более 500 экспонатов, в том числе уникальные фотографии, подлинные боевые снаряды и разные корабельные предметы. За годы существования музея его помещения осмотрели не менее легендарные личности: космонавт Юрий Гагарин, бывший кубинский лидер Фидель Кастро (на фото в центре), экс-премьер Великобритании Маргарет Тэтчер и другие

В 1956 году на легендарном крейсере открыли музей, состоявший из 6 залов, где были выставлены более 500 экспонатов, в том числе уникальные фотографии, подлинные боевые снаряды и разные корабельные предметы. За годы существования музея его помещения осмотрели не менее легендарные личности: космонавт Юрий Гагарин, бывший кубинский лидер Фидель Кастро (на фото в центре), экс-премьер Великобритании Маргарет Тэтчер и другие

Фото: Савостьянов Владимир / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

В 1984 году пришедшая в аварийное состояние «Аврора» была отправлена на капитальную реставрацию, в ходе которой ее нижнюю подводную часть полностью демонтировали и заменили на новую. В 1992 году на корабле прошла торжественная церемония поднятия Андреевского флага, после чего крейсер зачислили в состав военно-морского флота России

В 1984 году пришедшая в аварийное состояние «Аврора» была отправлена на капитальную реставрацию, в ходе которой ее нижнюю подводную часть полностью демонтировали и заменили на новую. В 1992 году на корабле прошла торжественная церемония поднятия Андреевского флага, после чего крейсер зачислили в состав военно-морского флота России

Фото: Центральный военно-морской музей

После реставрации на корабле снова стали служить матросы и офицеры, которые поддерживали все механизмы и орудия крейсера в работоспособном состоянии. Первого декабря 2010 года команда сошла на берег в связи с сокращением численности войск ВМФ

После реставрации на корабле снова стали служить матросы и офицеры, которые поддерживали все механизмы и орудия крейсера в работоспособном состоянии. Первого декабря 2010 года команда сошла на берег в связи с сокращением численности войск ВМФ

Фото: Ананьев Николай / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

В последние годы крейсер все чаще стали называть «легендарно-скандальным»: в 2009 году в СМИ разлетелась новость, что на «Авроре» во время ПМЭФ якобы была устроена вечеринка с участием высокопоставленных гостей. Позднее сообщение опровергли. Через полтора года корабль стал «фигурантом» уголовного дела по факту хищения при переезде Центрального военно-морского музея Минобороны РФ, в ведении которого он находится

В последние годы крейсер все чаще стали называть «легендарно-скандальным»: в 2009 году в СМИ разлетелась новость, что на «Авроре» во время ПМЭФ якобы была устроена вечеринка с участием высокопоставленных гостей. Позднее сообщение опровергли. Через полтора года корабль стал «фигурантом» уголовного дела по факту хищения при переезде Центрального военно-морского музея Минобороны РФ, в ведении которого он находится

Фото: AP / Dmitry Lovetsky

После реставрации и возвращения крейсера на место стоянки его посетил в ходе рабочей поездки президент России Владимир Путин (в центре) вместе с министром обороны Сергеем Шойгу (справа)

После реставрации и возвращения крейсера на место стоянки его посетил в ходе рабочей поездки президент России Владимир Путин (в центре) вместе с министром обороны Сергеем Шойгу (справа)

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров  /  купить фото

Следующая фотография
1 / 15

Строительство самого знаменитого в истории России крейсера началось 4 июня (по старому стилю — 23 мая) 1897 года на судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. Через три года корабль торжественно спустили на воду в присутствии императора Николая II. Свое название он получил в честь парусного фрегата «Аврора», который защищал Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны

Фото: РИА Новости

В июле 1903 года крейсер вошел в строй боевых кораблей российского флота. Изначально «Аврора» создавалась для усиления Порт-Артурской эскадры в Тихом океане, где на тот момент назревал военный конфликт с Японией, и по боевым характеристикам не считалась выдающимся кораблем
На фото: команда крейсера «Аврора»

Фото: РИА Новости

25 сентября 1903 года корабль с укомплектованным экипажем в 600 человек под командованием капитана первого ранга Евгения Егорьева отправился из Кронштадта на Дальний Восток, где 14 мая 1905 года провел первое сражение в битве при Цусиме

Фото: Wikipedia

Корабль серьезно пострадал от японских орудий: по крейсеру было нанесено десять ударов, несколько отсеков было затоплено, пушки оказались полностью выведены из строя, судно было полностью охвачено огнем. Тем не менее корабль выдержал бой до конца. В 1906 году он вернулся назад в балтийские воды, где стал учебным судном морского корпуса

Фото: Wikipedia

Позднее «Аврора» принимала участие в морских сражениях Первой мировой войны, а в 1916 году отправилась на ремонт в Петроград. После прихода к власти большевиков в 1917 году большая часть экипажа судна перешла на их сторону. По легенде именно с «Авроры» в ночь на 25 октября 1917 года раздался холостой выстрел, ставший сигналом к штурму Зимнего дворца и положивший начало Октябрьской революции. Это ставится под сомнение рядом историков, утверждающих, что знаменитый выстрел произвели из Петропавловской крепости

Фото: Г.В.Горшков / Центральный военно-морской музей

До начала Великой Отечественной войны крейсер служил учебным судном для курсантов военно-морских училищ. В начале 1941 года имя «Авроры» указом наркома ВМФ было присвоено другому кораблю, и на этом существование прославленного крейсера должно было прекратиться. Но разразившаяся война помешала этим планам

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

Команда «Авроры» проявила большой героизм, мужественно обороняясь от неприятеля в порту города Ораниенбаум. Но корабль был слишком стар, чтобы выдержать вражеские снаряды. 30 сентября 1941 года получивший пробоину крейсер сел на мель. В 1944 году после снятия блокады Ленинграда «Аврору» подняли со дна, и вновь отправили на ремонт. В 1948 году крейсер поставили на «вечную» стоянку у Петроградской набережной

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

После ремонта крейсер превратился в корабль-памятник и в учебную базу Нахимовского училища одновременно

В 1946 году крейсер «Аврора» снялся «в роли» другого знаменитого крейсера — «Варяга». Суда имели различия в конструкции, поэтому «Аврору» пришлось перестраивать в соответствии с характеристиками «Варяга»: с орудий корабля убрали щиты, отреставрировали носовую часть и достроили четвертую палубу

Фото: Фотоархив журнала «Огонёк»

В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции был снят фильм «Залп “Авроры”», где корабль «сыграл» уже самого себя. События памятной ночи 25 октября 1917 года были с точностью воспроизведены — для съемок крейсер отбуксировали на историческое место к Николаевскому мосту

Фото: РИА Новости

В 1956 году на легендарном крейсере открыли музей, состоявший из 6 залов, где были выставлены более 500 экспонатов, в том числе уникальные фотографии, подлинные боевые снаряды и разные корабельные предметы. За годы существования музея его помещения осмотрели не менее легендарные личности: космонавт Юрий Гагарин, бывший кубинский лидер Фидель Кастро (на фото в центре), экс-премьер Великобритании Маргарет Тэтчер и другие

Фото: Савостьянов Владимир / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

В 1984 году пришедшая в аварийное состояние «Аврора» была отправлена на капитальную реставрацию, в ходе которой ее нижнюю подводную часть полностью демонтировали и заменили на новую. В 1992 году на корабле прошла торжественная церемония поднятия Андреевского флага, после чего крейсер зачислили в состав военно-морского флота России

Фото: Центральный военно-морской музей

После реставрации на корабле снова стали служить матросы и офицеры, которые поддерживали все механизмы и орудия крейсера в работоспособном состоянии. Первого декабря 2010 года команда сошла на берег в связи с сокращением численности войск ВМФ

Фото: Ананьев Николай / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

В последние годы крейсер все чаще стали называть «легендарно-скандальным»: в 2009 году в СМИ разлетелась новость, что на «Авроре» во время ПМЭФ якобы была устроена вечеринка с участием высокопоставленных гостей. Позднее сообщение опровергли. Через полтора года корабль стал «фигурантом» уголовного дела по факту хищения при переезде Центрального военно-морского музея Минобороны РФ, в ведении которого он находится

Фото: AP / Dmitry Lovetsky

После реставрации и возвращения крейсера на место стоянки его посетил в ходе рабочей поездки президент России Владимир Путин (в центре) вместе с министром обороны Сергеем Шойгу (справа)

Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Азаров  /  купить фото

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

Умница Джейсон Борн

Мэтту Деймону исполнилось 55 лет

Видео

Онлайн-дискуссия РЭШ

Социальное государство: экономическая эффективность против справедливости

Фотогалерея

Всемирный день архитектуры

Лауреаты Притцкеровской премии и их творения

Фотогалерея

Светская хроника

29 сентября–5 октября

Фотогалерея

«Мисс Россия-2025»

Яркие кадры с конкурса красоты

Фотогалерея

Показы во французской столице

В Париже проходит неделя моды

Фотогалерея

«Я себя звездой не чувствую и не веду себя, как положено звезде»

Кейт Уинслет исполнилось 50

Фотогалерея

«Меня не раз убивали, я смотрел смерти в лицо»

Рамзану Кадырову исполняется 49 лет

Фотогалерея

«Эта индустрия чертовски жестока»

Творческий путь Дакоты Джонсон

Фотогалерея

Лучшие фото недели

Запоминающиеся кадры 29 сентября–3 октября

Фотогалерея

«Секс-символ? Ничего не знаю насчет этого»

Клайву Оуэну исполнился 61 год

Наглядно

Банкроты во власти и бизнесе

10 лет закону для «нового старта» граждан

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 08.10.2025

    АО «Почта России»

    «Почтовый экспресс» доставил более 40 тыс. тонн крупногабаритных отправлений за год

  • 08.10.2025

    АО «Альфа-Банк»

    Альфа-Банк запустил вихрь неотеха на Финополисе

  • 07.10.2025

    АО «Альфа-Банк»

    Альфа-Банк провел масштабный образовательный саммит «Альфа-Будущее»

  • 07.10.2025

    ПАО «ВымпелКом»

    «Билайн» и «Инфомаксимум» реализовали проект по оптимизации бизнес-процессов с Proceset

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 127006, Москва, Оружейный переулок д. 41, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее