Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • Hi-Tech
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 79,71
    • € 90,52
    • ¥ 11,02
    • IMOEX 2770,10
    Что посмотреть в кино Weekend №15–2025 Свежие «Деньги» Валютный прогноз Отношения РФ и США Санкции против России СВО Ситуация в Сирии Деятельность папы римского Команда Мерца Колесников о Путине Книга о первых 100 годах «Ъ» Конфликт на Ближнем Востоке Конфликт Индии и Пакистана США и Украина Пошлины Трампа Экономика РФ Команда Трампа Эксклюзивы «Ъ» Санкции Тенденции Авто Hi-Tech Стиль Календарь предстоящих событий Наука
Следующая страница
  • Фото
23.03.2022, 00:00

Последний император японского кино

Режиссер Акира Куросава и его фильмы

23 марта 1910 года родился японский режиссер и сценарист Акира Куросава. Его социальные и военные драмы, эпопеи о самураях были удостоены многих международных наград, в том числе премии «Оскар». Режиссер, ставший символом японского кино на Западе,— в фотогалерее «Ъ».
Предыдущая фотография
Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в Японии в многодетной семье. С детства он увлекался живописью, одна из картин будущего режиссера даже попала на престижную выставку «Ника-тэн». Впрочем, выпускник Академии изящных искусств так и не осуществил свою мечту стать художником: в 1936 году он начал работать в кино в качестве ассистента режиссера Кадзиро Ямамото

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в Японии в многодетной семье. С детства он увлекался живописью, одна из картин будущего режиссера даже попала на престижную выставку «Ника-тэн». Впрочем, выпускник Академии изящных искусств так и не осуществил свою мечту стать художником: в 1936 году он начал работать в кино в качестве ассистента режиссера Кадзиро Ямамото

Фото: Toho / Kobal / REX / Shutterstock / Fotodom

Режиссерский дебют Куросавы состоялся в 1943 году. Фильм «Гений дзюдо» (кадр на фото) рассказывал о развитии единоборства в Японии. Картина имела огромный успех и впоследствии была переснята пять раз

Режиссерский дебют Куросавы состоялся в 1943 году. Фильм «Гений дзюдо» (кадр на фото) рассказывал о развитии единоборства в Японии. Картина имела огромный успех и впоследствии была переснята пять раз

Фото: Toho Studios

За «Гением дзюдо» последовала драма «Самые красивые» (1944). Действие фильма развивается на оптической фабрике во время Второй мировой войны. Критики называли картину патриотической: по сюжету ее героини борются за повышение производительности труда, несмотря на тяготы войны

За «Гением дзюдо» последовала драма «Самые красивые» (1944). Действие фильма развивается на оптической фабрике во время Второй мировой войны. Критики называли картину патриотической: по сюжету ее героини борются за повышение производительности труда, несмотря на тяготы войны

Фото: Kobal / REX / Shutterstock / Fotodom

«В этом фильме я, наконец, стал самим собой. Это был мой фильм. Его сделал я и никто другой»
<br>Поворотным фильмом в карьере Куросавы считается «Пьяный ангел» (на фото кадр со съемок), снятый в 1948 году. История молодого врача была отмечена тремя японскими премиями «Майнити» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая операторская работа» и «Лучшая музыка», а также премией журнала Kinema Junpo. Со съемок «Ангела» началось многолетнее сотрудничество Куросавы и молодого актера Тосиро Мифунэ, которое принесло впоследствии мировую славу обоим

«В этом фильме я, наконец, стал самим собой. Это был мой фильм. Его сделал я и никто другой»
Поворотным фильмом в карьере Куросавы считается «Пьяный ангел» (на фото кадр со съемок), снятый в 1948 году. История молодого врача была отмечена тремя японскими премиями «Майнити» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая операторская работа» и «Лучшая музыка», а также премией журнала Kinema Junpo. Со съемок «Ангела» началось многолетнее сотрудничество Куросавы и молодого актера Тосиро Мифунэ, которое принесло впоследствии мировую славу обоим

Фото: Toho Studios

В 1950 году на кинофестивале в Венеции был показан фильм Куросавы «Расёмон» (кадр на фото) — история о поиске истины, поставленная по произведениям Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». Тосиро Мифунэ сыграл в картине главную роль самурая. Фильм получил гран-при кинофестиваля «Золотой Лев» и выиграл «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»

В 1950 году на кинофестивале в Венеции был показан фильм Куросавы «Расёмон» (кадр на фото) — история о поиске истины, поставленная по произведениям Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». Тосиро Мифунэ сыграл в картине главную роль самурая. Фильм получил гран-при кинофестиваля «Золотой Лев» и выиграл «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»

Фото: Daiei Motion Picture Co. Ltd.

«Я хотел сделать "Идиота" задолго до "Расёмона". С раннего возраста я полюбил русскую литературу и понял, что Достоевский лучший»
<br>После триумфа «Расёмона» в Европе и Америке Куросава обратился к русской классике, сняв фильм «Идиот» (1951), а затем драму «Жить» (1952) по мотивам повести Льва Толстова «Смерть Ивана Ильича». Спустя два года на экраны вышла картина «Семь самураев» (кадр на фото). В 1954 году режиссер получил за нее «Золотого Льва» в Венеции, а также японскую премию «Юсси». Картина переснималась в США («Великолепная семерка») и в СССР («Шестой»). В 2010 году лента заняла первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа»

«Я хотел сделать "Идиота" задолго до "Расёмона". С раннего возраста я полюбил русскую литературу и понял, что Достоевский лучший»
После триумфа «Расёмона» в Европе и Америке Куросава обратился к русской классике, сняв фильм «Идиот» (1951), а затем драму «Жить» (1952) по мотивам повести Льва Толстова «Смерть Ивана Ильича». Спустя два года на экраны вышла картина «Семь самураев» (кадр на фото). В 1954 году режиссер получил за нее «Золотого Льва» в Венеции, а также японскую премию «Юсси». Картина переснималась в США («Великолепная семерка») и в СССР («Шестой»). В 2010 году лента заняла первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа»

Фото: Toho Studios

В 1955 году на экраны вышла антивоенная драма Акиры Куросавы «Я живу в страхе» (кадр на фото), после нее режиссер осуществил давно задуманную постановку по мотивам шекспировского «Макбета» «Трон в крови» (1957). В том же году Куросава вновь обратился к русской классике, создав адаптацию пьесы Максима Горького «На дне». Место действия режиссер заменил на феодальную Японию и придал картине не драматический, а, скорее, сатирический оттенок

В 1955 году на экраны вышла антивоенная драма Акиры Куросавы «Я живу в страхе» (кадр на фото), после нее режиссер осуществил давно задуманную постановку по мотивам шекспировского «Макбета» «Трон в крови» (1957). В том же году Куросава вновь обратился к русской классике, создав адаптацию пьесы Максима Горького «На дне». Место действия режиссер заменил на феодальную Японию и придал картине не драматический, а, скорее, сатирический оттенок

Фото: Toho Studios

Следующая картина Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости» (1958), хоть и не собрала престижные награды, но впоследствии оказала большое влияние на «Звездные войны» Джорджа Лукаса, о чем говорил сам автор фантастической франшизы. Несмотря на свою известность на Западе, Куросава был не так успешен в родной Японии. В начале 1970-х у него обострились проблемы с финансированием картин, что привело режиссера к попытке покончить с собой. В 1970 году он выпустил свой первый цветной фильм «Под стук трамвайных колес»
<br>На фото слева направо: Акира Куросава, Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас

Следующая картина Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости» (1958), хоть и не собрала престижные награды, но впоследствии оказала большое влияние на «Звездные войны» Джорджа Лукаса, о чем говорил сам автор фантастической франшизы. Несмотря на свою известность на Западе, Куросава был не так успешен в родной Японии. В начале 1970-х у него обострились проблемы с финансированием картин, что привело режиссера к попытке покончить с собой. В 1970 году он выпустил свой первый цветной фильм «Под стук трамвайных колес»
На фото слева направо: Акира Куросава, Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас

Фото: Toho / Kurosawa / Kobal / REX / Shutterstock / Fotodom

В 1975 году Акира Куросава снял картину «Дерсу Узала» (кадр на фото) на киностудии «Мосфильм». Фильм по мотивам произведений Владимира Арсеньева стал первым не японоязычным для режиссера, а также единственным в его творчестве, снятым на широкоформатной пленке 70 мм. Картина получила премию «Оскар», а также главный приз ММКФ

В 1975 году Акира Куросава снял картину «Дерсу Узала» (кадр на фото) на киностудии «Мосфильм». Фильм по мотивам произведений Владимира Арсеньева стал первым не японоязычным для режиссера, а также единственным в его творчестве, снятым на широкоформатной пленке 70 мм. Картина получила премию «Оскар», а также главный приз ММКФ

Фото: РИА Новости

После успеха «Дерсу Узала» Куросава сделал перерыв в работе. Его самурайские эпопеи «Тень воина» и «Ран» вышли в 1980 и 1985 году соответственно. Затем Куросава начал работать в жанре новелл, сняв фильм «Сны» (1990) и «Августовскую рапсодию» (1991), рассказывающую об атомной бомбардировке Нагасаки через воспоминания разных поколений японцев

После успеха «Дерсу Узала» Куросава сделал перерыв в работе. Его самурайские эпопеи «Тень воина» и «Ран» вышли в 1980 и 1985 году соответственно. Затем Куросава начал работать в жанре новелл, сняв фильм «Сны» (1990) и «Августовскую рапсодию» (1991), рассказывающую об атомной бомбардировке Нагасаки через воспоминания разных поколений японцев

Фото: AP / Katsumi Kasahara

«Кино является действительно ценным средством связи между людьми»
<br>В 1990 году Акира Куросава получил почетный «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе
<br>На фото: с Джорджем Лукасом (слева) и Стивеном Спилбергом (справа)

«Кино является действительно ценным средством связи между людьми»
В 1990 году Акира Куросава получил почетный «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе
На фото: с Джорджем Лукасом (слева) и Стивеном Спилбергом (справа)

Фото: AP / Doug Pizac

«Выбирая современный сюжет, я наталкиваюсь на целый ряд табу и обязательств, поставленных продюсером и касающихся вопросов политики. Когда я хочу рассказать об определенной, волнующей сердце теме, меня принуждают искажать ее. Цензура менее строга, если речь идет об историческом сюжете. Здесь она ровно ничего не понимает, и я пользуюсь относительной свободой»

«Выбирая современный сюжет, я наталкиваюсь на целый ряд табу и обязательств, поставленных продюсером и касающихся вопросов политики. Когда я хочу рассказать об определенной, волнующей сердце теме, меня принуждают искажать ее. Цензура менее строга, если речь идет об историческом сюжете. Здесь она ровно ничего не понимает, и я пользуюсь относительной свободой»

Фото: AP

Последним фильмом Куросавы стала картина «Еще нет» (1993) о Второй мировой войне. В основу ее сюжета легла биография японского академика и писателя Хяккэна Утиды. Фильм получил четыре премии Японской киноакадемии и две премии «Голубая лента». Незадолго до смерти Куросава начала писать сценарий к фильму «После дождя» Такаси Коидзуми

Последним фильмом Куросавы стала картина «Еще нет» (1993) о Второй мировой войне. В основу ее сюжета легла биография японского академика и писателя Хяккэна Утиды. Фильм получил четыре премии Японской киноакадемии и две премии «Голубая лента». Незадолго до смерти Куросава начала писать сценарий к фильму «После дождя» Такаси Коидзуми

Фото: AP / Koji Sasahara

Акира Куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта. С 2004 года на Токийском международном кинофестивале вручается премия его имени за создание картин, «наполненных гуманизмом»

Акира Куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта. С 2004 года на Токийском международном кинофестивале вручается премия его имени за создание картин, «наполненных гуманизмом»

Фото: AP / 2000 Dora-Heita Projects

Следующая фотография
1 / 14

Акира Куросава родился 23 марта 1910 года в Японии в многодетной семье. С детства он увлекался живописью, одна из картин будущего режиссера даже попала на престижную выставку «Ника-тэн». Впрочем, выпускник Академии изящных искусств так и не осуществил свою мечту стать художником: в 1936 году он начал работать в кино в качестве ассистента режиссера Кадзиро Ямамото

Фото: Toho / Kobal / REX / Shutterstock / Fotodom

Режиссерский дебют Куросавы состоялся в 1943 году. Фильм «Гений дзюдо» (кадр на фото) рассказывал о развитии единоборства в Японии. Картина имела огромный успех и впоследствии была переснята пять раз

Фото: Toho Studios

За «Гением дзюдо» последовала драма «Самые красивые» (1944). Действие фильма развивается на оптической фабрике во время Второй мировой войны. Критики называли картину патриотической: по сюжету ее героини борются за повышение производительности труда, несмотря на тяготы войны

Фото: Kobal / REX / Shutterstock / Fotodom

«В этом фильме я, наконец, стал самим собой. Это был мой фильм. Его сделал я и никто другой»
Поворотным фильмом в карьере Куросавы считается «Пьяный ангел» (на фото кадр со съемок), снятый в 1948 году. История молодого врача была отмечена тремя японскими премиями «Майнити» в категориях «Лучший фильм», «Лучшая операторская работа» и «Лучшая музыка», а также премией журнала Kinema Junpo. Со съемок «Ангела» началось многолетнее сотрудничество Куросавы и молодого актера Тосиро Мифунэ, которое принесло впоследствии мировую славу обоим

Фото: Toho Studios

В 1950 году на кинофестивале в Венеции был показан фильм Куросавы «Расёмон» (кадр на фото) — история о поиске истины, поставленная по произведениям Рюноскэ Акутагавы «Ворота Расёмон» и «В чаще». Тосиро Мифунэ сыграл в картине главную роль самурая. Фильм получил гран-при кинофестиваля «Золотой Лев» и выиграл «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке»

Фото: Daiei Motion Picture Co. Ltd.

«Я хотел сделать "Идиота" задолго до "Расёмона". С раннего возраста я полюбил русскую литературу и понял, что Достоевский лучший»
После триумфа «Расёмона» в Европе и Америке Куросава обратился к русской классике, сняв фильм «Идиот» (1951), а затем драму «Жить» (1952) по мотивам повести Льва Толстова «Смерть Ивана Ильича». Спустя два года на экраны вышла картина «Семь самураев» (кадр на фото). В 1954 году режиссер получил за нее «Золотого Льва» в Венеции, а также японскую премию «Юсси». Картина переснималась в США («Великолепная семерка») и в СССР («Шестой»). В 2010 году лента заняла первое место в списке журнала Empire «100 лучших фильмов мирового кинематографа»

Фото: Toho Studios

В 1955 году на экраны вышла антивоенная драма Акиры Куросавы «Я живу в страхе» (кадр на фото), после нее режиссер осуществил давно задуманную постановку по мотивам шекспировского «Макбета» «Трон в крови» (1957). В том же году Куросава вновь обратился к русской классике, создав адаптацию пьесы Максима Горького «На дне». Место действия режиссер заменил на феодальную Японию и придал картине не драматический, а, скорее, сатирический оттенок

Фото: Toho Studios

Следующая картина Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости» (1958), хоть и не собрала престижные награды, но впоследствии оказала большое влияние на «Звездные войны» Джорджа Лукаса, о чем говорил сам автор фантастической франшизы. Несмотря на свою известность на Западе, Куросава был не так успешен в родной Японии. В начале 1970-х у него обострились проблемы с финансированием картин, что привело режиссера к попытке покончить с собой. В 1970 году он выпустил свой первый цветной фильм «Под стук трамвайных колес»
На фото слева направо: Акира Куросава, Френсис Форд Коппола и Джордж Лукас

Фото: Toho / Kurosawa / Kobal / REX / Shutterstock / Fotodom

В 1975 году Акира Куросава снял картину «Дерсу Узала» (кадр на фото) на киностудии «Мосфильм». Фильм по мотивам произведений Владимира Арсеньева стал первым не японоязычным для режиссера, а также единственным в его творчестве, снятым на широкоформатной пленке 70 мм. Картина получила премию «Оскар», а также главный приз ММКФ

Фото: РИА Новости

После успеха «Дерсу Узала» Куросава сделал перерыв в работе. Его самурайские эпопеи «Тень воина» и «Ран» вышли в 1980 и 1985 году соответственно. Затем Куросава начал работать в жанре новелл, сняв фильм «Сны» (1990) и «Августовскую рапсодию» (1991), рассказывающую об атомной бомбардировке Нагасаки через воспоминания разных поколений японцев

Фото: AP / Katsumi Kasahara

«Кино является действительно ценным средством связи между людьми»
В 1990 году Акира Куросава получил почетный «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе
На фото: с Джорджем Лукасом (слева) и Стивеном Спилбергом (справа)

Фото: AP / Doug Pizac

«Выбирая современный сюжет, я наталкиваюсь на целый ряд табу и обязательств, поставленных продюсером и касающихся вопросов политики. Когда я хочу рассказать об определенной, волнующей сердце теме, меня принуждают искажать ее. Цензура менее строга, если речь идет об историческом сюжете. Здесь она ровно ничего не понимает, и я пользуюсь относительной свободой»

Фото: AP

Последним фильмом Куросавы стала картина «Еще нет» (1993) о Второй мировой войне. В основу ее сюжета легла биография японского академика и писателя Хяккэна Утиды. Фильм получил четыре премии Японской киноакадемии и две премии «Голубая лента». Незадолго до смерти Куросава начала писать сценарий к фильму «После дождя» Такаси Коидзуми

Фото: AP / Koji Sasahara

Акира Куросава умер 6 сентября 1998 года от инсульта. С 2004 года на Токийском международном кинофестивале вручается премия его имени за создание картин, «наполненных гуманизмом»

Фото: AP / 2000 Dora-Heita Projects

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Наглядно

Прокатная десятка

Что посмотреть в кино на выходных 24–25 мая

Фотогалерея

Лучшие фото недели

Запоминающиеся кадры 19–23 мая

Фотогалерея

Прощание с Юрием Григоровичем

Кадры из Большого театра

Фотогалерея

Нет больше ЗИЛ

Какие заводские постройки стояли на месте элитного квартала

Фотогалерея

78-й Каннский кинофестиваль

Кто посетил торжественное мероприятие

Фотогалерея

Финал Континентальной хоккейной лиги

Фоторепортаж

Фотогалерея

«Я хотела стать врачом, но стала Черной пантерой»

Жизнь и карьера Наоми Кэмпбелл

Фотогалерея

«Не нужно путать мировой порядок с американским»

Сергею Шойгу — 70 лет

Наглядно

Пакет с пакетами

Хроника и суть всех европейских санкций против России

Фотогалерея

Большой балетмейстер

Жизнь и творчество Юрия Григоровича

Фотогалерея

Светская хроника

12–18 мая

Фотогалерея

10 лет с захвата Пальмиры

Каким был и каким стал древний город

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 23.05.2025

    ООО «Серконс»

    Промышленный риск из ничего: как взрывается обычная мука

  • 23.05.2025

    АО «Российский аукционный дом»

    Территория в Тольятти с концепцией загородного комплекса будет продана с аукциона

  • 23.05.2025

    АО «Газпромбанк»

    На Российско-китайском форуме Газпромбанк провел сессию о драйверах развития ДФО

  • 23.05.2025

    SHIFT

    Фотозона из зеркальных стел украсит бизнес-парк OSTANKINO

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 123112, Москва, Пресненская наб. д. 10, этаж 35, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее