Впервые в России на выставке знаменитое "Портфолио" Дианы Арбус — десять фотографий, отобранных ею самою за год до смерти. По-видимому, Арбус предчувствовала скорую смерть — от болезни или, как и вышло, от собственной руки. Перебрала тысячи негативов, сделанные за десять лет, с 1960-го до 1970-й,— предыдущие годы, когда вместе с мужем Диана работала фотографом моды, можно отбросить. Она нашла свой способ снимать — или, вернее, способ видеть,— поэтому "Портфолио" неизбежно воспринимается квинтэссенцией ее наследия. Квадратные фото фокусируют внимание зрителя на персонажах — иногда фриках или трансвеститах, людях, оказавшихся в каком-то отношении вне рамок "нормы". Но самого поразительного эффекта Диана Арбус достигала, когда в объективе оказывался не юноша в бигуди или "великан со своими родителями дома в Бронксе", а обычные люди, неуловимые странности которых камера фотографа увеличивала как лупа. "Девочки-близнецы" с чуть разным выражением лиц. Или "Молодая бруклинская семья на воскресной прогулке", где женщина одета и накрашена как на вечеринке, а парень в рабочей куртке. Или рождественская елка, вся в мишуре, в полупустой унылой комнате. Сюрреалистические, неправильные, "ненормальные". Отмену границ между нормой и патологией, отмену категорий исключительности и обычности Диана Арбус и считала самым главным — чтобы убедится в этом, достаточно взглянуть на десять работ из "Портфолио".