Иногда бывает полезно потратить время на внимательное чтение новых редакций довольно нудных длинных госпрограмм. Вот, например, недавняя очередная версия госпрограммы по развитию авиапрома до 2025 года. Принципиально документ не изменился, но я вновь обратил внимание на тенденцию, во многом общую для всего российского машиностроения: доля, которую должна занять российская военная продукция на мировом рынке после реализации программы, растет и значительно превышает объемы, запланированные в гражданском сегменте. Через 11 лет доля России в военном самолетостроении должна быть на уровне 11%, а в гражданском — в лучшем случае 3,5%. В авиационном двигателестроении ситуация еще нагляднее: мы можем занять лишь 1,5% рынка гражданской продукции и около 13% — военной. И все это несмотря на миллиарды госинвестиций в новые гражданские самолеты Sukhoi Superjet и МС-21. Многие участники рынка не раз признавались, что в реальный успех российского гражданского авиапрома давно никто не верит, все трезво оценивают свои силы…