Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Реклама в «Ъ» www.kommersant.ru/ad
Коммерсантъ
Вход Коммерсантъ FM

Меню сайта

  • Газета
  • Weekend
  • Автопилот
  • Радио
  • Подписка
  • Регионы
  • Экономика
  • Политика
  • Мир
  • Бизнес
  • Финансы
  • Потребительский рынок
  • Телекоммуникации
  • Общество
  • Происшествия
  • Культура
  • Спорт
  • HyperТекст
  • Партнерские проекты
  • Review
  • Недвижимость
  • Инвестиции
  • Карьера
  • Технологии
  • Здоровье +
  • Сомелье
  • Деньги
  • Наука
  • Стиль
  • Приложения
  • Конференции
  • Клуб
  • Регата
  • Банкротства
  • Картотека
  • Фотоагентство
  • Редакция
  • Реклама
  • Темы
  • Тенденции
  • Мультимедиа
  • Интервью
  • Справочники
  • Самое читаемое
  • Спецпроекты
  • E-mail рассылки
  • «Коммерсантъ» для Android

    Скачать приложение RuStore AppGallery
  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Воронеж
  • Екатеринбург
  • Ижевск
  • Казань
  • Краснодар
  • Красноярск
  • Нижний Новгород
  • Новороссийск
  • Новосибирск
  • Пермь
  • Ростов-на-Дону
  • Самара
  • Саратов
  • Сочи
  • Ставрополь
  • Уфа
  • Челябинск
  • Ярославль
Предыдущая страница
    • $ 78,50
    • € 90,13
    • ¥ 10,89
    • IMOEX 2751,04
    Weekend №18–2025 ПМЭФ-2025 Что посмотреть на выходных Свежие «Деньги» Конфликт Израиля и Ирана Валютный прогноз СВО Отношения РФ и США Отношения России и Китая Книга об истории «Ъ» Колесников о Путине Конфликт Трампа и Маска Команда Трампа Санкции против России Ситуация в Сирии США и Украина Эксклюзивы «Ъ» Экономика РФ Тенденции Авто Стиль Наука
Следующая страница
  • Фото
06.05.2023, 00:00

«Золотой век» дирижаблей

Как начиналась и чем закончилась эпоха аэростатов

6 мая 1937 года на авиабазе США под Нью-Йорком при посадке загорелся немецкий цеппелин «Гинденбург». 35 из 97 находившихся на его борту человек погибли. Крушение самого большого воздушного судна в мире фактически стало концом коммерческого использования аэростатов в транспортных целях. Основные вехи истории дирижаблестроения — в фотогалерее «Ъ».
Предыдущая фотография
Родиной дирижабля считается Франция, а отцом — математик и военный Жан-Батист Менье (1754-1793), предложивший проект аэростата, который поднимался бы в воздух на два-три километра при помощи трех воздушных винтов. Использовать его ученый предлагал для военных целей — в первую очередь, для разведки
<br>На фото: жители французского Люневиля наблюдают за аварийной посадкой военного дирижабля

Родиной дирижабля считается Франция, а отцом — математик и военный Жан-Батист Менье (1754-1793), предложивший проект аэростата, который поднимался бы в воздух на два-три километра при помощи трех воздушных винтов. Использовать его ученый предлагал для военных целей — в первую очередь, для разведки
На фото: жители французского Люневиля наблюдают за аварийной посадкой военного дирижабля

Фото: Getty Images

В 1793 году Жан-Батист Менье погиб, так и не реализовав проект. Прорыв произошел в 1852 году, когда француз Анри Жиффар совершил первый в истории полет на дирижабле. Аппарат работал на паровом двигателе, но впоследствии они не прижились. «Золотой век» дирижаблей начался позже, когда в воздухоплавание стали внедрять двигатели внутреннего сгорания

В 1793 году Жан-Батист Менье погиб, так и не реализовав проект. Прорыв произошел в 1852 году, когда француз Анри Жиффар совершил первый в истории полет на дирижабле. Аппарат работал на паровом двигателе, но впоследствии они не прижились. «Золотой век» дирижаблей начался позже, когда в воздухоплавание стали внедрять двигатели внутреннего сгорания

Фото: Getty Images

Имя немецкого изобретателя Фердинанда фон Цеппелина носят самые известные дирижабли первой половины ХХ века
<br>На фото: цеппелин над Летним садом в Санкт-Петербурге

Имя немецкого изобретателя Фердинанда фон Цеппелина носят самые известные дирижабли первой половины ХХ века
На фото: цеппелин над Летним садом в Санкт-Петербурге

Фото: Семейный архив Муратовых-Тихомировых

Сконструированный Цеппелином аппарат LZ 3, совершивший первый полет в 1906 году, закупался немецкой армией. Так, спустя более века, осуществилась идея Менье, который хотел использовать дирижабли для военных нужд
<br>На фото: цеппелин LZ 129 «Гинденбург» в небе над Нью-Йорком

Сконструированный Цеппелином аппарат LZ 3, совершивший первый полет в 1906 году, закупался немецкой армией. Так, спустя более века, осуществилась идея Менье, который хотел использовать дирижабли для военных нужд
На фото: цеппелин LZ 129 «Гинденбург» в небе над Нью-Йорком

Фото: AP

Во время Первой мировой войны аэростаты стояли на вооружении практически всех стран-участниц конфликта. К началу войны Российская империя имела около 20 боевых дирижаблей, но наибольших успехов в этом направлении достигла Германия

Во время Первой мировой войны аэростаты стояли на вооружении практически всех стран-участниц конфликта. К началу войны Российская империя имела около 20 боевых дирижаблей, но наибольших успехов в этом направлении достигла Германия

Фото: AP

Немецкие дирижабли развивали скорость до 90 км/ч, легко преодолевали 4,5 тыс. км и могли обрушить на противника несколько тонн бомб. Это выгодно отличало их от легких самолетов, которые редко несли больше пяти бомб. Известно, что 14 августа 1914 года один немецкий дирижабль разрушил более тысячи зданий в бельгийском Антверпене

Немецкие дирижабли развивали скорость до 90 км/ч, легко преодолевали 4,5 тыс. км и могли обрушить на противника несколько тонн бомб. Это выгодно отличало их от легких самолетов, которые редко несли больше пяти бомб. Известно, что 14 августа 1914 года один немецкий дирижабль разрушил более тысячи зданий в бельгийском Антверпене

Фото: U.S. Naval Historical Center

Американские дирижабли во время учений у побережья Атлантик-Сити в 1930 году

Американские дирижабли во время учений у побережья Атлантик-Сити в 1930 году

Фото: U.S. Naval Historical Center

Дирижабли применялись и для грузоперевозок. Такой аппарат мог доставить по воздуху 8-12 тонн. В 1910 году первая пассажирская линия заработала по маршруту Фридрихсхафен—Дюссельдорф

Дирижабли применялись и для грузоперевозок. Такой аппарат мог доставить по воздуху 8-12 тонн. В 1910 году первая пассажирская линия заработала по маршруту Фридрихсхафен—Дюссельдорф

Фото: U.S. Naval Historical Center

Топливные резервуары американского дирижабля USS Shenandoah (ZR-1), построенного в 1923 году

Топливные резервуары американского дирижабля USS Shenandoah (ZR-1), построенного в 1923 году

Фото: U.S. Naval Historical Center

Вслед за Германией пассажирские перевозки заработали во Франции и Великобритании. В конце 1920-х годов дирижабли начали выполнять трансатлантические пассажирские перелеты

Вслед за Германией пассажирские перевозки заработали во Франции и Великобритании. В конце 1920-х годов дирижабли начали выполнять трансатлантические пассажирские перелеты

Фото: U.S. Naval Historical Center

Рулевая рубка американского дирижабля USS Macon (ZRS-5), построенного в 1933 году

Рулевая рубка американского дирижабля USS Macon (ZRS-5), построенного в 1933 году

Фото: USS Macon (ZRS-5)

В 1926 году совместная норвежско-итало-американская экспедиция под руководством путешественника Руаля Амундсена на дирижабле «Норвегия» осуществила первый трансарктический перелет

В 1926 году совместная норвежско-итало-американская экспедиция под руководством путешественника Руаля Амундсена на дирижабле «Норвегия» осуществила первый трансарктический перелет

Фото: AP

В 1928 году состоялась еще одна арктическая экспедиция. Дирижабль «Италия» под руководством исследователя Умберто Нобиле с экипажем из 16 человек пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел крушение. Часть членов экипажа погибла, оставшиеся около месяца жили в разбитом на льду лагере. В спасении итальянских путешественников принимал участие СССР

В 1928 году состоялась еще одна арктическая экспедиция. Дирижабль «Италия» под руководством исследователя Умберто Нобиле с экипажем из 16 человек пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел крушение. Часть членов экипажа погибла, оставшиеся около месяца жили в разбитом на льду лагере. В спасении итальянских путешественников принимал участие СССР

Фото: AP

В 1928 году произошло первое в истории кругосветное путешествие на дирижабле. Немецкий «Граф Цепеллин» на тот момент являлся крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире
<br>На фото: «Граф Цеппелин» в небе над Лондоном

В 1928 году произошло первое в истории кругосветное путешествие на дирижабле. Немецкий «Граф Цепеллин» на тот момент являлся крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире
На фото: «Граф Цеппелин» в небе над Лондоном

Фото: AP

В 1931 году в СССР при Главном управлении Главвоздухфлота была создана организация «Дирижаблестрой». Работы по производству дирижаблей на подмосковном предприятии велись до начала 1940-х годов<br>
На фото: советский дирижабль «СССР-B6»

В 1931 году в СССР при Главном управлении Главвоздухфлота была создана организация «Дирижаблестрой». Работы по производству дирижаблей на подмосковном предприятии велись до начала 1940-х годов
На фото: советский дирижабль «СССР-B6»

Фото: Автор неизвестен

Конец «золотого века» дирижаблестроения наступил в 1937 году после катастрофы цеппелина «Гинденбург», выполнявшего рейс из Германии в США. Дирижабль, выпущенный годом ранее, на момент постройки был самым большим воздушным судном в мире, его скорость достигала 135 км/ч
<br>На фото: крушение «Гинденбурга»

Конец «золотого века» дирижаблестроения наступил в 1937 году после катастрофы цеппелина «Гинденбург», выполнявшего рейс из Германии в США. Дирижабль, выпущенный годом ранее, на момент постройки был самым большим воздушным судном в мире, его скорость достигала 135 км/ч
На фото: крушение «Гинденбурга»

Фото: AP

При посадке аппарата произошло возгорание. Дирижабль рухнул на землю в окрестностях Нью-Йорка, сгорев дотла менее чем за минуту. Погибли 35 из 97 человек на борту (13 пассажиров и 22 члена экипажа) и еще один рабочий на земле. Крушение «Гинденбурга» фактически стало концом коммерческого использования дирижаблей в транспортных целях

При посадке аппарата произошло возгорание. Дирижабль рухнул на землю в окрестностях Нью-Йорка, сгорев дотла менее чем за минуту. Погибли 35 из 97 человек на борту (13 пассажиров и 22 члена экипажа) и еще один рабочий на земле. Крушение «Гинденбурга» фактически стало концом коммерческого использования дирижаблей в транспортных целях

Фото: AP

Следующая фотография
1 / 17

Родиной дирижабля считается Франция, а отцом — математик и военный Жан-Батист Менье (1754-1793), предложивший проект аэростата, который поднимался бы в воздух на два-три километра при помощи трех воздушных винтов. Использовать его ученый предлагал для военных целей — в первую очередь, для разведки
На фото: жители французского Люневиля наблюдают за аварийной посадкой военного дирижабля

Фото: Getty Images

В 1793 году Жан-Батист Менье погиб, так и не реализовав проект. Прорыв произошел в 1852 году, когда француз Анри Жиффар совершил первый в истории полет на дирижабле. Аппарат работал на паровом двигателе, но впоследствии они не прижились. «Золотой век» дирижаблей начался позже, когда в воздухоплавание стали внедрять двигатели внутреннего сгорания

Фото: Getty Images

Имя немецкого изобретателя Фердинанда фон Цеппелина носят самые известные дирижабли первой половины ХХ века
На фото: цеппелин над Летним садом в Санкт-Петербурге

Фото: Семейный архив Муратовых-Тихомировых

Сконструированный Цеппелином аппарат LZ 3, совершивший первый полет в 1906 году, закупался немецкой армией. Так, спустя более века, осуществилась идея Менье, который хотел использовать дирижабли для военных нужд
На фото: цеппелин LZ 129 «Гинденбург» в небе над Нью-Йорком

Фото: AP

Во время Первой мировой войны аэростаты стояли на вооружении практически всех стран-участниц конфликта. К началу войны Российская империя имела около 20 боевых дирижаблей, но наибольших успехов в этом направлении достигла Германия

Фото: AP

Немецкие дирижабли развивали скорость до 90 км/ч, легко преодолевали 4,5 тыс. км и могли обрушить на противника несколько тонн бомб. Это выгодно отличало их от легких самолетов, которые редко несли больше пяти бомб. Известно, что 14 августа 1914 года один немецкий дирижабль разрушил более тысячи зданий в бельгийском Антверпене

Фото: U.S. Naval Historical Center

Американские дирижабли во время учений у побережья Атлантик-Сити в 1930 году

Фото: U.S. Naval Historical Center

Дирижабли применялись и для грузоперевозок. Такой аппарат мог доставить по воздуху 8-12 тонн. В 1910 году первая пассажирская линия заработала по маршруту Фридрихсхафен—Дюссельдорф

Фото: U.S. Naval Historical Center

Топливные резервуары американского дирижабля USS Shenandoah (ZR-1), построенного в 1923 году

Фото: U.S. Naval Historical Center

Вслед за Германией пассажирские перевозки заработали во Франции и Великобритании. В конце 1920-х годов дирижабли начали выполнять трансатлантические пассажирские перелеты

Фото: U.S. Naval Historical Center

Рулевая рубка американского дирижабля USS Macon (ZRS-5), построенного в 1933 году

Фото: USS Macon (ZRS-5)

В 1926 году совместная норвежско-итало-американская экспедиция под руководством путешественника Руаля Амундсена на дирижабле «Норвегия» осуществила первый трансарктический перелет

Фото: AP

В 1928 году состоялась еще одна арктическая экспедиция. Дирижабль «Италия» под руководством исследователя Умберто Нобиле с экипажем из 16 человек пролетел над Северным полюсом, но на обратном пути потерпел крушение. Часть членов экипажа погибла, оставшиеся около месяца жили в разбитом на льду лагере. В спасении итальянских путешественников принимал участие СССР

Фото: AP

В 1928 году произошло первое в истории кругосветное путешествие на дирижабле. Немецкий «Граф Цепеллин» на тот момент являлся крупнейшим и наиболее передовым дирижаблем в мире
На фото: «Граф Цеппелин» в небе над Лондоном

Фото: AP

В 1931 году в СССР при Главном управлении Главвоздухфлота была создана организация «Дирижаблестрой». Работы по производству дирижаблей на подмосковном предприятии велись до начала 1940-х годов
На фото: советский дирижабль «СССР-B6»

Фото: Автор неизвестен

Конец «золотого века» дирижаблестроения наступил в 1937 году после катастрофы цеппелина «Гинденбург», выполнявшего рейс из Германии в США. Дирижабль, выпущенный годом ранее, на момент постройки был самым большим воздушным судном в мире, его скорость достигала 135 км/ч
На фото: крушение «Гинденбурга»

Фото: AP

При посадке аппарата произошло возгорание. Дирижабль рухнул на землю в окрестностях Нью-Йорка, сгорев дотла менее чем за минуту. Погибли 35 из 97 человек на борту (13 пассажиров и 22 члена экипажа) и еще один рабочий на земле. Крушение «Гинденбурга» фактически стало концом коммерческого использования дирижаблей в транспортных целях

Фото: AP

Мультимедиа

Предыдущий слайд

Фотогалерея

ПМЭФ–2025

Презентации крупных компаний и регионов

Фотогалерея

«Я не дьявол, хотя ношу туфли Prada»

Мерил Стрип и ее роли

Фотогалерея

Светская хроника

16–22 июня

Наглядно

«Если у нас пойдет дождь, у вас будет потоп»

25 лет угроз Ирану — в материалах “Ъ”

Фотогалерея

«Пока я смогу, я буду приобщать людей к искусству»

Какой была Валентина Талызина

Наглядно

Гастросворд

Кто, что, где и как ест

Фотогалерея

Обратная сторона Ланы Дель Рей

Лане Дель Рэй — 40

Фотогалерея

Лучшие фото недели

Запоминающиеся кадры 16–20 июня

Наглядно

Прокатная десятка

Что посмотреть в кино на выходных 21–22 июня

Фотогалерея

Церемония прощания с Натальей Теняковой

Фоторепортаж

Фотогалерея

Последствия ударов Ирана по Израилю

Фоторепортаж

Фотогалерея

Жизнь в убежище

Как жители Израиля спасаются от ракетных атак

Следующий слайд

Новости компаний Все

  • 20.06.2025

    ООО «Серконс»

    Инспекция третьей стороны 3.0: новая версия контроля качества

  • 20.06.2025

    АО «Газпромбанк»

    На ПМЭФ Минобрнауки, Газпромбанк и ЦТЛ подписали соглашение о сотрудничестве

  • 20.06.2025

    АО «Газпромбанк»

    Газпромбанк и общество «Знание» подписали соглашение о сотрудничестве

  • 20.06.2025

    АО «Фармасинтез»

    Викрам Пуния рассказал о запуске сразу четырех инновационных лекарств

Благотворительный фонд

Русфонд
kartoteka.ru

18+ реклама

  • О «Коммерсанте»
  • Архив
  • Контакты
  • Реклама
  • Вакансии
  • Android
  • Обратная связь
  • Правовая информация
  • E-mail рассылки
18+
Рейтинг@Mail.ru

© АО «Коммерсантъ». 123112, Москва, Пресненская наб. д. 10, этаж 35, тел. +7 (495) 797-69-70.

Сетевое издание «Коммерсантъ» (доменное имя сайта: kommersant.ru) зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-76922 от 11 октября 2019 г.

Партнерские проекты/материалы, новости компаний, материалы с пометкой «Промо» и «Официальное сообщение» опубликованы на коммерческой основе.

На kommersant.ru применяются рекомендательные технологии. Подробнее