Программа короткометражных фильмов, демонстрирующаяся на "Кинотавре" в рамках года Голландии в России, отобрана из антологии фильмов-лауреатов за первую четверть века существования Нидерландского кинофестиваля (1981-2004). Национальный киносмотр в Утрехте был создан по инициативе режиссера Йоса Стеллинга и был поначалу задуман как небольшой форум для кинематографистов, но быстро превратился в событие общенационального и даже мирового масштаба. Гран-при фестиваля, "Золотой теленок", вручается не только полнометражным художественным, но также и документальным, телевизионным, короткометражным фильмам. В 1996 году лауреатом конкурса короткого метража стал сам основатель фестиваля. Можно лишь посочувствовать остальным участникам конкурса: мастерски сделанный и восхитительно смелый фильм Йоса Стеллинга "Зал ожидания" вряд ли оставил им хоть малейший шанс на победу. Но, впрочем, насколько можно судить по антологии, каждый год соревнование короткометражек выявляло достойного лидера. При всем разнообразии тем и жанров фильмы объединяет особая внутренняя свобода от догм, характерная для голландского менталитета. Интересная особенность: смешение жанров и стилей (кукольный театр и кино — "Метро", реж. Эрик Стейхстра), интерес к доку-драме, часто трактованной в сюрреалистическом ключе ("Воспоминания без битв и других смертей", реж. Натали Алонсо Касале), умение обернуть эсхатологию гротеском (анимационный фильм "Еще раз", реж. Ханс Нассенстайн) и при этом воскликнуть "Memento mori! " в рассказе о повседневности ("Последний день Альфреда Маассена", реж. Давид Ламмерс). Небольшая программа голландских коротких фильмов, получением которой мы обязаны любезности экс-программного директора Нидерландского кинофестиваля Хермана де Вита, лишь разжигает наш интерес к кинематографу этой страны.