В начале ноября танцевальная труппа воронежского Камерного театра отметила пятилетие. За это время из восьми хореографических постановок три были номинированы на премию «Золотая маска» хореографических постановок, две отмечены наградами, а еще две попали в список значимых театральных событий. Кроме того, премию получил перформанс Платоновского фестиваля «Новая земля» с участием танцоров. Специально к пятилетию Камерный театр подготовил праздничный вечер. Как он прошел, смотрите в фотогалерее «Ъ-Черноземье».
Танцевальная труппа в Камерном театре появилась в 2017 году. Формирование студии современной хореографии в театре считают важным событием не только для себя, но и для культурной среды Воронежа
Фото: Андрей Парфенов
По словам худрука Камерного театра Михаила Бычкова (справа), он был бы рад просто помогать, если бы кто-то занялся развитием современного танца в Воронеже: «Но в то время в тех обстоятельствах я понимал, что больше некому»
Фото: Андрей Парфенов
Первым спектаклем для труппы стала постановка Константина Матулевского и Софьи Гайдуковой «Apples&Pies. Ностальгия» по рассказу Ивана Бунина «Антоновские яблоки» и пародии на него Александра Куприна «Пироги с груздями». Премьера состоялась в марте 2018 года
Фото: Андрей Парфенов
Софья Гайдукова (на фото справа) вспомнила, что, когда пришла работать с труппой, среди ее участников были «только выпустившаяся артистка балета, народник на пенсии и стриптизер-самоучка». В итоге спектакль вошел в число самых заметных премьер театрального сезона
Фото: Андрей Парфенов
Уже вторая работа «Мы» по одноименной антиутопии Евгения Замятина, впервые показанная в апреле 2018 года, в постановке Ольги Васильевой получила две номинации на «Золотую маску» за лучший спектакль современного танца и работу балетмейстера
Фото: Андрей Парфенов
Еще одну антиутопию — «Обезьяна и сущность» Олдоса Хаксли — под названием «Безмолвная весна» совместно с международным фестивалем-школой современного искусства «Территория» поставил Константин Кейхель. Премьера состоялась в сентябре 2018 года
Фото: Андрей Парфенов
Три первых спектакля уже сняты с репертуара, но на юбилейном вечере танцоры показали отрывки из них
Фото: Андрей Парфенов
В 2019 году началось плодотворное сотрудничество с Павлом Глуховым. Он поставил «Зеркало» — впервые для труппы без литературной основы. Премьера была в октябре, спектакль получил три номинации за «Золотую маску», а художник по свету Татьяна Мишина стала лауреатом премии
Фото: Андрей Парфенов
В декабре театр представил «Танцуем Мандельштама». Семь хореографов поставили
номера на стихотворения поэта. Среди них были Константин Матулевский, Ольга
Васильева, Константин Кейхель и Павел Глухов. Также работы показали приезжий
Владимир Варнава, худрук воронежского театра оперы и балета Александр Литягин и
член труппы Никита Чумаков. Они пока больше ничего не ставили
Фото: Андрей Парфенов
В 2020 году Павел Глухов поставил «Плот Медузы», вдохновленный одноименной картиной Теодора Жерико о выживании людей на плоту после кораблекрушения. Спектакль был дважды номинирован на «Золотую маску», хореограф за эту работу получил награду как лучший балетмейстер
Фото: Андрей Парфенов
На праздничном вечере Павел Глухов (крайний справа) вызвал на сцену десяток зрителей-добровольцев и с ними поставил небольшой спектакль, немало развеселив публику и участников
Фото: Андрей Парфенов
Другой передышкой для танцоров стало поздравление драматической труппы. Актеры показали, как выглядели бы драматические спектакли на языке хореографии (на фото — «Игроки»)
Фото: Андрей Парфенов
Даже большую гамму чувств, чем в драматическом спектакле, показали в переиначенной сценке из «Дяди Вани»
Фото: Андрей Парфенов
Однако эти эпизоды были рассчитаны на постоянного зрителя Камерного театра — те, кто не смотрел спектакли, по большей части не понимал, над чем смеяться (на фото — «Бальзаминов)
Фото: Андрей Парфенов
В 2021 году руководителем труппы стала приглашенный балетмейстер и танцовщица Виктория Арчая. В апреле она представила спектакль «Сны Междуречья». Жюри «Золотой маски» включило его в список значимых театральных событий
Фото: Андрей Парфенов
В сентябре приглашенный хореограф Анна Щеклеина поставила «Ренессанс-2021». Этот одноактный спектакль является совместным проектом фестиваля Context. Diana Vishneva и Камерного театра и практически не показывался, так что для зрителей вечера это был едва ли не единственный шанс увидеть хотя бы отрывок
Фото: Андрей Парфенов
В 2022 году по завершении театрального сезона Виктория Арчая по семейным обстоятельствам ушла из театра. На праздничном вечере она станцевала напоследок
Фото: Андрей Парфенов
Часть перформанса Анны Щеклеиной «Новая земля», который был создан для Платоновского фестивали и участниками которого стали танцоры Камерного театра показали по видео — он прошел всего два раза на берегу водохранилища. Эта работа стала лучшим спектаклем в современном танце по версии «Золотой маски»
Фото: Андрей Парфенов
Совсем не показали собравшимся сентябрьскую премьеру — «Отель Paradise» в постановке Виктории Арчая
Фото: Андрей Парфенов
Проследить за прогрессом труппы с 2017 по 2022 год было сложно. Сценки из первых спектаклей для этого не годятся, тут помогли бы видеозаписи
Фото: Андрей Парфенов
Посвященный труппе вечер длился несколько часов, но в финале артисты выглядели больше довольными, чем усталыми. Чего нельзя сказать обо всех зрителях — для некоторых столько современной хореографии, при разных костюмах иногда весьма схожей, оказалось утомительным
Фото: Андрей Парфенов