28 июня 1946 года было запущено серийное производство ГАЗ-М20. «Победа» стала первым в СССР массовым легковым автомобилем и символом послевоенного возрождения страны. История одного из самых известных советских автомобилей — в фотогалерее «Ъ».
Конструктором автомобиля стал Андрей Липгарт, который за эту работу получил Сталинскую премию
Фото: Храмцов В. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Прототипом для конструкции кузова стал немецкий автомобиль Opel Kapitan 1938 года выпуска, от него «Победе» досталась также передняя подвеска
Фото: Храмцов В. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
У «Победы» был кузов фастбэк, то есть он имел покатую форму крыши, переходящую в крышку багажника
Фото: Иван Шагин / РИА НОВОСТИ
У большинства моделей был четырехцилиндровый мотор объемом 2,1 л мощностью 52 л.с. Это позволяло «Победе» развивать скорость в 50 км/ч за 12 секунд. Для органов госбезопасности делали специальные шестицилиндровые двигатели
На фото: конструктор Андрей Липгарт за рулем «Победы»
Фото: Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Первый опытный образец 1 июня 1944 года показали Иосифу Сталину, который одобрил производство
Фото: Новиков Андрей / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
По легенде, автомобиль хотели назвать «Родина». Однако Сталин в ответ на это спросил: «И почем мы будем Родину продавать?» Тогда название изменили на «Победу»
Фото: РИА Новости
Серийное производство ГАЗ-М20 «Победа» было запущено 28 июня 1946 года
Фото: Бальтерманц Дмитрий / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ
Первые модели с трудом преодолевали крутые подъемы дороги, плохо разгонялись, в салон попадала дождевая вода. Из-за высоко поднятого сиденья человек среднего роста не мог свободно сидеть на заднем диване. За два года было собрано только 1,7 тыс. штук
Фото: Майстерман Семен / ТАСС
С 1949 года с конвейера стали сходить «Победы» второй производственной серии, которые значительно превосходили по качеству первые модели
Фото: Владимир Саяпин / ТАСС
Появились ламповые указатели поворотов и стоп-сигналы. С 1949 года автомобили стали оснащать отопителем салона
На фото: президент России Дмитрий Медведев (2010 год)
Фото: Коммерсантъ / Александр Миридонов
Модель стоила 16 тыс. руб. Для сравнения «Москвич-401» стоил 9 тыс. руб.
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Коротаев
В 1955 году появилась обновленная модель ГАЗ-20В, в которой усовершенствовали ходовую часть, добавили решетку радиатора в стиле американских машин 1950-х годов и сделали более комфортный салон с радиоприемником
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
До 1951 года на базе «Победы» выпускались также кабриолеты из-за нехватки холоднокатаного стального листа
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
В 1958 году была выпущена последняя серийная «Победа». За 12 лет изготовили 235, 9 тыс. таких машин. Из них 14,2 тыс. кабриолетов, 37,5 тыс. специальной версии такси
Фото: Коммерсантъ / Александр Петросян
«Победа» первой из советских легковых автомобилей хорошо продавалась за рубежом. Ее экспортировали в Финляндию, Австрию, Бельгию и Великобританию
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
С 1951 до 1973 год «Победа» по лицензии выпускалась в Польше на заводе FSO под маркой Warszawa
Фото: Алексей Майшев / РИА Новости