За годы своего существования Русский музей фотографии стал незаменимой площадкой для нижегородских фотохудожников, фотожурналистов и всех, кто связан с фотографией и любит ее. Кроме постоянно меняющихся фотоэкспозиций здесь ежегодно проводится Волжское биеннале, собирающее со всей России людей, увлеченных фотоискусством. Место для музея выбрано неслучайно: в XIX веке в этом доме на Осыпной улице (ныне Пискунова) располагалось фотоателье, принадлежавшее по очереди двум выдающимся деятелям фотографии – Андрею Карелину и Максиму Дмитриеву. Сегодня нет ни одного труда по истории фотографии, в котором не упоминались бы эти фотохудожники. Первый стал родоначальником отечественной пикториальной фотографии, а второй заложил основы русской фотопублицистики.
В 1847 году фотограф Сергей Левицкий предложил в качестве светонепроницаемого подвижного соединения фотоаппарата меха от русской гармони. Так появился современный фокусировочный мех.
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Максим Дмитриев прославился одними из первых в мире фоторепортажей. В 1877 году восемнадцатилетний Максим переехал в Нижний Новгород из Москвы, чтобы поступить в ученики к знаменитому фотохудожнику Андрею Карелину. В итоге Максим Петрович остался у Волги до конца жизни, отсняв тысячи нижегородских видов и создав масштабные фотоочерки о быте волжских обитателей.
Фото: Русский музей фотографии
Нижегородская ярмарка была излюбленной темой Дмитриева. На снимке открытие очередного ярмарочного сезона
Фото: Максим Дмитриев
Андрей Карелин (1837—1906) стал основоположником русской школы жанровой фотографии. Несмотря на неудобство фотографического процесса середины XIX века ему удавалось создавать фотокартины, получившие признание не только на родине, но и на многочисленных зарубежных фотосалонах. А в 1878 году Карелин был принят в члены Французской национальной академии искусств
Фото: Русский музей фотографии
Одна из постановочных жанровых фотографий Андрея Карелина
Фото: Андрей Карелин/РМФ
Фотолетопись Нижнего Новгорода и окрестностей стала одним из главных достижений Максима Дмитриева. Без его снимков мы не знали бы, как выглядела столица Приволжья 100 лет назад. На снимке плашкоутный мост через Оку, работавший во время летнего сезона
Фото: Максим Дмитриев
В фондах Русского музея фотографии можно найти уникальные свидетельства истории. На этом снимке изображена редакция газеты "Нижегородский листок", в которой Максим Горький (в центре) проработал 6 лет
Фото: Русский музей фотографии
Советская эпоха широко представлена в фондах музея. На этом снимке 1950-х годов запечатлено собрание колхозников во время сенокоса
Фото: Виктор Бородин/РМФ
Нижегородскую историю невозможно представить без фотографий Нисона Капелюша. Первомайское шествие на площади Минина и Пожарского
Фото: Нисон Капелюш/РМФ
Здание, в котором расположен Русский музей фотографии, за свою жизнь поменяло множество хозяев. Из великолепного фотоателье с застекленными потолком и северной стеной, в годы советской власти оно превратилось в контору
Фото: Русский музей фотографии
Сегодня Русский музей фотографии стал одним из культурных центров Нижнего Новгорода
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Это крыльцо еще помнит Максима Дмитриева
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Празднование первого юбилея музея фотографии. На снимке справа председатель областного совета народных депутатов Евгений Крестьянинов, рядом с ним первый директор музея Владимир Войтенко
Фото: Русский музей фотографии
Мемориальная доска Андрею Карелину и Максиму Дмитриеву не остается без внимания прохожих
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
В экспозиции музея кроме фотографий можно увидеть множество фотографических диковин. На снимке крупноформатная камера, принадлежавшая Дмитриеву
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Вера Тарасова возглавляет Русский музей фотографии много лет
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын
Посетитель музея рассматривает пластиночные фотоаппараты начала XX века
Фото: Коммерсантъ / Роман Яровицын