В начале декабря на ярмарке современного искусства Art Basel в Майами был представлен очередной арт-кар BMW, оформленный основоположником концептуализма Джоном Балдессари. В честь этого события «Автопилот» вспоминает все предыдущие арт-кары баварской марки и художников, которые их создали
По сути, придумал арт-кар BMW француз Эрве Пулен (на фото справа), по совместительству гонщик и аукционист. Его идея состояла в том, чтобы художники использовали гоночные автомобили в качестве холста. В 1975 году Пулен пригласил разрисовать гоночный BMW 3.0 CSL известного американского скульптора Александра Колдера (на фото слева)
Фото: BMW
В том же году арт-кар BMW 3.0 CSL принял участие в гонках 24 часа Ле-Мана, но сошел с трассы из-за поломки и с тех пор больше не принимал участие в гонках, став выставочным экспонатом и положив начало знаменитой коллекции
Фото: BMW
Через год, в 1976 году, Пулен пригласил разрисовать гоночный BMW другого художника, американского абстракциониста Фрэнка Стеллу. Оформленный им BMW 3.0 CSL тоже вышел на страт 24 часов Ле-Мана
Фото: BMW
Кузов расписанного Фрэнком Стеллой BMW 3.0 CSL будто выполнен из миллиметровки, на которую нанесена то ли выкройка, по которой можно сделать еще один автомобиль, то ли чертеж, воспевающий техническое превосходство BMW
Фото: BMW
Родоначальник американского поп-арта Рой Лихтенштейн расписывал кузов BMW 320 Group 5 в 1977 году. Используя свои фирменные «комиксовые» приемы, он нарисовал на машине линии в виде дороги с проносящимися мимо пейзажами, небом и солнцем
Фото: BMW
BMW 320 Group 5 с оформлением от Роя Лихтенштейна стал первым арт-каром баварской марки, который успешно выступил в Ле-Мане, заняв девятое место в общем зачете и первое — в своем классе. Кроме того, этот автомобиль не только вывели на гоночный страт, но прежде презентовали как настоящее произведение искусства в парижском Центре Помпиду
Фото: BMW
Энди Уорхолу предложили расписать BMW M1 в 1979 году. Трое предыдущих художников работали вдумчиво, делали эскиз росписи на уменьшенной модели, затем переносили его на машину при помощи своих ассистентов. Уорхол все сделал сам, без помощи третьих лиц и всяких там макетов
Фото: BMW
Он объяснил свои широкие мазки тем, что хотел изобразить скорость. Ведь когда машина едет, все смазано. BMW M1 Group 4 в 1979 году финишировал в 24-часовых гонках Ле-Мана шестым в общем зачете и вторым в своем классе. К слову, во всех четырех гонках, в которых участвовали арт-кары BMW, автор идеи росписи гоночных машин Эрве Пулен выступал в качестве одного из трех пилотов
Фото: BMW
Пятый по счету арт-кар примечателен по двум причинам. Во-первых, в проекте впервые принял участие художник из Европы, австриец Эрнст Фукс, один из основателей Венской школы фантастического реализма. Во-вторых, этот арт-кар не то, что никогда не участвовал в гонках, но и на дорогу-то не выезжал и был расписан в 1982 году к выставке «Изобразительное искусство как иллюстрация — иллюстрация как изобразительное искусство».
Фото: BMW
При этом художнику принадлежит высказывание: «Вообще машина не нуждается в украшательстве. У нее есть своя собственная привлекательность». Фукс изобразил на BMW 635 CSi зайцев, перепрыгивающих через пылающий автомобиль, воплощающих первозданный страх и мечту преодолеть измерение, в котором мы живем. А вообще эта работа называется «Огненная лисица на заячьей охоте»
Фото: BMW
Американский художник Роберт Раушенберг много экспериментировал в самых разных жанрах и в результате пришел к собственному стилю «комбинированной живописи», объединяя в коллаже объекты и фотографии в оригинальные панно. Раушенбергу выпала честь расписывать серийный BMW 635 CSi в 1986 году
Фото: BMW
Художник использовал в оформлении автомобиля известные картины, воссоздав их на кузове с помощью фотографических приемов. Так, на водительской двери можно увидеть картину итальянского художника XVI века Аньоло Бронзино «Портрет молодого человека». На двери пассажирской — «Большая одалиска», написанная французским живописцем Жаном Домиником Энгром в 1814 год
Фото: BMW
Майкл Джагамара Нельсон у своего дедушки обучился технике древнего рисунка австралийского племени Папуния, на основе которой он создал свой собственный узнаваемый стиль в живописи. Художник расписал в 1989 году BMW M3 Group A, работа заняла семь дней. Рисунок кажется абстрактным, но пытливый глаз отыщет тут кенгуру, опоссума, муравьев и эму
Фото: BMW
Этот арт-кар — первый секонд-хэндовый автомобиль в коллекции BMW, зато со славным спортивным прошлым. До художественной росписи машина активно участвовала в гонках, например, в 1987 году гонщик Тони Лонгхёрст из команды JPS-BMW победил на этой машине в чемпионате AMSCAR
Фото: BMW
В том же году та же модель и тоже со спортивным прошлом была передана еще одному австралийскому художнику, Кену Доуну. Прежде, чем взяться за работу, Кен побывал в Мюнхене, где ему показали арт-кар Энди Уорхода, который произвел на художника сильное впечатление
Фото: BMW
В том же году та же модель и тоже со спортивным прошлом была передана еще одному австралийскому художнику, Кену Доуну. Прежде, чем взяться за работу, Кен побывал в Мюнхене, где ему показали арт-кар Энди Уорхода, который произвел на художника сильное впечатление
Фото: BMW
Японскому художнику Матазо Каяма доверили в 1990 году расписать BMW 535i. Каяма известен тем, что соединяет в своих работах модернизм с традиционным изобразительным искусством Японии. Художник работает в разных техниках, от живописи до работы по металлу
Фото: BMW
Так как Матазо Каяма знал, что созданный им арт-кар не будет использоваться в гонках, он покрыл автомобиль маленькими кусочками фольги, работая в классических японских техниках резьбы по металлу и оттисков на фольге. Но прежде он нанес голубую краску на серебряный кузов, используя аэрограф
Фото: BMW
Родина Цезаря Манрике — Ланцароте, один из Канарских островов. Он был не только известным в Испании художником — его работы выставляли рядом с картинами Гойи и Веласкеса, но так же архитектором, скульптором и ландшафтным дизайном, и внес большой вклад в сохранение родного острова в аутентичном виде, оградив его от многоэтажной застройки
Фото: BMW
Цезарю Манрике выпало в 1990 году раскрашивать BMW 730i. Художник, как и многие его предшественники, был вдохновлен темой скорости, при этом он максимально развил эту идею, расписав автомобиль так, будто он не едет по дороге, а, по словам художника, «летит сквозь космос, не встречая на пути никакого сопротивления». На зеркалах заднего вида изображены глаза, что значит: «Смотри, куда ты едешь»
Фото: BMW
А. Р. Пенк — псавдоним, взятый художником из Восточной Германии по имени известного немецкого геолога не от лучший жизни – его преследовали власти ГДР по политическим мотивам, даже конфисковали его работы. Мировую известность Пенк приобретает лишь после того, как в 1980 году ему удалось перебраться в ФРГ
Фото: BMW
Доставшийся Пенку в качестве полотна BMW Z1 восхитил художника, он говорил, что этот автомобиль — показатель креативности инженеров, его создавших. Пенк покрыл автомобиль своей росписью, в которой использован один из главных мотивов своих работ — «человечка из черточек» с поднятыми вверх руками
Фото: BMW
Художница Эстер Малангу родом из Южной Африки, родилась в племени ндебеле. Традиционной настенной живописи, которая должна выполняться только женщинами, она обучилась у матери, став со временем ведущим мастером этого искусства в мире. В этом, 2016 году она второй раз сотрудничала с BMW, расписав салон нового BMW 7 серии в рамках проекта подразделения BMW Individual
Фото: BMW
Эстер Малангу расписывала свой арт-кар в 1991 году. Это был белый BMW 525i, художница работала больше недели. По ее словам, она соединила традиции ндебеле с современностью автомобилей BMW. Малангу стала первой женщиной, которая приняла участие в проекте арт-каров BMW
Фото: BMW
Итальянский художник Сандро Чиа родом из Флоренции, он — лидер движения трансавангарда, противопоставляющего себя концептуализму, выступающего за экспрессивность, ярко выраженное личностное начало и эстетическое наслаждение
Фото: BMW
Сандро Чиа считает, что если долго и напряженно смотреть на что-нибудь, эта вещь превращается в лицо. «Автомобиль — это вожделенный предмет в обществе, к нему приковано много глаз. Люди внимательно разглядывают машины. Та, которую я расписал, отражает их пристальный взгляд. Она как зеркало предстает перед людьми, смотрящими на нее». BMW M3 GTR художник расписал в 1992 году
Фото: BMW
Дэвид Хокни не только самый известный английский художник, но и один из влиятельнейших художников XX столетия. Сорок лет он прожил в Калифорнии, где в 1995 году и расписал очередной арт-кар BMW, потратив на работу несколько месяцев
Фото: BMW
Идея Хокни была вывернуть BMW 850 CSi наизнанку, «показать машину так, будто вы смотрите на нее изнутри». Поэтому на капоте можно увидеть фрагменты 12-цилиндрового мотора, на левой двери – силуэт водителя, позади которого стоит такса и смотрит в окно. Хокни, у которого на тот момент было две обожаемые им таксы, сказал, что изображение, конечно, не точное: его собаки всегда ездя спереди
Фото: BMW
Концептуальная американская художница Дженни Хольцер в начале своего творческого пути клеила на улицах Нью-Йорка плакаты с собственными изречениями вроде «Гуманизм устарел» или «Деньги создают вкус». Слова — до сих главный материал ее работ, а желаемое выставочное пространство — живая общественная среда
Фото: BMW
Поэтому гонки отлично подходили ей в качестве выставочного зала. Для оформления ей достался BMW V12 LMR. Дженни Хольцер нанесла на него фосфорной краской шесть высказываний, вроде «Защитите меня от моих желаний» и «Недосягаемое всегда привлекает». Этот арт-кар принял участие в отборочном этапе гонок Ле-Ман в 1999 году
Фото: BMW
Пожалуй, самый противоречивый арт-кар создал исландско-датский художник Олафур Элиассон в 2007 году. В качестве материалов он использует воду, свет, температуру, объединяя в своих работах искусство, науку и природные явления. На фото художник (справа) демонстрирует свою работу Норберту Райтхоферу, председателю совета директоров BMW AG (в центре)
Фото: BMW
Создавая свой арт-кар, Олафур Элиассон заменил внешнюю обшивку прототипа H2R сложной и в то же время хрупкой оболочкой, состоящей из двух лежащих один над другим блестящих металлических каркасов, протянутых в виде сетки над кузовом и покрытых несколькими слоями льда. Тем самым художник показывает связь автомобильной промышленности с глобальным потеплением
Фото: BMW
Американец Джефф Кунс — один из самых эпатажных современных художников, представитель нео-попа, любите китча, чьи работы входят в число самых дорогих произведений современных художников. В 2010 году ему выпала честь оформить BMW M3 GT2, который затем принял участие в 24-часовой гонке Ле-Мана
Фото: BMW
Американец Джефф Кунс — один из самых эпатажных современных художников, представитель нео-попа, любите китча, чьи работы входят в число самых дорогих произведений современных художников. В 2010 году ему выпала честь оформить BMW M3 GT2, который затем принял участие в 24-часовой гонке Ле-Мана
Фото: BMW
Американский концептуалист Джон Балдессари был выбран в качестве создателя нового, восемнадцатого по счету арт-кара BMW. Художник известен тем, что комбинирует в своих работах изображения и текст, клейкую пленку и фотографии, создавая часто ироничные композиции
Фото: BMW
Джон Балдессари оформил BMW M6 GTLM в своей фирменной манере, используя точки красного, желтого, синего, зеленого цветов, изображение гоночного автомобиля и надпись FAST. Этот арт-кар примет участие в гонке 24 часа Дайтоны в конце января 2017 года
Фото: BMW